Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2017 г. N Ф07-13893/16 настоящее постановление изменено
г. Санкт-Петербург |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А42-2291/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Несмияна С.И.,
судей Жуковой Т.В., Поповой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания: Ершовой Е.И.,
при участии:
от истца: Козлов ЕН., по доверенности от 17.12.2015;
от ответчика: Радочина О.В.. по доверенности от 01.01.2016;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29098/2016) открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.09.2016 по делу N А42-2291/2016 (судья Е.С.Камалова), принятое
по иску федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт"
к ОАО "Мурманское морское пароходство"
о взыскании 624 811 рублей 76 копеек,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Росморпорт" (далее - ФГУП "Росморпорт") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о взыскании с открытого акционерного общества "Мурманское морское пароходство" (далее - ОАО "ММП") 624 811 рублей 76 копеек задолженности по портовым сборам.
Решением от 13.09.2016 Арбитражный суд Мурманской области иск удовлетворил.
В апелляционной жалобе ОАО "ММП" просит решение суда от 13.09.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске. ОАО "ММП" указывает на необходимость применения ставки портовых сборов для каботажного рейса.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Мурманской области от 13.09.2016 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Морское судно нефтеналивной танкер "Натали" (ИМО 8915794), принадлежащее ОАО "ММП", следуя в балласте иностранного порта Чжоушань, зашло в морской порт Мурманск 25.05.2012 и вышло в балласте из морского порта Мурманск 24.11.2015, следуя в иностранный порт Роттердам.
ФГУП "Росморпорт", руководствуясь сведениями, изложенными в письме ФГБУ "Администрация морских портов Западной Арктики" от 19.01.2016 N 01/05-110 о морском порте следования Судна (Роттердам), с учетом данных о выходе судна из порта Мурманск в балласте, в соответствии с пунктом 1.8 Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных Приказом ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1 (далее - Правила), произвело перерасчет суммы портовых сборов за услуги при выходе судна из порта Мурманск по ставкам загранплавания.
ФГУП "Росморпорт" предъявило к оплате ОАО "ММП" счет от 24.11.2015 N 3608 на сумму 701 209 рублей 08 копеек портовых сборов.
ОАО "ММП" оплатило портовые сборы исходя из ставок каботажного плавания, что послужило освоением к предъявлению ФГУП "Росморпорт" иска о взыскании с ОАО "ММП" 624 811 рублей 76 копеек неоплаченной суммы портовых сборов, рассчитанных исходя из ставок загранплавания.
Суд иск удовлетворил. Решение обжаловано.
Суд апелляционной инстанции оставил жалобу без удовлетворения ввиду следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.
В силу статьи 19 Закона N 261-ФЗ оказание в морских портах услуг по использованию отдельных объектов инфраструктуры морского порта, а также по обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы).
Портовые сборы подлежат уплате администрации морского порта, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в морском порту.
Перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом морском порту, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Перечень портовых сборов, взимаемых в морских портах Российской Федерации, утвержден приказом Минтранса России от 31.10.2012 N 387. Ставки портовых сборов и правила их применения в морских портах Российской Федерации, утверждены приказом ФСТ России от 20.12.2007 N 522-т/1.
Согласно пункту 1.8 Правил, утвержденных названным приказом ФСТ России, портовые сборы дифференцируются по ставкам рейса (каботажного или заграничного); применение ставок рейса (каботажного или заграничного) при оплате портовых сборов в случае захода судна в порт в балласте (без груза) зависит от последнего порта (российского или иностранного) захода судна.
В соответствии с общей декларацией N 10207050/260512/000949, подписанной капитаном судна 26.05.2012, танкер "Натали", следуя по маршруту Цюйшакьдао (Китай) - Сингапур - Суэц (Египет) - Мурманск, 25.05.2012 осуществил заход в порт Мурманск в балласте (без груза). То есть рейс, который являлся заграничным, окончен в порту иностранного государства
Поскольку танкер "Натали" был подан для выполнения рейса Мурманск - Гамбург, а также тот факт, что последним портом выгрузки был Китай, истец произвел расчет портовых сборов на выход, исходя из ставок загранплавания.
В Письме Федеральной службы по тарифам от 11.03.2008 N ЕВ-1192/10 "О терминах, используемых в правилах применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации" определено, что:
- рейс - законченный процесс перевозки грузов и (или) пассажиров судном за определенный промежуток времени между морскими портами (портопунктами);
- каботажный рейс - это законченный процесс перевозки грузов и (или) пассажиров судном между портами Российской Федерации. Рейс, осуществляемый между портами России и сопряженный с выходом за пределы территориальных вод, заходом в исключительную экономическую зону Российской Федерации и возвращением в территориальные воды страны и далее в российский порт, является каботажным;
- заграничный рейс - это законченный процесс перевозки грузов и (или) пассажиров судном между портами Российской Федерации и портами зарубежных государств.
Судами установлено, что танкер "Натали" не выполняло рейсы между морскими портами Российской Федерации.
В Письме Минфина РФ от 11.02.2016 N 03-03-06/1/7299 каботаж определяется когда пункт отправления и пункт назначения находится в пределах Российской Федерации.
Принимая во внимание, что последними портами захода спорного Судна являлись заграничные порты, то есть балластный переход осуществлен между заграничными портами, суд пришли к выводу о применении ставок портовых сборов загранплавания.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.09.2016 по делу N А42-2291/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.И. Несмиян |
Судьи |
Т.В. Жукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2291/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 марта 2017 г. N Ф07-13893/16 настоящее постановление изменено
Истец: ФГУП "Росморпорт"
Ответчик: ОАО "Мурманское морское пароходство"