Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-17931/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А65-12795/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Сергеевой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" - не явился, извещен,
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан - не явился, извещен,
от Управления Сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Соя Кулаево" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 года по делу N А65-12795/2016 (судья Хасанов А.Р.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево",
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Управлению Сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе
о признании незаконными отказов в предоставлении субсидий и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, Управлению Сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе о признании незаконными отказов в предоставлении субсидий, выраженных в письме от 21.03.2016 года N 53 Управления сельского хозяйства и продовольствия в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, письме от 01.03.2016 года N 52 Управления сельского хозяйства и продовольствия в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, об обязании ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Соя Кулаево" путем выплаты субсидии за счет средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2016 году в размере 1 078 000 рублей, выплаты субсидии за счет средств федерального бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году в размере 1 618 869,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Соя Кулаево" просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 года по делу N А65-12795/2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили возражения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц участвующих в деле не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Соя Кулаево" обратилось с заявлением от 01.03.2016 о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2016 году.
Также ООО "Соя Кулаево" обратилось с заявлением от 21.03.2016 года о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году.
Указанные заявления поданы на основании Приказа от 15 января 2016 г. N 1/2-пр "Об утверждении Порядков предоставления субсидий за счёт средств, поступающих из федерального бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан на 2016 год", которым утверждены:
* Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году;
* Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2016 году.
Письмом от 01.03.2016 N 52 Управление сельского хозяйства и продовольствия в Пестречинском муниципальном районе РТ в выделении субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в 2016 году из федерального бюджета отказало, поскольку согласно Приказа Минсельхозпрода РТ от 15.01.2016 года N 1/2-пр субсидии из федерального бюджета не предоставляются сельхозтоваропроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
Письмом от 21.03.2016 N 53 Управления сельского хозяйства и продовольствия в Пестречинском муниципальном районе РТ в выделении субсидий на возмещение затрат на 1 кг реализованного молока в 2016 году из федерального бюджета отказано по аналогичным основаниям.
Считая указанные отказы в предоставлении субсидий, выраженных в письме от 21.03.2016 года N 53 Управления сельского хозяйства и продовольствия в Пестречинском муниципальном районе РТ, письме от 01.03.2016 года N 52 Управления сельского хозяйства и продовольствия в Пестречинском муниципальном районе РТ, незаконными, нарушающими права и законные интересы ООО "Соя Кулаево", заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 года N 1370 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока, которыми предусмотрено, что указанные субсидии предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации при наличии нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям средств на возмещение части затрат на 1 килограмм молока, источником финансового обеспечения которых является субсидия, включающего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также сроки их рассмотрения (пункт 3, подпункт "в" пункта 4).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее Федеральный закон N 264) государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется в том числе по обеспечению производства продукции животноводства.
В силу ст. 5 Федерального закона N 264 государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Согласно ст.34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Исходя из смысла указанных законов, нормативных правовых актов государственные меры поддержки должны быть направлены на повышение эффективности использования средств бюджета.
Приказом Минсельхозпрода РТ от 15.01.2016 N 1/2-пр "Об утверждении Порядков предоставления субсидий за счет средств, поступающих из федерального бюджета на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Татарстан на 2016 год" утверждены Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока в 2016 году, Порядок предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в 2016 году.
Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Татарстан 24 марта 2016 года за N 3246, опубликован на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http ://pravo.tatarstan.rn 29 марта 2016 года.
Согласно абзацу второму пункта 4 Порядка предоставления субсидий на переработку молока субсидии не предоставляются сельхозтоваропроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
Аналогичная норма содержится и в абзаце втором пункта 4 Порядка предоставления субсидий в области растениеводства.
В материалы дела заявителем представлены оспариваемые отказы, а также ответ Управления Сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан в Пестречинском муниципальном районе, объяснительная, согласно которым причиной отказа в выделении субсидии стало то, что ООО "Соя Кулаево" признано решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 7 октября 2014 года несостоятельным (банкротом).
Суд первой инстанции правомерно посчитал состоятельной ссылку Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан о том, что предоставление субсидии обществу, находящемуся в процедуре банкротства, не соответствует ни целям, ни условиям предоставления субсидии, нарушает принцип эффективности использования бюджетных средств, поскольку главная задача конкурсного управляющего направление денежных средств на расчеты с кредиторами, а не на развитие производства животноводческой продукции, что не соответствует целям предоставления субсидии. В случае же предоставления субсидии организациям, находящимся в процедуре банкротства должностные лица, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ несут соответствующую ответственность, предусмотренную ст.ст. 15.15.3, 15.15.5 КоАП РФ.
Как указало Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, заявитель не соответствует и понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, которое дано в ст.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264, которым сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель (далее - сельскохозяйственный товаропроизводитель), осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год. Таким образом, организация может быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем в случае, если может подтвердить уровень своего дохода от реализации производимой сельскохозяйственной продукции в размере не менее чем семидесяти процентов за календарный год.
ООО "Соя Кулаево" не имеет статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и в перечень сельхозтоваропроизводителей по Республике Татарстан на 1 января 2016 года (и на сегодняшний день) не был включен, что подтверждается представленными Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан документами.
Довод заявителя о том, что указанное в отказе о предоставлении субсидии основание не подпадает под п. 8 Порядка по растениеводству и п. 10 Порядка по молоку, суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным, поскольку согласно указанным ваше Порядкам предоставления закреплен прямой запрет на предоставление субсидии сельхозтоваропроизводителям, в отношении которых арбитражным судом возбуждено производство по делу о банкротстве.
Неуказание такого обстоятельства в качестве основания отказа в п. 8 и п. 10 Порядков не может означать право заявителя на предоставление ему такой субсидии.
В обратном случае предоставление такой субсидии, несмотря на нахождение заявителя в стадии банкротства, повлечет прямое нарушение утвержденных положений.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у ответчика отсутствовали основания для предоставления заявителю субсидий.
Более того, заявления от 01.03.2016 и 04.03.2016 подписаны директором ООО "Соя Кулаево" - Х.Х.Миннебаевым.
Между тем, в силу ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обращения о предоставлении субсидии подписаны неуполномоченным лицом.
На основании изложенного, в удовлетворении требования заявителя судом первой инстанции было обоснованно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Поскольку, обществу с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" за рассмотрение апелляционной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 3000 руб., с него следует взыскать в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.09.2016 года по делу N А65-12795/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Соя Кулаево" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12795/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 21 февраля 2017 г. N Ф06-17931/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Соя Кулаево", г.Набережные Челны
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, г.казань, Управление сельского хозяйства и продовольствия Министерства сельского хозяйства и продольствия РТ в Пестречинском муниципальном районе РТ, с. Пестрецы