Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2017 г. N Ф06-17400/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А57-19395/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей: Александровой Л.Б., Веряскиной С.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Незнамовой Е.В.,
при участии в судебном заседании директора общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД-СИРИУС" Дулераина С.В., представителя общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД-СИРИУС" Лиманского Д.В., действующего по доверенности от 07.09.2016, представителя отделения по Саратовской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации Чуваевой Е.В., действующая по доверенности от 06.04.2016 N 1-1087
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения по Саратовской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации, общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД-СИРИУС", ОГРН 1146449004712, ИНН 6449076133 (г. Энгельс Саратовской области)
на решение арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года по делу N А57-19395/2016 (судья Бобунова Е.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД-СИРИУС", ОГРН 1146449004712, ИНН 6449076133 (г. Энгельс Саратовской области)
заинтересованное лицо: отделение по Саратовской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации (г. Саратов)
об отмене постановления от 04 августа 2016 года N 63-16-Ю/0114/3110,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД-СИРИУС" (далее - ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС", Общество, заявитель) с заявлением об отмене постановления Отделения по Саратовской области Волго-Вятского Главного Управления Центрального банка РФ (далее - Отделение, административный орган) от 04.08.2016 N 63-16-Ю/0114/3110.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года в удовлетворении заявленных требований ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" о признании незаконным и отмене постановления от 04.08.2016 N 63-16-Ю/0114/3110 отказано. Суд изменил постановление Банка России от 04.08.2016 N 63-16-Ю/0114/3110 о привлечении ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" к административной ответственности по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, снизив размер административного штрафа с 250 000 руб. до 125 000 руб.
ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Отделение по Саратовской области Волго-Вятского Главного Управления Центрального банка РФ не согласилось с решением суда первой инстанции в части снижения административного штрафа и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, просит решение по делу отменить в обжалуемой части, оставив обжалуемое постановление без изменения по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Банком в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" с просьбой оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "ЛОМБАРД-СИРИУС", отделения по Саратовской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации поддержали свои правовые позиции по рассматриваемому делу.
Иные представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 123 АПК РФ.
Информация о публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на сайте суда в сети Интернет 12 ноября 2016 года, что подтверждается отчетом о публикации судебных актов. Указанные лица имели реальную возможность обеспечить явку своих представителей в судебное заседание либо известить суд о причинах неявки.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Дело в арбитражном суде апелляционной инстанции рассматривается в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части снижения административного штрафа по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки представленных ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" документов и отчета о деятельности Ломбарда за 2015 год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и соответствия установленным требованиям установлено, что в нарушение требования Указания N 3355-У к порядку заполнения отчетности ломбарда в отчете о деятельности указана недостоверная информация, а именно: расхождение данных отчета о деятельности ломбарда за 2015 год и данных бухгалтерской отчетности за 2015 год (приложенной в виде электронного документа к указанному отчёту).
В отчете ломбарда указана информация о страховой компании ЗАО "Страховая компания "ДАР" (регистрационный номер по единому государственному реестру субъектов страхового дела 3741), лицензия которой на осуществление страхования и перестрахования отозвана Банком России (приказ от 16.11.2015 N ОД-3190). Данный факт свидетельствует о том, что по состоянию на 31.12.2015 ломбардом не заключен договор страхования с действующей страховой организацией во исполнение пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ.
В связи с выявленным фактом Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Обществу направлено предписание от 25.05.2016 N Т463-9-10/18052 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" было предписано в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания:
1. Устранить выявленные нарушения действующего законодательства, а именно: представить отчет о деятельности Ломбарда за 2015 год, представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, соответствующий требованиям Указания N 3355-У; застраховать в пользу заемщика риск утраты и повреждения находящегося в ломбарде имущества, принятого в залог на сумму равную сумме его оценки.
2. Представить отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Данное предписание было направлено Обществу путем его размещения в личном кабинете 25.05.2016 г.
Установленный предписанием от 25.05.2016 N Т463-9-10/18052 срок его выполнения истек 27.06.2016 г.
Требования предписания Обществом выполнены 04.07.2016 г. (отчёт Ломбарда зарегистрирован в системе IBM Cognos 02.07.2016 г., Отделением Саратов присвоен вх. N 17565 от 04.07.2016), что подтверждается распечаткой страницы сайта Банка России www.cbr.ru, http//172.16.0.197 за период с 01.07.2016 г. по 08.07.2016 г., а также отчетом Общества об исполнении предписания - вх. N 17565 от 04.07.2016 г.
Таким образом, предписание от 25.05.2016 N Т463-9-10/18052 не было выполнено в установленный срок.
Бездействие ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС", выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания Банка России, административный орган считает, образующим состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что влечет ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на юридических лиц, в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
По результатам проверки главным экономистом отдела контроля и надзора за деятельностью микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов и ломбардов Отделения по саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Захаровым А.В. составлен протокол об административном правонарушении N 63-16-Ю/0114/1020 от 21.07.2016 г. в отношении ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
21.07.2016 г. в соответствии с ч. 1 ст. 28.8 и ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ в адрес должностного лица Банка России, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушения, и.о. управляющего Отделением по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Сурменовой Е.А. направлены материалы дела об административном правонарушении N 63-16-Д/0111, возбужденного в отношении ООО "Ломбард-СИРИУС" по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и протокол об административном правонарушении от 21.07.2016 г. N 63-16-Ю/0114/1020.
04.08.2016 г. вынесено постановление N 63-16-Ю/0114/3110 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении в отношении ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" по ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа.
При этом сумма штрафа, учитывая смягчающих обстоятельств, снижена административным органом с 500 000 руб. до 250 000 руб. согласно п.п.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из установления в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, и не выявив существенных нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, изменил оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности в части определения меры административной ответственности, вновь снизив размер назначенного административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, с 250 000 руб. до 125 000 руб.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочным вывод суда первой инстанции о снижении размера административного штрафа на основании следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.1 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В силу положений частей 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 9 ст. 19.5 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации", Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
Целями регулирования, контроля и надзора за некредитными финансовыми организациями являются обеспечение устойчивого развития финансового рынка Российской Федерации, эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям, защита прав и законных интересов инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг).
В соответствии со ст. 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах", ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.
Отчетность ломбардов, составленная за календарный 2015 год, составляется в соответствии с Указанием Банка России от 05.08.2014 N 3355-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда" (далее - Указание N 3355-У).
Пунктами 2, 3, 4 Указания N 3355-У установлено, что ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год дважды: не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года. Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 15 рабочих дней после отчетного года или даты изменения сведений.
Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда (далее при совместном упоминании - отчетность), представляются в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с Порядком организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным приказом ФСФР России от 25 марта 2010 года N 10-21/пз-н "Об утверждении Порядка организации электронного документооборота при представлении электронных документов с электронной подписью в Федеральную службу по финансовым рынкам", действующим в период совершения правонарушения, в соответствии с пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" до вступления в силу нормативных актов Банка России.
Вступившее в силу 27.03.2016 Указание Банка России от 21.12.2015 N 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета", также предусматривает направление некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности, документов (информации) в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью юридического лица или физического лица, посредством использования информационных ресурсов.
Согласно с пунктами 1.1 и 1.2 Указания N 3906-У некредитные финансовые организации должны обеспечить направление в Банк России и получение от Банка России электронных документов, в том числе отчетности, документов (информации), сведений, запросов, требований (предписаний) Банка России посредством использования информационных ресурсов.
В соответствии с пунктом 2.1 Указания N 3906-У ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" прошел регистрацию в личном кабинете на сайте Банка России.
В ходе проверки представленных ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" документов и отчета о деятельности Ломбарда за 2015 год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и соответствия установленным требованиям установлено, что в нарушение требования Указания N 3355-У к порядку заполнения отчетности ломбарда в отчете о деятельности указана недостоверная информация, а именно: расхождение данных отчета о деятельности ломбарда за 2015 год и данных бухгалтерской отчетности за 2015 год (приложенной в виде электронного документа к указанному отчёту).
Кроме того, в соответствии с п.1 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ, ломбард обязан страховать в пользу заемщика или поклажедателя за свой счет риск утраты и повреждения вещи, принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 Федерального закона N196-ФЗ. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода её нахождения в ломбарде.
В отчете ломбарда указана информация о страховой компании ЗАО "Страховая компания "ДАР" (регистрационный номер по единому государственному реестру субъектов страхового дела 3741), лицензия которой на осуществление страхования и перестрахования отозвана Банком России (приказ от 16.11.2015 N ОД-3190). Данный факт свидетельствует о том, что по состоянию на 31.12.2015 ломбардом не заключен договор страхования с действующей страховой организацией во исполнение пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ.
Пунктом 5 части 4 статьи 2.3 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что Банк России дает ломбарду обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В силу части 8 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ ломбард обязан выполнять предписания Банка России и представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и об органах управления ломбарда в порядке, установленном Банком России.
В связи с выявленным фактом Центральным банком Российской Федерации в лице Отделения по Саратовской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации Обществу направлено предписание от 25.05.2016 N Т463-9-10/18052 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 4 статьи 2.3 Федерального закона N 196-ФЗ, абзацем 1 статьи 76.5 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" было предписано в срок не позднее 30 календарных дней с даты получения предписания:
1. Устранить выявленные нарушения действующего законодательства, а именно: представить отчет о деятельности Ломбарда за 2015 год, представляемый не позднее 90 календарных дней по окончании отчетного периода, соответствующий требованиям Указания N 3355-У; застраховать в пользу заемщика риск утраты и повреждения находящегося в ломбарде имущества, принятого в залог на сумму равную сумме его оценки.
2. Представить отчет об исполнении предписания через личный кабинет участника финансового рынка с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.
Данное предписание было направлено Обществу путем его размещения в личном кабинете 25.05.2016.
В силу пункта 4.3 Указания N 3906-У электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
Установленный предписанием от 25.05.2016 N Т463-9-10/18052 срок его выполнения истек 27.06.2016. Требования предписания Обществом выполнены 04.07.2016 (отчёт Ломбарда зарегистрирован в системе IBM Cognos 02.07.2016, Отделением Саратов присвоен вх. N 17565 от 04.07.2016), что подтверждается распечаткой страницы сайта Банка России www.cbr.ru, http//172.16.0.197 за период с 01.07.2016 по 08.07.2016, а также отчетом Общества об исполнении предписания - вх. N 17565 от 04.07.2016.
Таким образом, предписание от 25.05.2016 N Т463-9-10/18052 не было выполнено в установленный срок.
Факт неисполнения Обществом в установленный срок требований законного
предписания административного органа от 25.05.2016 г. N Т463-9-10/18052, выданного заявителю в связи с нарушением Указания Банка России, также подтвержден материалами дела и им не оспаривается, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 Кодекса, в действиях (бездействии) общества.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих принятие Обществом всех достаточных мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, а также отсутствие у него реальной возможности принять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.
В п. 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопрос о виновном совершении правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении с учетом обстоятельств, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, соответствующие выводы отражены в оспариваемом постановлении.
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество в установленный в предписании срок не предприняло никаких мер для исполнения законного предписания.
Процедура привлечения ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" к административной ответственности соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса, рассмотрение административным органом дела об административном правонарушении производится с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Довод Общества о переквалификации вменяемого административного правонарушения с ч.9 ст.19.5 КоАП РФ на ч.1 ст.15.26.2 КоАП РФ отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку основан на ошибочном толковании положений Федерального Закона N 196-ФЗ и Кодекса об административном правонарушении. Часть 8 статьи 2 Федерального закона N 196-ФЗ "О ломбардах" является бланкетной нормой, действие которой основывается на правилах, содержащихся в КоАП РФ.
При этом Кодекс об административных правонарушениях содержит общую норму - часть 1 ст.15.26.2. предусматривающую ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о ломбардах, и специальную норму - часть 9 ст.19.5 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за конкретный вид нарушения законодательства Российской Федерации о ломбардах, а именно: за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
Согласно позиции, изложенной в п.18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18Ю при конкуренции специальной и общей нормы, устанавливающей административную ответственность, применяется специальная норма. При этом квалификация правонарушения будет верной лишь в том случае, когда избрана та из конкурирующих норм, которая наиболее полно отражает его правовой смысл. В данном случае правовой смысл правонарушения, совершенного ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС", заключается именно в пренебрежительном отношении субъекта финансового рынка к выполнению своих публично-правовых обязанностей по устранению допущенного нарушения законодательства путем своевременного выполнения предписания Банка России.
Таким образом, довод заявителя о необходимости переквалификации вменяемого административного правонарушения является несостоятельным и основан на неверном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации.
Довод административного органа о незаконном снижении судом первой инстанции размера административного штрафа судом апелляционной инстанции признается состоятельным.
В силу пункта 3 данной статьи, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
На основании пунктом 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер
административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом в силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель и защитник Общества признал вину в совершенном правонарушении, не отрицал факт неисполнения Обществом в установленный срок предписания, вынесенного административным органом от 25.05.2016 N Т463-9-10/218052.
Кроме того, представитель Общества сообщил о тяжелом финансовом положении, в подтверждение представлены соответствующие документы.
Указанные обстоятельства были признаны административным органом основанием для применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначен штраф в размере ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 9 ст. 19.5 КоАП РФ, а именно 250 000 руб.
Таким образом, административным органом при рассмотрении дела уже был реализован механизм уменьшения размера штрафа по ч.3.2. ст. 4.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции отмечается, что действующее законодательство не предусматривает возможность дальнейшего снижения размера штрафа судом, поскольку ч.3.3 ст. 4.1 КоАП РФ установлено, что при назначении административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц, т.е. размер штрафа не может быть снижен менее 250 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенного пришел к выводу о назначения наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года по делу N А57-19395/2016 подлежит отмене в части снижения административного штрафа.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года по делу N А57-19395/2016 отменить в части снижения административного штрафа.
В остальной части решение арбитражного суда Саратовской области от 31 октября 2016 года по делу N А57-19395/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ЛОМБАРД-СИРИУС" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-19395/2016
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 марта 2017 г. N Ф06-17400/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Ломбард-Сириус"
Ответчик: Отделение по Саратовской области Волго-Вятского Главгого управления Центрального банка РФ, Отделение по СО Волго-Вятского Главного управления Центрального банка РФ
Третье лицо: ЦБ РФ
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-17400/16
08.12.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12512/16
31.10.2016 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19395/16
08.09.2016 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-19395/16