Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения
город Воронеж |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А36-7946/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Ольшанской Н.А.,
Михайловой Т.Л.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Выборновой И.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Таурин": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таурин" на определение Арбитражного суда Липецкой области от 10.10.2016 по делу N А36-7946/2016 (судья Коровин А.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Таурин" (ИНН 4823035510, ОГРН 1084823020150) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области (ИНН 4826044753, ОГРН 1044800226580) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченно ответственностью "Таурин" (далее - ООО "Таурин", Общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области от 29.07.2016 по делу об административном правонарушении N 48025/16/101919.
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 10.10.2016 производство по делу N А36-7946/2016 прекращено.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает, что выводы суда об отсутствии в настоящем споре экономического характера, как одного из критериев отнесения спора к компетенции арбитражного суда, является необоснованным. Действия ООО "Таурин", выразившиеся в неперечислении денежных средств по требованию судебного пристава-исполнителя по договору аренды нежилого помещения совершены Обществом при осуществлении предпринимательской деятельности.
Поскольку выполняются условия о характере спора и субъектном составе сторон правоотношений, то настоящий спор подведомствен арбитражному суду.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном законом порядке. ООО "Таурин" представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Межрайонном отделе по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области находится на исполнении сводное исполнительное производство N 7757/15/48025-СД в отношении должника - Грыжанова Вячеслава Вячеславовича, возбужденное на основании исполнительных документов, выданных Правобережным районным судом г. Липецка, Левобережным районным судом г. Липецка и Арбитражным судом Липецкой области.
25.05.2016 в рамках вышеназванного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем Татариновой Н.И. вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства, полученные на основании договора аренды нежилого помещения в пределах 100 % суммы за фактически оказанные услуги, в соответствии с которым ООО "Таурин" вменено в обязанность перечислять денежные средства ежемесячно, не позднее обусловленного срока, предусмотренного договором аренды нежилого помещения, на счет Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области с обязательным уведомлением судебного пристава-исполнителя.
Указанное постановление было вручено ООО "Таурин" 21.06.2016.
В связи с неисполнением ООО "Таурин" требования судебного пристава-исполнителя по перечислению денежных средств по договору аренды нежилого помещения от 28.07.2015 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области Татариновой Н.И. 04.07.2016 в отношении заявителя составлен протокол N 27 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
29.07.2016 начальником Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области Черненко И.А. вынесено постановление о привлечении ООО "Таурин" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая вынесенное постановление незаконным, ООО "Таурин" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Прекращая производство по настоящему делу применительно к части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
К подведомственности арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3 статьи 27 АПК РФ).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется параграфом 2 главы 25 АПК РФ.
В силу части 2 статьи 207 АПК РФ производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
В соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2 от 27.01.2003 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с учетом изменений, внесенных постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40), согласно которому жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 30.1 Кодекса и п. 3 ч. 1 ст. 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения
выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 11.07.2006 N 262-О, часть 3 статьи 30.1 КоАП РФ не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Из материалов дела следует, что постановлением по делу об административном правонарушении N 48025/16/101919 от 29.07.2016 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ за неисполнение требования судебного пристава-исполнителя, содержащегося в постановлении от 25.05.2016, о необходимости ежемесячного перечисления денежных средств по договору аренды нежилого помещения от 28.07.2015 в установленный в нем срок на депозитный счет Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Липецкой области, которое не связано с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что состав данного административного правонарушения помещен в главе 17 "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти" КоАП РФ и не имеет отношения к предпринимательской или иной экономической деятельности.
Более того, из материалов дела усматривается, что в сводное исполнительное производства, в рамках которого было вынесено оспариваемое постановление, объединены исполнительные производства, в том числе возбужденные на основании исполнительных листов, выданных Правобережным районным судом г. Липецка и Левобережным районным судом г. Липецка.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 4 постановления от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и/или исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, то заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, правильно определив применимые нормы права, суд области пришел к верному выводу о том, что настоящий спор не подведомственен арбитражному суду и обоснованно прекратил производство по настоящему делу применительно к части 1 части 150 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции также учтено следующее.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11.07.2006 N 262-О указал, что закрепленное статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации право каждого на судебную защиту предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что статья 47 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Подсудность же предполагает разграничение предметной компетенции как между различными звеньями судебной системы, в том числе между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, так и внутри каждого из звеньев для определения конкретного суда, уполномоченного рассматривать данное дело. Этому корреспондируют положения международных договоров Российской Федерации, например, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, по смыслу которого право каждого на судебную защиту, обеспечиваемое путем рассмотрения его дела законным, независимым и беспристрастным судом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться судом, который согласно установленным законом правилам подведомственности и подсудности обладает соответствующей компетенцией по рассмотрению конкретного дела.
Таким образом, реализация права на судебную защиту не предполагает возможность произвольного (по усмотрению заявителя) выбора суда для зашиты нарушенного права.
При этом, Обществом в материалы дела не представлено доказательств обращения с настоящим требованием в суд общей юрисдикции и отказа суда общей юрисдикции в рассмотрении такого спора, следовательно, им не утрачена возможность судебной защиты своих интересов.
Доводы апелляционной жалобы Общества отклоняются апелляционной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм процессуального права и не опровергают выводы суда первой инстанции применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Несогласие с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены судебного акта арбитражного суда области.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену определения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что определение Липецкой области от 10.10.2016 по делу N А36-7946/2016 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таурин" без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.
При применении этого положения нужно учитывать, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Кроме того, из содержания указанной правовой нормы следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы, заявления о принятии обеспечительных мер и иные обращения в арбитражный суд.
Исходя из изложенного, вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не решается.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Липецкой области от 10.10.2016 по делу N А36-7946/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Таурин" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в месячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-7946/2016
Истец: ООО "Таурин"
Ответчик: Управление Федеральной службы судебных приставов по Липецкой области