Требование: о взыскании долга и затрат
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А69-2432/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "06" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" декабря 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения Центр культуры имени Солаана Базыр-оола пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва
от "05" октября 2016 года по делу N А69-2432/2016, принятое судьёй Хайдып Н.М.,
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва (ОГРН 1021700510590, ИНН 1701033158) (далее - Фонд, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Муниципальному бюджетному учреждению Центр культуры имени Солаана Базыр-оола пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва (ОГРН 1111710000457, ИНН 1717010607) (далее - учреждение, ответчик, Центр культуры) о взыскании непринятых к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 111 772 рублей 11 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от "05" октября 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение ссылается на следующие обстоятельства.
- В 2013 году учреждение перечислило в пользу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в размере - 2,9% от общего годового фонда заработной платы всех работников Центра культуры, без применения льготных тарифов для инвалидов, что доказывается годовым "Расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения МБУ "Центр культуры им. С. Базыр-оола пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва за 2013 год", в котором указано, что работающих инвалидов в общем штате работников МБУ "Центр культуры им. С. Базыр-оола на указанный период времени не имелось
- Ооржак Наталья Данзы-Белековна во время своей работы в МБУ "Центр культуры им. С. Базыр-оола" не пользовалась гарантиями установленными законодательством для инвалидов, она работала на общих условиях и документальных доказательств того, что она инвалид не предоставляла.
- Является необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что возложение ответственности на юридическое лицо не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещение ущерба, нанесенного ему по вине работника, поскольку в данном случае вина работника не усматривается, так как работник МБУ "Центр культуры им. С. Базыр-оола" Ооржак Наталья Данзы-Белековна воспользовалась своим правом - не сообщать работодателю о своей инвалидности.
- Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи).
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на общедоступном сайте в сети интернет: http://kad.arbitr.ru. Ходатайства о проведении судебного заседания в отсутствие своих представителей не представили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие указанных лиц.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе Муниципального бюджетного учреждения Центр культуры имени Солаана Базыр-оола пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва приложены дополнительные документы, а именно: копия годового расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию о несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения Муниципального бюджетного учреждения Центр культуры имени Солаана Базыр-оола пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва за 2013 год; копии платежных поручений от 19.06.2013 N 1603746, от 25.06.2013 N 1622333, от 30.07.2013 N 1717387, от 12.08.2013 N 1745867, от 27.09.2013 N 1880163, от 15.11.2013 N 2016256, от 31.12.2013 N 2215782.
Третий арбитражный апелляционный суд для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела на основании статьи 9, части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определил приобщить указанные документы к материалам дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Согласно выписке от 12.07.2016 Муниципальное бюджетное учреждение Центр культуры имени Солаана Базыр-оола пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва за основным государственным регистрационным номером 1111720000457.
Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя от 18.03.2016 N 5 Фондом проведена выездная проверка учреждения по вопросам правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2012 по 31.12.2015.
В ходе проверки выявлено необоснованное начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Ооржак Наталье Данзы-Белековне, за период, составляющий более четырех месяцев непрерывно в календарном году, в общей сумме 111 772 рублей 11 копеек.
Итоги проверки оформлены актом от 26.04.2016 N 5 с/с.
31.05.2016 Фондом вынесено решение N 2 о непринятии к зачету расходов учреждения на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Требованием от 31.05.2016 г. N 1 учреждению предложено возместить непринятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 111 772 рублей 11 копеек, в срок 11.06.2016.
Неисполнение требования в установленный срок явилось основанием для обращения Фонда с настоящими заявлениями.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 2 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N165) законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ, Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ) учреждение, как лицо производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" и пунктом 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
При этом положениями статьи 10 Закона N 165-ФЗ обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, возложена на застрахованное лицо.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.
Данная норма устанавливает два ограничения выплаты пособия по временной нетрудоспособности: не более четырех месяцев подряд и не более пяти месяцев в календарном году. Поскольку эти два условия разделены союзом "или", а не соединены союзом "и", достаточно соблюдения одного из установленных статьей лимитов.
Таким образом, в течение одного календарного года лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, имеет право на оплату листка нетрудоспособности не более чем за пять месяцев в год или за четыре месяца подряд. При этом на следующий календарный год максимальный срок оплаты листка нетрудоспособности начинает течь заново.
Как следует из материалов дела, Ооржак Наталья Данзы-Белековна согласно справке серии ВТЭ-51 N 048554 является инвалидом третьей группы с детства. Указанная справка выдана бессрочно.
Согласно материалам дела Ооржак Н.Д-Б. предъявлены к оплате 11 листков нетрудоспособности за период с 20.12.2012 по 18.09.2013 непрерывно.
Пособие начислено и выплачено учреждением за весь период нетрудоспособности и составило 216 409 рублей 83 копейки.
Факт начисления и выплаты пособия за весь период ответчиком не опровергнут и не оспорен.
В силу требования части 3 статьи 6 Закона N 255-ФЗ непрерывные четыре месяца в календарном году из всего периода нетрудоспособности с 01.01.2013 по 18.09.2013 истекают 30.04.2013.
Следовательно, начиная с 01.05.2013 и по 18.09.2013 учреждение необоснованно начислено и выплачено пособие в размере 111 772 рублей 11 копеек (24 574 рубля 01 копейка за май 2013 года, 23 781 рубль 30 копеек за июнь 2013 года, 24 574 рубля 01 копейка за июль 2013 года, 24 574 рубля 01 копейка за август 2013 года, 14 268 рублей 78 копеек за сентябрь 2013 года), которые не могли быть приняты фондом к засечу и не должны были предъявляться учреждением.
В соответствии с пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, установлено, что ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
На основании вышеизложенного апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Фондом правомерно не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в сумме 111 772 рублей 11 копеек.
В материалы дела представлены расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2012 и 2013 годы, из которых видно, что учреждение начисляет страховые взносы (код строки 2, л.д. 18 и 25), а затем уменьшает их на сумму расходов на цели обязательного социального страхования (код стр. 15). Данная строка расшифрована в таблице 2, в 2012 году это выплата пособий по временной нетрудоспособности и в связи с рождением и уходом за ребенком, в 2013 году - только по временной нетрудоспособности. В результате каждого периода образуется задолженность за Фондом, и в конце 2012 года она составляет 205 584 рубля 71 копейку, а в начале 2013 года - 36 907 рублей 27 копеек, в конце 2013 года - 264 693 рубля 99 копеек, то есть денежные средства, начисленные в нарушение законодательства, были получены учреждением. Следовательно, фонд вправе требовать их возмещения от ответчика.
Возражая против требования Фонда, заявитель указывал на то, что при приеме на работу Ооржак Н.Д-Б. не предъявляла справку об инвалидности, соответственно, учреждение не знало об этом.
В то же время, указанные доводы не освобождают учреждение от последствий необоснованного начисления и выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду не могут быть приняты судом, поскольку нормы части 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ императивно устанавливают период выплаты пособия по временной нетрудоспособности работающего инвалида за счет Фонда социального страхования.
В то же время, апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что возложение ответственности на юридические лицо не может служить препятствием последнему в установленном законодательством порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине работника.
Указанный вывод суда не противоречит действующему законодательству о возмещении ущерба работодателю виновными действиями его работника, однако, ссылка на данные нормы в рассматриваемом случае необоснованна.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Информирование работодателя о своей инвалидности является правом, а не обязанностью работника. Работодатель не вправе требовать от работника представления документов, подтверждающих его инвалидность.
У работодателя нет возможности узнать об инвалидности работника (как при приеме на работу, так и в процессе его трудовой деятельности), кроме случаев, когда работника принимают на работу, требующую предварительного и (или) периодического медицинского осмотра. Перечень документов, предъявляемых работником при заключении трудового договора, установлен статьей 65 Трудового кодекса РФ. В данный перечень не входят документы, подтверждающие факт инвалидности работника. В период работы узнать об инвалидности работника без желания (согласия) работника невозможно, так как информация об инвалидности гражданина относится к персональным данным и защищена законом.
Если персональные данные работника возможно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение (пункт 3 статьи 86 Трудового Кодекса Российской Федерации).
Таким образом, если работник при приеме на работу не уведомил работодателя об имеющейся инвалидности, на него распространяются общие условия приема на работу, предоставления гарантий и компенсаций, увольнения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 12 названного Закона страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 8 этого Закона установлено, что пособие по временной нетрудоспособности является одним из видов страхового обеспечения.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона N 165-ФЗ).
Таким образом, обязанность страхователя выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая прямо предусмотрена законом и не ставиться в зависимость от способа финансирования, в соответствии с которым будет осуществлена выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованному лицу.
С учетом положений части 3 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ за счет Фонда социального страхования выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду возможна только не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году, далее обязанность по выплате пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду, исходя из прямого указания закона об обязанности осуществления такой выплаты страхователем, возложена на страхователя (работодателя).
Поскольку страхователь оплачивал листы нетрудоспособности начиная с 01.05.2013 и по 18.09.2013 в счет уплаты страховых взносов, обращался за выделением средств социального страхования, при наличии обязанности оплачивать пособие в соответствии с указанными листами нетрудоспособности за счет собственных средств, апелляционный суд считает, что необоснованное начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности работающему инвалиду Ооржак Наталье Данзы-Белековне, за период, составляющий более четырех месяцев непрерывно в календарном году, в общей сумме 111 772 рублей 11 копеек за счет средств Фонда ответчиком доказана.
Таким образом, апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований Фонда в полном объеме.
Довод ответчика о том, что в 2013 году учреждение перечислило в пользу Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Тыва взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности в размере - 2,9% от общего годового фонда заработной платы всех работников Центра культуры, без применения льготных тарифов для инвалидов отклоняется апелляционным судом, как не влияющий на рассмотрение настоящего спора. Тот факт, что учреждение не применяло льготные тарифы, не влияет на результат настоящего спора - отсутствие сведений об инвалидности работника, как указывалось ранее, не освобождает ответчика от ответственности в рамках страхового законодательства при установленном факте необоснованное начисление и выплата пособия по временной нетрудоспособности.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы учреждения по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, уплаченных по платежному поручению от 21.10.2016 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на Муниципальное бюджетное учреждение Центр культуры имени Солаана Базыр-оола пгт Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от "05" октября 2016 года по делу N А69-2432/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А69-2432/2016
Истец: ГУ-Фонд социального страхования РФ по РТ, Фонд ГУ- социального страхования РФ по РТ
Ответчик: Муниципальное бюджетное учреждение "Центр культуры имени Солаана Базыр-оола"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ СОЛААНА БАЗЫР-ООЛА П. Г.Т. КАА-ХЕМ КЫЗЫЛСКОГО КОЖУУНА РТ
Хронология рассмотрения дела:
08.12.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7330/16