Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф06-17436/16 настоящее постановление отменено
Требование: о взыскании денежных средств, о взыскании долга
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
г. Самара |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А55-30279/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Александрова А.И.,
Судей Радушевой О.Н., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Федотовой Е.В.,
с участием в судебном заседании до перерыва:
от ТУ Росимущества в Самарской области - представитель Елизаркина А.Г. по доверенности от 16.08.2016 г., представитель Иевлев Т.С. по доверенности от 16.08.2016 г.;
от Министерства финансов РФ - представитель Миронов М.А. по доверенности от 30.09.2016 г.;
иные лица, не явились, извещены надлежащим образом,
после перерыва, лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7 апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Самарской области, на определение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2016 года об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 по делу N А55-30279/2015 (судья Ануфриева А.Э.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД" к Территориальному управлению Росимущества в Самарской области с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго", о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Росимущества в Самарской области о взыскании 36 460 руб. 43 коп. стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 с Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет казны Российской Федерации в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" взыскано 36 460 руб. 43 коп., а также расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
08.06.2016 г. на основании вступившего в законную силу судебного акта выдан исполнительный лист ФС 012031116.
Исполнительный лист серии ФС N 012031116, выданный на основании указанного решения, поступил в Министерство финансов Российской Федерации 07.07.2016 г.
Управление Федерального казначейства по Самарской области, как орган, в который впоследствии поступил на исполнение исполнительный лист, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта путем исключения из резолютивной части названного решения указания на взыскание за счет средств казны Российской Федерации, одновременно указав, что исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 г. по делу N А55-30279/2015 подлежит за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на реализацию своих полномочий. Кроме того просит приостановить исполнение решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 г. по делу N А55-30279/2015 до момента рассмотрения судом заявления об изменении способа и порядка исполнения решения, в связи с установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации трехмесячным сроком исполнения судебных актов.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2016 г. заявление Управления Федерального казначейства по Самарской области об изменении способа и порядка исполнения судебного акта удовлетворено.
Изменен способ и порядок исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 по делу N А55-30279/2015. Определено взыскание производить с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на реализацию своих полномочий.
Производство по заявлению о приостановлении исполнения судебного акта прекращено.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТУ Росимущества в Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2016 г. апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Самарской области оставлена без движения до 26 октября 2016 г.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 октября 2016 г. апелляционная жалоба ТУ Росимущества в Самарской области принята к производству, судебное заседание назначено на 29 ноября 2016 г.
В судебном заседании 29 ноября 2016 г. представители ТУ Росимущества в Самарской области апелляционную жалобу поддержали в полном объеме, просили определение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Министерства финансов РФ с апелляционной жалобой не согласен. Просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Протокольным определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от29 ноября 2016 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 01 декабря 2016 г.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
В судебном заседании 01 декабря 2016 г. лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены (направлением почтовых извещений и размещением информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абз. 2 ч. 1 ст. 121 АПК РФ) в связи с чем суд вправе рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон согласно ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены определения Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2016 г. об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 по делу N А55-30279/2015, исходя из нижеследующего.
Из содержания решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 г. следует, что по делу N А55-30279/2015, в пользу истца взысканы денежные средства в счет уплаты электрической энергии в объеме бездоговорного потребления ресурса в помещении находящемся в собственности Российской Федерации.
Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, Управление Федерального казначейства по Самарской области указало, что на основании положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, исполнение решения должно осуществляться не Министерством финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в порядке статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия должнику (Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае) как получателю средств федерального бюджета лицевого счёта, в порядке, установленном пунктом 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, с учётом положений пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 декабря 2003 года N 467-О, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно статье 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктами 5.2, 5.3, 5.47 Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество):
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности;
- осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Росимущества, его территориальных органов и подведомственных учреждений, и финансовое обеспечение возложенных на Росимущество функций.
В соответствии с пунктом 4 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение исполнительных документов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений осуществляется с лицевых счетов, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской
Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно пункту 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Минфин России возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете.
Поскольку судебные акты по искам к Российской Федерации о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) в силу положений статей 165, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполняет только Минфин России, федеральным законом о федеральном бюджете Минфину России ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на исполнение судебных актов о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации.
В то же время Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" бюджетные ассигнования на прочую закупку товаров, работ и услуг для нужд Росимущества, в том числе на оплату услуг по ремонту и содержанию нежилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, на 2014-2016 года предусмотрены по разделу 01 "Общегосударственные вопросы", подразделу 13 "Другие общегосударственные вопросы", целевой статье расходов 38 1 9999 "Реализация направлений расходов в рамках подпрограммы "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", и составляют в 2014 году 1 917 926,4 тыс. руб., в 2015 году 1 746 157,2 тыс. руб., в 2016 году 1 586 157,2 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации положения, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и определяющие особенности правового положения казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Согласно пункту 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание сложившуюся судебную практику рассмотрения дел с аналогичными обстоятельствами, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что исполнение решения арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 N А55-30279/2015 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области за счет средств федерального бюджета, выделяемых Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на реализацию своих полномочий соответствует нормам пункта 1 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом положений пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 327 АПК РФ арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава - исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, в случаях, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 39 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случае обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
В рассматриваемом случае заявитель просил приостановить исполнение судебного акта до рассмотрения заявления об изменении способа и порядка исполнения судебного акта.
Поскольку настоящим определением вопрос об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 по делу N А55-30279/2015 разрешен судом первой инстанции по существу, применительно к норме п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ с учетом ч.5 ст. 3 АПК РФ, производство по заявлению о приостановлении исполнения судебного акта правомерно прекращено судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы всесторонне изучены судебной коллегией и не нашли своего подтверждения в материалах дела и в представленных доказательствах.
Таким образом, в нарушение ст. 65 АПК РФ, заявитель апелляционной жалобы не доказал обстоятельства, на которые он ссылался как на основание своих требований и возражений.
Так как доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к безусловной отмене судебного акта по статье 270 АПК РФ, не установлено, определение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2016 г. об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 по делу N А55-30279/2015 является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить без изменения определение Арбитражного суда Самарской области от 09 сентября 2016 года об изменении порядка и способа исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2016 по делу N А55-30279/2015, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в месячный срок.
Председательствующий |
А.И. Александров |
Судьи |
О.Н. Радушева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-30279/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 14 февраля 2017 г. N Ф06-17436/16 настоящее постановление отменено
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице Куйбышевской дирекции по энергообеспечению-структурного подразделения Трансэнерго-филиала "РЖД"
Ответчик: ТУ Росимущества в Самарской области
Третье лицо: ПАО энергетики и электрификации "Самараэнерго", УФК по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
14.02.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17436/16
08.12.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14270/16
09.09.2016 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-30279/15
24.04.2016 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30279/15