г. Москва |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А41-27185/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Альтарф" - Гулия В.В. (представителя по доверенности от 27.11.2015),
от администрации Красногорского муниципального района Московской области - извещена, представитель не явился,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альтарф" на решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2016 по делу N А41-27185/16, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альтарф" (далее- общество) обратилось в суд с заявлением к администрации Красногорского муниципального района Московской области (далее - администрация) со следующими требованиями:
- признать незаконным отказ администрации в предоставлении обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 50:11:0050408:1452 и площадью 0,241 га, расположенном по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, c Петрово-Дальнее, указанный в письме от 25.01.2016 N 1.2.6-86/147.
- обязать администрацию принять решение о предоставлении в аренду и заключить договор аренды с обществом на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0050408:1452 и площадью 0,241 га, расположенном по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, c Петрово-Дальнее для размещения магазина, сроком на 49 лет.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 21.09.2016 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей администрации, министерства.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество 22.12.2014 обратилось в администрацию с заявлением о выделении земельного участка площадью 0,241 га, расположенного по адресу: Московская область, Краногорский район, с.Петрово-Дальнее, для размещения магазина.
Администрация письмом от 14.01.2015 N 1.2.6-81/5611 сообщила обществу о том, что считает возможным формирование земельного участка общей площадью 0,29 га, расположенного в Красногорском районе, с. Петрово-Дальнее для размещения придорожного сервиса.
Письмом от 05.01.2015 общество обратилось в администрацию за утверждением акта выбора земельного участка площадью 0,241 га, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее.
В номере 12-13 от 03.02.2015 газеты "Красногорские вести" была размещена публикация, согласно которой администрация информирует жителей и общественные организации района о том, что общество осуществляет согласование акта выбора выбора земельного участка площадью 0,241 га, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, для размещения магазина. Далее в публикации приведены сведения о юридическом адресе, генеральном директоре общества и даны контактные телефоны общества.
Также общество 03.12.2015 подало в администрацию письмо, в котором просило предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка общей площадью 0, 241 га, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, под размещение магазина, а также утвердить схему расположения этого земельного участка.
Постановлением администрации от 18.12.2015 N 2370/12 утверждена схема расположения земельного участка площадью 2 410 кв.м. на кадастровом плане территории. Указанным постановлением установлен вид разрешенного использования - магазины, присвоен адрес Московская область, Красногорский муниципальный район, сельское поселение Ильинское,. Петрово-Дальнее.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением номера 50:11:0050408:1452.
Общество 18.01.2016 обратилось в адрес администрации с заявлением о предоставлении спорного участка в аренду.
Письмом от 25.01.2016 N 1.2.6-86/147 администрация сообщила обществу об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, сославшись на то, что право аренды земельного участка подлежит реализации на аукциона без наличия у общества преимущественного права на его приобретение.
Не согласившись с администрацией, общество 20.05.2016 оспорило данный отказ от 25.01.2016 в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции признал их обоснованными.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 этой же статьи АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Ввиду отсутствия в материалах дела документов о дате получения обществом письма администрации от 25.01.2016 оснований для вывода о пропуске обществом трехмесячного срока на обращение в суд не имеется.
В силу статей 15, 22 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент обращения общества в администрацию с первоначальным заявлением о предоставлении земельного участка в аренду (далее - Земельный кодекс), граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (аренду). Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность (аренду) граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности, предоставляться в аренду.
Из пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса следует, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса.
Пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса устанавливает, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В данном случае земельный участок испрашивался обществом под строительство магазина (объекта придорожного сервиса) с предварительным согласованием места размещения объекта.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (в редакции от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) статьи 34, 30 - 32, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), ранее регулировавшие порядок предоставления земельных участков, признаны утратившими силу с 01.03.2015 и с данного момента законодателем установлен иной порядок предоставления земельных участков..
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Поскольку земельный участок испрашивался обществом под строительство магазина (объекта придорожного сервиса) с предварительным согласованием места размещения объекта, ссылка суда первой инстанции на пункт 3 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ (в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 01.01.2018) является ошибочной.
Место размещения объекта строительства (магазина) на земельном участке приблизительной площадью 0,241 га с месторасположением: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, было согласовано Главой сельского поселения Ильинское и согласован акт выбора, как следует из письма без номера и даты (л.д. 13), а также градостроительной проработки размещения магазина и акта выбора (л.д. 23-25).
Между тем на данных документах отсутствуют какие-либо даты, что не позволяет сделать вывод о том, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта было принято администрацией до 01.03.2015.
Напротив, в материалах дела имеется письмо общества, поданное им в администрацию 03.12.2015 (л.д. 14), в котором общество просило предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка общей площадью 0, 241 га, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, под размещение магазина.
Из этого следует, что названные документы: письмо без номера и даты (л.д. 13), градостроительная проработка размещения магазина и акт выбора (л.д. 23-25) относятся к периоду после 01.03.2015.
Тем самым, предоставление земельного участка обществу регулировалось положениями Земельного кодекса в редакции, действовавшей с 01.03.2015.
Таким образом, участок мог быть предоставлен обществу только путем проведения торгов.
Поэтому отказ администрации в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка без проведения торгов является правильным.
Основания для такого вывода имеются, даже если предположить, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта все же было принято администрацией до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу пункта 5 статьи 30 Земельного кодекса предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Кодекса.
Статьей 31 Земельного кодекса установлен порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения.
Исходя из содержания пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
После поступления данного заявления соответствующий орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (пункт 2 статьи 31 Земельного кодекса).
В соответствии с пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Земельным кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Земельного кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, а также в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 27.02.2015 по делу N А41-25457/14, от 03.12.2015 по делу N А41-18861/15.
Таким образом, испрашиваемый земельный участок не мог быть предоставлен обществу в аренду для целей строительства без публичного информирования населения о предстоящем предоставлении такого участка.
Представленная в материалы дела публикация об информировании населения о том, что общество осуществляет согласование акта выбора земельного участка, обоснованно не принята судом первой инстанции в качестве доказательства соблюдения порядка информировании населения о предстоящем предоставлении участка.
В номере 12-13 от 03.02.2015 газеты "Красногорские вести" была размещена публикация, согласно которой администрация "информирует жителей и общественные организации района о том, что общество осуществляет согласование акта выбора выбора земельного участка площадью 0,241 га, расположенного по адресу: Московская область, Красногорский район, с. Петрово-Дальнее, для размещения магазина".
Далее в публикации приведены сведения о юридическом адресе, генеральном директоре общества и даны контактные телефоны общества.
Положения Земельного кодекса не устанавливают конкретные требования к форме и содержанию информирования заинтересованных лиц, также как и нормативного срока, по истечении которого органы местного самоуправления не вправе принимать от третьих лиц заявления на предоставление им земельного участка.
Вместе с тем, как правильно указал суд, из приведенных норм права и указаний Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что информация должна содержать сведения о возможности обращения заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении им земельного участка, сроках, в течение которых можно обратиться с заявлением, а также сведений о месте обращения с вопросами и заявлениями.
По сути, администрация названной публикацией не информировала население и юридических лиц о возможном или планируемом предоставлении земельного участка.
Тем самым, цель публичного информирования (обеспечение защиты интересов населения в целом, конкретных лиц, в том числе выявление возможных претендентов на земельный участок) указанной публикацией не достигалась: ее содержание исключало представление заинтересованных лиц о возможности претендовать на этот участок (наряду с обществом) и подачу ими документов на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения.
Следовательно, указанную публикацию нельзя признать надлежащей.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о нарушении администрацией процедуры предоставления земельного участка и о законности в связи с этим оспариваемого отказа администрации являются правильными.
Довод общества о том, что оно не допускало каких-либо нарушений и не может быть лишено предоставления указанного земельного участка лишь потому, что администрация допустила нарушения процедуры предоставления этого участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства, отклоняется, поскольку в данном случае речь идет о публично-правовых требованиях закона (к процедуре предоставления земельных участков), несоблюдение которых влечет соответствующие правовые последствия (отказ в предоставлении участка без проведения торгов), при том, что приведенные обществом обстоятельства не указаны в законе в качестве оснований, исключающих наступление таких последствий.
При этом апелляционный суд принимает во внимание, что общество не лишено подать заявление о получении земельного участка в аренду для строительства по результатам торгов.
Из доводов общества, материалов дела оснований для отмены решения не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.09.2016 по делу N А41-27185/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий |
Е.Е. Шевченко |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-27185/2016
Истец: ООО "АЛЬТАРФ"
Ответчик: Администрация Красногорского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Красногорского муниципального района Московской области