Требование: о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Ессентуки |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А61-1627/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Джамбулатова С.И.,
судей: Годило Н.Н., Жукова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Самариной К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Грандстрой" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.08.2016 по делу N А61-1627/2016 по исковому заявлению администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания (ОГРН 1021500001830, ИНН 1510008224) к обществу с ограниченной ответственностью "Грандстрой" (ОГРН 1051500420740, ИНН 1515907190), третье лицо - Муниципальное казенное учреждение Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" о взыскании задолженности (судья Ясиновская Т.Д.), при участии в судебном заседании: от администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания - Гевондяна Ф.А. - N 1956 от 10.06.2016; в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
администрация местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания обратилась в суд с исковым заявлением к муниципальному казенному учреждению муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства", обществу с ограниченной ответственностью "Грандстрой" о взыскании в бюджет Моздокского городского поселения излишне уплаченную сумму в размере 6 297 600 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства".
Решением от 23.08.2016 суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Грандстрой" в доход бюджета муниципального образования Моздокское городское поселение в лице главного администратора доходов - администрации местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания излишне уплаченную сумму в размере 6 297 600 рублей. Взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Грандстрой" в доход федерального бюджета 54 488 рублей госпошлины.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что истец не доказал факт неисполнения работ, а также указывая на нарушение судом норм процессуального права.
В судебном заседании представитель администрации просил решение суда первой инстанции отменить, без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что по результатам электронного аукциона (протокол от 17.06.2015 N 0310300003115000078-3) и в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" между Муниципальным образованием Моздокского городского поселения, от имени которого выступило Муниципальное казенное учреждение Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью "Грандстрой" (Генеральный подрядчик) 29.06.2015 заключен муниципальный контракт N 0310300003115000078-0132322-01 на выполнение работ (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1. контракта Генеральный подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить полный комплекс работ по строительству 45-квартирного жилого дома по программе переселения из аварийного жилого фонда в Моздокском городском поселении (далее - объект), включая монтаж оборудования, устройство инженерных систем, выполнение пусконаладочных работ и участие в мероприятиях по вводу в эксплуатацию в соответствии с технической и сметной документацией и передать результат работ Заказчику в сроки, указанные в контракте.
Цена работ по контракту составила 54528970 рублей (пункт 2.1. контракта).
Конечный срок выполнения работ согласно пункту 3.2. контракта установлен 30.11.2016.
Согласно пункту 2.4. контракта Заказчик ежемесячно, в течение 10 банковских дней с даты представления Генеральным подрядчиком документов, предусмотренных пунктом 6.5. контракта, осуществляет оплату Генеральному подрядчику выполненных работ после подписания Заказчиком справок о стоимости выполненных работ и затрат, составленных по унифицированной форме актов о приемке выполненных работ, оформленных по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ", и справки о стоимости выполненных работ и затрат, оформленной по унифицированной форме N КС-3, утвержденной указанным выше постановлением Госкомстата, подтверждающих выполнение работ в соответствующем отчетном периоде (месяце). Аванс засчитывается в оплату выполненных работ частями, пропорциональными стоимости работ, выполненных в отчетном периоде.
В 2015 году обществом с ограниченной ответственностью "Грандстрой" выполнены работы по контракту на сумму 20991900 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела актами о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справками о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), в том числе КС-2 от 02.09.2015 N 1 на сумму 10459600 рублей и КС-2 от 30.09.2015 N 2 на сумму 10532300 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3. контракта Заказчиком обществу с ограниченной ответственностью "Грандстрой" был выплачен аванс в размере 16358700 рублей, что подтверждается имеющимися в материалах дела платежными поручениями N 22299 от 06.07.2015 на сумму 3125100 рублей; N 22300 от 06.07.2015 на сумму 3953000 рублей; N 22301 от 06.07.2015 на сумму 8179600 рублей; N 35886 от 10.07.2015 на сумму 1101000 рублей.
Таким образом, оплата за выполненные и принятые работы за 2015 год составила 37350600 рублей (с учетом суммы аванса 16358700 рублей), что подтверждается платежными поручениями N 148748 от 09.09.2015 - 1998200 рублей; N 298310 от 23.11.2015 - 2756900 рублей; N 301286 от 24.11.2015 - 5704500 рублей; N 338656 от 09.12.2015 - 2776100 рублей; N 338655 от 09.12.2015 - 2012100 рублей; N 341662 от 10.12.2015 - 5744200 рублей.
18.03.2016 Контрольно-счётной палатой РСО - Алания был проведен контрольный осмотр выполненных работ на объекте "Строительство 45-квартирного жилого дома по программе переселения из аварийного жилого фонда в Моздокском городском поселении".
В результате контрольного осмотра было установлено, что на момент проверки выполнены общестроительные работы подземной части (фундаменты, стены подвала, установлены перекрытия и монолитные участки на нулевом уровне, полы подвала, лестницы).
Общестроительные работы надземной части не производились.
Ответчик доказательств выполнения в полном объеме предусмотренных контрактом работ на всю перечисленную сумму в размере 37350600 рублей не представил.
В ходе проверки было установлено и следует из акта от 25.03.2016 Контрольно-счётной палаты РСО - Алания, что в нарушение части 1 статьи 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 2.4. контракта МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" перечисленный аванс фактически не засчитан в оплату выполненных работ частями, пропорционально стоимости работ, выполненных в отчетном периоде, что привело к безрезультатному отвлечению бюджетных средств в размере 6297600 рублей.
Таким образом, Муниципальным казенным учреждением Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" обществу с ограниченной ответственностью "Грандстрой" излишне выплачена сумма в размере 6297600 рублей.
Муниципальным казенным учреждением Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" в адрес Общества с ограниченной ответственностью "Грандстрой" было вручено письмо от 28.03.2016 N 95, в котором указало, что в соответствии с указанием Контрольно-счетной палаты РСО-Алания просит в течение 10 дней с момента получения письма вернуть в бюджет Моздокского городского поселения денежные средства в сумме 6297600 рублей либо незамедлительно приступить к выполнению работ по строительству 45-квартирного жилого дома по программе переселения из аварийного жилого фонда в Моздокском городском поселении и обеспечить выполнение работ в зачет указанной суммы, которое оставлено без ответа и удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с настоящим иском.
Статьями 307, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности; обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Факт перечисления ответчику денежных средств администрацией местного самоуправления Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания через Заказчика подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен.
Из представленных истцом расходных расписаний от 03.07.2015, от 09.07.2015, от 09.09.2015, от 23.11.2015, от 08.12.2015 следует, что перечисление денежных средств Заказчику для дальнейшего перечисления ответчику было произведено из бюджета муниципального образования - Моздокское городское поселение через финансовый орган - АМС Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания
Из контракта следует, что общая сумма составила 54528970 рублей, в том числе 29494095 рублей 72 копейки средства федерального бюджета, 14372471 рублей 60 копеек средства республиканского бюджета и 10662402 рублей 68 копеек средства бюджета муниципального образования Моздокское городское поселение.
Указанные средства федерального и республиканского бюджетов поступили в бюджет МО Моздокский район и в последующем были перечислены в бюджет Муниципального образования Моздокское городское поселение, главным администратором доходов которого является Администрация местного самоуправления Моздокского городского поселения.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации Муниципальное казенное учреждение Муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств бюджета Моздокского городского поселения на основании бюджетной сметы.
Из статьи 53 Устава Муниципального образования Моздокского городского поселения Моздокского района РСО-Алания следует, что в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями по разработке, рассмотрению и утверждению бюджета Моздокского городского поселения, исполнению бюджета, осуществлению контроля за его исполнением и утверждению отчета об исполнении бюджета, входят: Глава городского поселения; Собрание представителей; Администрация городского поселения; контрольный орган городского поселения.
Ответчик доказательств возврата заявленной к взысканию суммы либо выполнения на дату рассмотрения спора работ на сумму 6297600 рублей не представил. Доказательства обратного в материалах дела отсутствуют.
Представленные ответчиком акты выполненных работ, подписанные в одностороннем порядке, не могут быть приняты судом, поскольку доказательств направления их в адрес истца и отказ истца от их подписания, в материалы дела не представлено.
Таким образом, отсутствие доказательств возврата денежных средств либо выполнения работ, требование истца о взыскании с ответчика излишне уплаченной суммы в размере 6297600 рублей обоснованно удовлетворено судом.
В соответствии со статьей 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим Кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе.
Согласно ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В материалах дела имеется почтовые конверты, направленные в адрес ответчика и возвращенные в суд с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, госпошлина по иску относится на общество.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебного акта в любом случае, апелляционным судом не установлено. Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам, приведенным в жалобе.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.08.2016 по делу N А61-1627/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Грандстрой" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.И. Джамбулатов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-1627/2016
Истец: Администрация местного самоуправления Моздокского городского поселения, АМС Моздокского городского поселения
Ответчик: МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства", ООО "Грандстрой"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОЗДОКСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ "Управление городского хозяйства"