г. Москва |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А40-40240/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Чеботаревой И.А.,
при ведении протокола и.о. секретаря судебного заседания Жубоевым Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу ООО фирма "Бисер"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2016 по делу N А40-40240/16, принятое в порядке упрощенного производства судьей Дранко Л.А. (79-1190)
по заявлению ООО фирма "Бисер"
к ИФНС N 34 по г. Москве
об оспаривании постановления.
Без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ООО фирма "Бисер" (далее - Общество, Организация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании постановления Инспекции ФНС России N 34 по г. Москве (далее - Инспекция, административный орган, ответчик) от 04.05.2016 N 0024063/79251. Оспариваемым постановлением ООО фирма "Бисер" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением от 05.10.2016 Арбитражный суд города Москвы оставил заявление Общества без удовлетворения.
Заявитель не согласился с решением суда и, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель считает, что судом неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неверно применены нормы материального и процессуального права. Общество считает, что в его действиях отсутствует событие вмененного ему правонарушения, так как денежные средства находились в кассе с учетом приказа о разменном фонде, а выдача денежных средств из кассы физическому лицу в качестве возврата займа не образует состав по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ. Заявитель указал на нарушение налоговым органом процедуры привлечения к административной ответственности, просил заменить штраф на предупреждение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 АПК РФ.
Дело рассмотрено в порядке ст. 272.1 АПК РФ, без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив доводы апелляционной жалобы, имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, Инспекцией в период с 13.04.2016 по 27.04.2016 на основании поручения от 13.04.2016 N 79 проведена проверка Общества по вопросу полноты учета выручки денежных средств в кассу, полученных с применением контрольно-кассовой техники "Штрих-Мини-ФР-К" зав. NN 00086847, 00083353 (далее - ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов за период с 01.11.2015 по 13.04.2016.
В ходе проведенной проверки должностными лицами Инспекции установлено, что сумма наличных денежных средств в размере 3 599,67 руб., являющаяся выручкой Общества и обнаруженная в виде излишков в денежном ящике ККТ, согласно Акту КМ-9 N 79 от 13.04.2016 (далее - Акт КМ-9) и суточному отчету без гашения Х0409 от 13.04.2016, снятому в 13 ч. 38 мин., не оприходована за 13.04.2016, что подтверждается отсутствием соответствующей информации о поступлении денежной наличности в кассу предприятия на указанную сумму в кассовых документах, а именно приходном кассовом ордере и кассовой книге Общества за 13.04.2016.
По результатам проверки 27.04.2016 составлен акт N 79/чк, 27.04.2016 составлен протокол об административном правонарушении N 0024063/251 в которых зафиксирован факт нарушения Обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка хранения свободных денежных средств, выразившегося в выдаче в проверяемом периоде наличных денежных средств из кассы Общества по договорам займа от 15.05.2015 N 44, от 17.08.2015 N 45, от 20.11.2015 N 46 на общую сумму в размере 119 800 руб., а именно: согласно расходному кассовому ордеру (далее - РКО) от 24.02.2016 N 243, РКО от 25.02.2016 N 247, РКО от 29.02.2016 N 267, РКО от 12.03.2016 N 318, РКО от 26.03.2016 N 392, РКО от 27.03.2016 N 394, РКО от 29.03.2016 N 407, РКО от 29.03.2016 N 408 Организация осуществила выдачу денежных средств по договору займа из выручки Организации в размере 17 000 руб., 30 000 руб., 1 500 руб., 9 000 руб., 17 300 руб., 30 000 руб., 2 300 руб., 12 700 руб. соответственно.
04.05.2016 исполняющим обязанности начальника Инспекции было вынесено оспариваемое Постановление по делу об административном правонарушении N 0024063/79/251, которым Обществу на основании ч.1 ст. 15.1 КоАП РФ назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Заявитель, посчитав оспариваемое постановление незаконным, обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции исходил из наличия в его действиях состава административного правонарушения.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также, иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7).
Нарушений установленного КоАП РФ порядка привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого постановления согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10, судом не установлено.
Частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" налоговые органы осуществляют контроль за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Порядок ведения кассовых операций установлен Положением о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России 12.10.2011 N 373-П (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 24.11.2011 N 22394).
Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее - другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.
Уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или его уполномоченный представитель вносят наличные деньги в банк, или в организацию, входящую в систему Банка России, уставом которой ей предоставлено право осуществления перевозки наличных денег, инкассации наличных денег, а также кассовых операций в части приема и обработки наличных денег, или в организацию федеральной почтовой связи для зачисления, перечисления или перевода их на банковский счет юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Согласно Альбому унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно - кассовых машин акт о проверке наличных денежных средств применяется для отражения результатов внезапной проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе торговой организации (предпринимателя - физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица).
Проверка наличных денежных средств проводится в соответствии с установленным порядком. Результаты проверки оформляются представителями контролирующей организации и лицом, ответственным за сохранность денежных средств, и доводятся до сведения руководителя проверяемой организации.
Согласно п. 37 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей (далее - Регламент) проверка полноты учета выручки денежных средств у проверяемого объекта осуществляется методом сравнения суммы наличных денежных средств, установленной при проверке наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно-кассовой техники, с данными, отраженными в фискальном отчете, контрольной ленте контрольно-кассовой техники и записями в журнале кассира - операциониста.
Записи в журнале кассира - операциониста сверяются с приходными кассовыми ордерами, кассовыми отчетами и данными кассовой книги, книги учета доходов и расходов.
Однако в регламенте не установлен определенный порядок пересчета наличных денежных средств, находящихся в денежном ящике контрольно кассовой техники.
В результате пересчета денежных средств представителем объекта проверки сумма наличных денежных средств в денежном ящике контрольно кассовой техники составила 14 435,00 руб.
Как следует из Х-отчета выручка по кассе предприятия 12 332,41 руб., из них наличных в кассе 10 835,33 руб.
Таким образом, излишки в денежном ящике контрольно кассовой техники Общества составляли 3 599,67 руб.
Факт совершения Обществом вмененного ему правонарушения подтверждается актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами административного дела.
Согласно п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В настоящем случае Обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. При этом в деле не имеется и заявителем не представлено доказательств об отсутствии у него возможности для соблюдения нарушенных правил и норм.
Таким образом, налоговым органом установлен факт совершения Обществом вмененного ему правонарушения по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и вина заявителя в его совершении.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии сведений в Акте о количестве денежных средств полученных Общество путем безналичного расчета не принимается судебной коллегией, поскольку на Х-отчете присутствует информация о денежных средствах, которые должны находиться в денежном ящике контрольно - кассовой техники Общества.
Поскольку безналичный расчет при проверке не учитывается, в Акте он не отражался. Следовательно, данными действиями сотрудников Инспекции права Общества не нарушены и не стали препятствием для всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что при составлении акта N 79 от 13.04.2016 г. не учтены денежные средства из разменного фонда, отклоняется апелляционным судом поскольку на момент проведения проверки фактического наличия денежных средств, находящихся в кассе Общества, представителем объекта проверки не представлено документов, подтверждающих наличие разменного фонда, в том числе приказа от 31.01.2015 г. N б/н "Об оформлении разменного фонда.
В соответствии с пунктом 4.1. Указания Центрального Банка Российской Федерации "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" от 11.03.2014 N 3210-У (далее - Указания N 3210-У) кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).
Пунктом 4.6 Указаний N 3210-У установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись. Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Если в течение рабочего дня кассовые операции не проводились, записи в кассовую книгу 0310004 не осуществляются.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности. Контроль за ведением кассовой книги 0310004 осуществляет главный бухгалтер (при его отсутствии - руководитель).
Согласно пункту 6 Указаний N 3210-У выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002.
Выдача наличных денег для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам проводится по расходным кассовым ордерам 0310002, расчетно-платежным ведомостям 0301009, платежным ведомостям 0301011.
В соответствии с пунктом 6.1 Указаний N 3210-У при получении расходного кассового ордера 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера (при их отсутствии - наличие подписи руководителя) и ее соответствие образцу, за исключением случая, предусмотренного в абзаце втором подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указания, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью.
При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 0310002.
Кассир выдает наличные деньги после проведения идентификации получателя наличных денег по предъявленному им паспорту или другому документу, удостоверяющему личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - документ, удостоверяющий личность), либо по предъявленным получателем наличных денег доверенности и документу, удостоверяющему личность.
Выдача наличных денег осуществляется кассиром непосредственно получателю наличных денег, указанному в расходном кассовом ордере 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011) или в доверенности.
Пунктом 6.2 Указаний N 3210-У установлено, что при выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер U31UUU2 получателю наличных денег для проставления подписи.
Кассир пересчитывает подготовленную к выдаче сумму наличных денег таким образом, чтобы получатель наличных денег мог наблюдать за его действиями, и выдает получателю наличные деньги полистным, поштучным пересчетом в сумме, указанной в расходном кассовом ордере 0310002.
Кассир не принимает от получателя наличных денег претензии по сумме наличных денег, если получатель наличных денег не сверил в расходном кассовом ордере 0310002 соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью, и не пересчитал под наблюдением кассира полистно, поштучно полученные им наличные деньги.
После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подписывает его.
Основания, по которым может быть оформлен расходный кассовый ордер, регламентированы закрытым перечнем ситуаций, в которых организация может тратить наличную денежную выручку.
Данный перечень предусмотрен пунктом 2 Указаний ЦБ N 3073-У от 07.10.2013 "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указания), а именно:
индивидуальные предприниматели и юридические лица (далее - участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
- выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
- оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдачи наличных денег работникам под отчет;
- возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги;
- выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Кредитные организации вправе расходовать поступающие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации без ограничения целей расходования.
Выдача денег из кассы Организации по договору займа, в данном перечне не поименовано.
Между тем, Общество не вправе расходовать наличную денежную выручку как на предоставление, так и на возврат займов.
Доводы апелляционной жалобы о возможности замены назначенного штрафа на предупреждение отклоняются.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
На момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 КоАП РФ из имеющихся материалов дела не усматривается.
Сведения, позволяющие суду отнести лицо, привлекаемое к административной ответственности, к субъектам малого и среднего предпринимательства, в материалах дела отсутствуют, до рассмотрения апелляционной жалобы Общество о своем статусе как субъекта малого или среднего предпринимательства не заявило, соответствующих доказательств не представило.
Заявителем также не представлено сведений относительно иных, необходимых для возможности применения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, условий.
В рассматриваемом случае Обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера и последствий правонарушения, степени вины правонарушителя.
Суд считает, что в данном случае назначение наказания в вышеназванном размере не повлечет чрезмерного ограничения экономических прав Общества.
Представленные заявителем с апелляционной жалобой дополнительные доказательства не подлежит приобщению к материалам дела, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 272.1 АПК РФ дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, основания для приобщения дополнительных доказательств к материалам дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При таких данных апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст.ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.10.2016 по делу N А40-40240/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-40240/2016
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА-ГОРОД КАМЫШИН, ООО фирма "Бисер"
Ответчик: ИФНС N 34 по г. Москве, ООО Орион
Третье лицо: Управление федеральной налоговой службы РФ по г. Москве