Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: в удовлетворении требования отказано, решение суда первой инстанции отменено
город Воронеж |
|
07 декабря 2016 г. |
Дело N А36-3504/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2016 по делу N А36-3504/2016 (судья Захарова Е.И.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" (ОГРН 1024800823123, ИНН 4823006703) к государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным решения об отказе в оплате листка нетрудоспособности и об обязании устранить нарушения
при участии в судебном заседании:
от государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации: Сундеевой И.М., главного специалиста правового отдела по доверенности от 23.12.2015 N 01-19/04/254000;
от публичного акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат": Поповичевой Г.А., ведущего юрисконсульта по доверенности от 12.08.2015,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" (далее - акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат", акционерное общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Липецкой области с заявлением к государственному учреждению - Липецкому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страховщик) о признании незаконным решения, изложенного в письме от 20.01.2016 N 01-19/4808-122, об отказе в оплате листка нетрудоспособности от 08.12.2015 N 195696169430, выданного Фадиной Т.В. в связи с несчастным случаем на производстве, и об обязании фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества (с учетом уточнений от 08.09.2016).
Решением арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2016 заявленные акционерным обществом требования удовлетворены, решение отделения Фонда социального страхования, выраженное в письме от 20.01.2016 N 01-19/4808-122, признано незаконным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, отделение Фонда социального страхования обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнительных пояснений к ней) отделение Фонда социального страхования ссылается на то, что в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, Закон N 255-ФЗ), а также пунктами 8 и 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 (далее - Положение от 12.02.1994 N 101), в рассматриваемом случае акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" должно было самостоятельно принять решение об оплате листка нетрудоспособности с учетом норм действующего законодательства об обязательном социальном страховании.
Как считает фонд, оспариваемое акционерным обществом письмо представляет собой разъяснение указанных положений законодательства и не может быть признано нарушающим права и свободы страхователя, поскольку не возлагает на него определенных обязанностей, о чем свидетельствует, по мнению фонда, то обстоятельство, что 25.07.2016 акционерным обществом "Новолипецкий металлургический комбинат" был представлен в отделение Фонда социального страхования расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС) за 1 полугодие 2016 года, в котором отражены расходы по выплате страхового обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве Фадиной Т.В. в сумме 178 085,88 руб. и указана численность пострадавших от несчастных случаев в количестве 4-х пострадавших с учетом Фадиной Т.В., а требование фонда о внесении корректировки в представленный расчет страхователем оставлено без исполнения.
Кроме того, фонд ссылается на то, что разрешение вопросов о признании конкретного несчастного случая связанным с производством и, как следствие, об оплате пособия работнику за счет средств обязательного социального страхования, относится к подведомственности суда общей юрисдикции, поскольку такой спор возникает из трудовых правоотношений.
Акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" в представленном отзыве на апелляционную жалобу и пояснениях по делу просило принятое по делу решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Фонда социального страхования - без удовлетворения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Акционерное общество указывает, что полученное от отделения Фонда социального страхования письмо от 20.01.2016 N 01-19/4808-122, направленное в ответ на представленные фонду документы о несчастном случае, в котором фонд указал, что комиссией регионального отделения принято решение признать несчастный случай, произошедший с Фадиной Т.В., не страховым, носит характер решения, так как на основании этого письма произведенные расходы по оплате больничного листка Фадиной Т.В. в сумме 24 443,16 руб. были исключены акционерным обществом из отчетности по форме 4-ФСС за 2015 год, вследствие чего увеличена база для исчисления страховых взносов и завышена сумма страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования.
Также акционерное общество настаивает на правомерности выводов суда области о несоответствии оспариваемого решения, изложенного в письме от 20.01.2015 N 01-19/4808-122, требованиям Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Закон N 125-ФЗ) и Трудовому кодексу Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс), поскольку в силу указанных нормативных актов расследованию подлежат несчастные случаи на производстве, произошедшие, в том числе, во время установленных перерывов.
По мнению акционерного общества, в рассматриваемом случае суд обосновано руководствовался разъяснениями, данными в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2011 N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - постановление Пленума Верховного Суда от 10.03.2011 N 2), согласно которому для правильной квалификации события, в результате которого причинен вред жизни или здоровью пострадавшего, в каждом конкретном случае необходимо исследовать юридически значимые обстоятельства.
Возражая против довода апелляционной жалобы о неподведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду, акционерное общество указывает, что критериями отнесения дела к подведомственности арбитражного суда являются экономический характер спора и субъектный состав его участников. В рассматриваемом случае фонд не признал сумму, выплаченную по листку нетрудоспособности Фадиной Т.В., в качестве расходов средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем принятое фондом решение об исключении из отчетности по форме 4-ФСС за 2015 год влечет отрицательные правовые последствия для общества по осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствует возмещению расходов акционерного общества как страхователя за счет средств Фонда социального страхования.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, письменных пояснениях по делу, заслушав представителей акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" и отделения Фонда социального страхования, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" является страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зарегистрированным в указанном качестве в государственном учреждении - Липецком региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации, и производит в связи с этим исчисление и уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование в бюджет Фонда социального страхования.
19.11.2015 с контролером кузнечно-прессовых работ участка ремонтного производства цеха Центра аттестации и инспекции продукции (ЦАИП) Фадиной Т.В. произошел несчастный случай на производстве, в результате которого пострадавшая получила повреждение здоровья, повлекшее временную нетрудоспособность.
Актом N 14 о несчастном случае на производстве от 19.11.2015 (форма Н-1), составленным комиссией в составе начальника, инженера и председателя профкома ЦАИП, было установлено, что Фадина Т.В. во время обеденного перерыва следовала со своего рабочего места в столовую административного здания ремонтного производства. При спуске по лестнице в цокольный этаж, где находилась столовая, Фадина Т.В. на последней ступеньке потеряла равновесие и оступилась, получив при этом травму левой ноги.
08.12.2015 Фадиной Т.В. работодателю - акционерному обществу "Новолипецкий металлургический комбинат" был представлен листок нетрудоспособности 04 "Несчастный случай на производстве или его последствия", на основании которого акционерным обществом исчислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности в сумме 24 443,16 руб.
Материалы расследования несчастного случая были направлены страхователем в адрес фонда.
Рассмотрев указанные документы, фонд признал данный случай не страховым, поскольку травма произошла в обеденный перерыв, который в рабочее время не включается, о чем направил в адрес акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" письмо от 20.01.2016 N 01-19/4808-122, подписанное заместителем управляющего фондом Перовой Н.В.
Полагая, что решение отделения Фонда социального страхования, изложенное в письме от 20.01.2016 N 01-19/4808-122, не соответствует требованиям законодательства и нарушает его права и свободы в сфере предпринимательской деятельности, акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд области исходил из отсутствия у фонда правовых оснований для отказа страхователю в признании несчастного случая страховым.
Между тем судом области не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо одновременное наличие двух условий: не соответствие действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ, Закон N 165-ФЗ в редакции, действующей в спорный период), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Из статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ следует, что обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 2 статьи 6 Закона N 165-ФЗ).
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, под которым статьей 3 Закона N 165-ФЗ понимается свершившееся событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
Виды страховых случаев, с наступлением которых законодатель связывает возникновение права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения, перечислены в статье 7 Закона N 165-ФЗ; виды соответствующего страхового обеспечения, выплачиваемого застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая - в статье 8 Закона N 165-ФЗ, в том числе, к видам страхового обеспечения относятся страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В частности, размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую реабилитацию, санаторно-курортное лечение, социальную и профессиональную реабилитацию регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона N 125-ФЗ, назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию.
При этом, в силу положений пункта 7 статьи 15 Закона N 125-ФЗ, пункта 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производится страхователем и засчитывается в счет уплаты страховых взносов.
При задержке страхователем производимых им выплат пособий по временной нетрудоспособности, назначаемых в связи со страховым случаем, более чем на один календарный месяц, указанные выплаты по заявлению застрахованного производятся страховщиком (пункт 9 статьи 15 Закона N 125-ФЗ).
Статья 17 Закона N 125-ФЗ обязывает страхователя правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы; расследовать страховые случаи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; в течение суток со дня наступления страхового случая сообщать о нем страховщику; вести учет начисления и перечисления страховых взносов и производимых им страховых выплат, обеспечивать сохранность имеющихся у него документов, являющихся основанием для обеспечения по страхованию, и представлять страховщику отчетность по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования; представлять в территориальные органы страховщика документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов и правильность расходов на выплату обеспечения по страхованию застрахованным.
В свою очередь страховщик, согласно положениям статьи 18 Закона N 125-ФЗ, имеет право: участвовать в расследовании страховых случаев, освидетельствовании (переосвидетельствовании) застрахованного в учреждении медико-социальной экспертизы и определении его нуждаемости в медицинской, социальной и профессиональной реабилитации; проводить проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов страхователями, а также правильности выплаты обеспечения по страхованию застрахованным, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, в порядке, аналогичном порядку, установленному частями 1, 2, 4 статьи 33 и статьями 34 - 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ); требовать от страхователей документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, осуществления расходов на выплату обеспечения по страхованию, а также документы, подтверждающие правильность исчисления, своевременность и полноту уплаты (перечисления) страховых взносов, правильность и обоснованность расходов страхователя на выплату обеспечения по страхованию; не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы страхователя, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Из изложенных правовых норм следует, что назначение и выплата страхового обеспечения застрахованному в виде пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве производится страхователем в порядке, установленном Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ и от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
Страховщик осуществляет контроль за обоснованностью и правильностью выплаты такого обеспечения в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Действующим законодательством не предусмотрено право страховщика непосредственно принимать решения об оплате листков нетрудоспособности застрахованным лицам в связи с несчастным случаем и непосредственно производить такие выплаты, за исключением ситуаций, когда у страхователя отсутствуют соответствующие средства.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов, целью которых является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Из статьи 34 Закона N 212-ФЗ следует, что камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 5 статьи 34 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 5 этой же статьи лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1, 2, 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения (часть 8 статьи 39 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичный порядок изложен в Методических указаниях по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Фонда социального страхования от 21.05.2008 N 110.
Таким образом, решение об обоснованности или необоснованности произведенных страхователем выплат по обязательному социальному страхованию, в том числе выплат пострадавшему от несчастного случая на производстве работнику и о принятии или непринятии их к зачету в счет уплаты страховых взносов может быть принято Фондом социального страхования лишь по результатам проверки соответствующей отчетности страхователя о начисленных суммах страховых взносов и произведенных выплатах, а также представленных страхователем документов.
Согласно статье 24 Закона N 125-ФЗ страхователи ежеквартально представляют в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме, установленной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования: на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; в форме электронного документа не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Как следует из материалов дела и пояснений акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат", оспариваемое им письмо N 01-19/4808-122 получено акционерным обществом от фонда от 20.01.2016.
Из текста письма следует, что оно содержит оценку несчастного случая, произошедшего с Фадиной Т.В. 19.11.2015 как не страхового случая, и вывод о том, что листки нетрудоспособности в связи с этим несчастным случаем не могут быть оплачены за счет средств обязательного страхования от несчастных случаев на производстве.
Вместе с тем, письмо не содержит сведений о непринятии фондом к зачету произведенных страхователем расходов на оплату листка нетрудоспособности и о восстановлении в связи с этим к уплате в бюджет Фонда социального страхования соответствующих сумм страховых взносов.
Отчетность по формам 4-ФС, 4а-ФС за 2015 была представлена обществом в отделение Фонда социального страхования 21.01.2016 и в ней, как это следует из пояснений общества, были учтены расходы в сумме 24 443,16 руб. на оплату листка нетрудоспособности от 08.12.2015 N 195696169430, выданного Фадиной Т.В. медицинским учреждением в связи с производственной травмой. 22.01.2016 общество самостоятельно направило фонду уточненную отчетность по форме 4-ФСС (с номером корректировки 1) за 2015 год, из которой исключило сумму пособия по временной нетрудоспособности 24 443,16 руб.
Таким образом, в отчетности за 2015 год спорная сумма страховой выплаты обществом "Новолипецкий металлургический комбинат" в установленном законодательством о страховых взносах порядке заявлена к возмещению не была.
Учитывая, что отказ в выделении страхового возмещения возможен лишь по результатам проведенных фондом контрольных мероприятий в отношении представленной отчетности, оформляемых в установленном Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ порядке, направленное фондом в адрес общества 20.01.2016 письмо N 01-19/4808-122 не может быть признано нарушающим права и законные интересы страхователя, поскольку содержащиеся в нем разъяснения в отношении конкретного страхового случая не влияют на право страхователя отразить соответствующие суммы расходов в отчетности по форме 4-ФСС.
В предоставленной обществом 25.07.2016 отчетности по формам 4-ФС, 4а-ФС за 1 полугодие 2016 года им вновь были отражены расходы в сумме 178 085 руб. на оплату шести листков нетрудоспособности Фадиной Т.В., в том числе сумма 24 443,16 руб., выплаченная в 2015 году.
Фондом 25.07.2015 было направлено обществу требование N 1 о внесении исправлений в отчетность, однако, корректировка отчетности в связи с выплатой страхового возмещения Фадиной Т.В. обществом произведена не была; фондом, в свою очередь, на момент рассмотрения спора судом не было принято решение по результатам камеральной проверки представленной отчетности.
Таким образом, сам по себе факт направления фондом акционерному обществу оспариваемого им письма от 20.01.2016 N 01-19/4808-122, не влекущего никаких правовых последствий, не может являться основанием для признания этого письма недействительным, так как это противоречит положениям части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса, определяющей в качестве основания для признания ненормативного акта недействительным одновременное наличие двух условий: не соответствие действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Что касается выводов суда области относительно правильной квалификации акционерным обществом "Новолипецкий металлургический комбинат" произошедшего несчастного случая как страхового и обоснованности предъявления расходов, произведенных на оплату листка нетрудоспособности к зачету, то апелляционная коллегия исходит из того, что указанные доводы подлежат оценке при рассмотрении вопроса об обоснованности соответствующего решения фонда по результатам камеральной проверки представленной страхователем отчетности.
Довод апелляционной жалобы о неподведомственности возникшего спора арбитражному суду отклоняется апелляционной коллегией как основанный на неправильном понимании фондом соответствующих норм процессуального права.
Исходя из изложенного, апелляционная жалоба отделения Фонда социального страхования подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2016 по делу N А36-3504/2016 - отмене как принятое с неправильным применением норма материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В удовлетворении требований акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" следует отказать.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, а также то обстоятельство, что на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд в качестве истца и ответчика, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу государственного учреждения - Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Решение арбитражного суда Липецкой области от 26.09.2016 по делу N А36-3504/2016 отменить.
В удовлетворении требований публичного акционерного общества "Новолипецкий металлургический комбинат" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-3504/2016
Истец: ПАО "Новолипецкий металлургический комбинат"
Ответчик: ГУ - Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации