Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2017 г. N Ф05-2715/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А40-140288/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Савенкова О.В., Александровой Г.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.09.2016 по делу N А40-140288/16, принятое судьей Прижбиловым С.В. (шифр 181-1206)
по иску Ордена Трудового Красного Знамени Федеральное государственное унитарное предприятие "Российские сети вещания и оповещения" (ОГРН 1027739426802, ИНН 7712005121, адрес: 105094, г.Москва, ул. Семеновский вал, д.4, дата регистрации:22.10.2002)
к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423, ИНН 7705031674, адрес: 125009, г. Москва, Газетный пер., д.1/12, дата регистрации 15.11.1991)
о признании права собственности,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
при участии в судебном заседании:
от истца: Свиридов А.М. по доверенности от 02.02.2016, Самохин В.Е. по доверенности от 12.10.2016
от ответчика: Суркова Е.В. по доверенности от 13.10.2016)
от третьих лиц: от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Москве - Ветров Е.Н. по доверенности от 29.06.2016, от остальных - не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Ордена Трудового Красного Знамени ФГУП "Российские сети вещания и оповещения" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к Департаменту городского имущества города Москвы о признании права собственности Российской Федерации и о признании права хозяйственного ведения истца на нежилое помещение по адресу: г.Москва, ул.Мироновская, д.24, кв.1.
Решением суда от 15.09.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Истец возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Федерального агентства по управлению государственным имуществом, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, ФГУП "РСВО" создано для оказания на договорной основе услуг проводного вещания (радиофикации) населению и организациям города Москвы, для технического обеспечения централизованной передачи населению города Москвы сигналов оповещения и информации, формируемых Главным управлением ГО и ЧС как в условиях мирного, так и военного времени, предоставления телекоммуникационных интерактивных услуг населению и предприятиям, а также для обслуживания звукотехническими и телевизионными, видеопроекционными средствами массовых мероприятий, организуемых в России и за рубежом и получения прибыли от своей деятельности.
Согласно классификации предприятий, содержащейся в Постановлении Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", ФГУП "РСВО", являясь предприятием связи, относится к объектам отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и в соответствии с п.1 указанного Постановления принадлежит на праве собственности Российской Федерации.
До разграничения в 1991 году прав на государственную собственность существовал единый порядок использования государственного нежилого фонда в городе Москве, предусмотренный Положением о порядке предоставления и учёта нежилых помещений в городе Москве, утвержденным Решением Исполкома Моссовета от 15.12.1981 N 3519.
Согласно п.6 названного Положения нежилое помещение под определенные цели для конкретного вида деятельности предоставлялось в аренду на основании ордера Моснежилотдела.
На основании ордера между Жилищно-коммунальной конторой N 7 жилищного управления УЖКХ и Техническим центром радиофикации МГРС заключен договор аренды от 01.01.1982 N 1 на данное помещение, со сроком аренды (с учетом пролонгации) по 31.12.1988.
Согласно контракту от 09.02.1993 N 0-91/93 на использование недвижимого имущества на правах хозяйственного ведения, заключенному между Комитетом по управлению имуществом Москвы и государственным предприятием Московское производственное объединение "Главный центр радиофикации" на основании постановления Правительства г. Москвы от 24.03.1992 N 101/5с нежилое помещение с характеристиками, указанными в техническом паспорте N 07- 2671/16 от 01.01.1972, расположенное по адресу: г.Москва, ул.Новаторов, д.32, кв.5 общей площадью 31,9 кв.м. передано Предприятию в хозяйственное ведение.
До настоящего времени указанный контракт не расторгнут сторонами, основание передачи нежилого помещения по контракту - постановление Правительства г.Москвы от 24.03.1992 N 101/5с не отменено и не оспорено.
Комитет по управлению имуществом Москвы на момент заключения контракта от 09.02.1993 N 0-91/93 на использование недвижимого имущества на правах хозяйственного ведения согласно приказу Государственного комитета по управлению государственным имуществом от 02.04.1992 N 44 наделен правами и полномочиями территориального агентства Госкомимущества России, который осуществлял полномочия собственника федерального имущества в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 21.01.199 N 35 "Вопросы государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом", утратившим силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.1996 N 93 по распоряжению объектами федеральной собственности.
Далее указанные полномочия Комитета по управлению имуществом Москвы закреплены в п.3.1 ч.3 Типового Положения о Комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231.
Право хозяйственного ведения ФГУП РСВО на помещение подтверждается Свидетельством N 00-00168/11.02.93, выданным Комитетом по управлению имуществом Москвы правопредшественнику Предприятия - Московскому производственному объединению "Главный центр радиофикации". ГУП ДЕЗ Обручевского района по Акту от 19.01.1998 и АВИЗО N 16 от 21.01.1998 передало помещение на баланс Предприятия.
Помещение общей площадью 31,9 кв.м, расположенное на 1 этаже жилого здания по адресу г.Москва, ул.Новаторов, д.32, кв.5 с 1982 года на протяжении 34 лет непрерывно используется ФГУП РСВО для осуществления уставной деятельности, что подтверждает владение и пользование помещением до момента разграничения государственной собственности по настоящее время.
ФГУП РСВО также несет бремя содержания имущества.
Предприятием заключен договор с ОАО ДЕЗ Обручевского района от 01.01.2010 N 423-А на пользование коммунальными услугами, который действует по настоящее время.
Спорный объект недвижимого имущества учтен на балансе ФГУП РСВО, поставлен на инвентарный учет, что также подтверждает, нахождение спорного помещения во владении и пользовании Предприятия.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.11.2013 N 11/033/2013-527 на вышеуказанный спорный объект недвижимого имущества зарегистрировано право собственности города Москвы (запись регистрации от 21.10.2009 N 77-77-09/123/2009-455).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Факт государственной регистрации права собственности за лицом, не являющимся собственником, в данном случае за городом Москвой, нарушает права и законные интересы ФГУП "РСВО", как лица, в законном владении и пользовании которого находится спорное имущество, государственная регистрация права федеральной собственности, а также права хозяйственного ведения истца на спорное недвижимое имущество на в момент их возникновения не требовалась.
Доводы жалобы ответчика о принадлежности спорного имущества г.Москве, отсутствии у истца оснований требовать признания права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения, нарушении порядке безвозмездной передачи недвижимого имущества субъекта в федеральную собственность отклоняются судом.
Положение имущества регулируется приложением N 1 Постановления Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и независимо от того, на чьем балансе оно находится, и от ведомственной подчиненности предприятий, относится исключительно к федеральной собственности.
Согласно п.6 раздела IV приложения N 1 к Постановлению Верховного совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", предприятия связи, телевизионные и радиопередающие центры, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Спорное недвижимое имущество входит в имущественный комплекс предприятия связи.
В соответствии с предоставленными в материалы дела документами, подтверждается что помещение является трансформаторной подстанцией звуковой частоты (радиопередающим центром).
Оборудование проводного радиовещания, расположенное в помещении, функционально взаимосвязано с жилым домом, его перемещение без нарушения целостности сети связи проводного радиовещания и работоспособности локальной системы оповещения населения при чрезвычайных ситуациях невозможно.
Указанная правовая позиция соответствует сложившейся судебной практике по делам N N А40-91609/15, А40-153358/15, А40-147638/15, А40-18535/14, А40-63443/15, А40-115721/15, А40-153383/15, А40-168400/15, А40-168389/15, А40-198625/15, А40-1987 53/15, А40-198775/15, А40-198734/15, А40-153352/15, А40-168342/15, А40-198746/15, А56-57696/2015, А56-57694/2015, А56-57693/2015, А56-57692/2015, А56-57690/2015, А56-57685/2015, А56-32627/2015, А56-32611/2015, А56-71289/2014, А56-71287/2014, А56-71286/2014, А56-71284/2014, А56-71282/2014, А56-71271/2014, А56-71268/2014, А56-71267/2014.
Согласно представленным в материалы дела документам спорное помещение следует расценить как нежилое. В качестве жилья с момента постройки не использовалось. Договор найма жилого помещения в отношении него никогда не заключался.
Помещение передано предприятию в 1979 году по ордеру Московского городского отдела нежилых помещений Исполнительного Комитета Московского городского Совета депутатов трудящихся (Корешок ордера на помещение серия Б N 002686 от 30.01.1958).
Согласно п.10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" разъясняется, что юридическая характеристика вида имущества не является фактом, влекущим возникновение, изменение и прекращение прав лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, учитывая, что спорный объект - радиопередающий центр, находится на балансе ФГУП РСВО и входит в единый технологический комплекс имущества предприятия связи, обеспечивающего радиофикацию района Москвы, а также оповещение жителей в чрезвычайных ситуациях, сам по себе факт указания назначения помещения в качестве жилого не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Спорный объект из федеральной собственности никогда не выбывал, в собственность г, Москвы не передавался и не мог передаваться, соответственно по-прежнему относится к федеральной собственности.
Согласно ст.94 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшего на момент передачи указанного объекта недвижимости, государство являлось единым собственником всего государственного имущества.
В соответствии с п.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Российская Федерация не осуществляла никаких действий, направленных на прекращение своего права собственности на указанное имущество, в том числе действий по отчуждению спорного объекта.
Согласно п.1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1,объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно п. 2. Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Порядок передачи объектов из федеральной собственности закреплен в п. 1,2 Положения об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденного Распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 N 114-РП: "Для передачи объектов в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга соответствующие комитеты по управлению имуществом разрабатывают перечни объектов.
Запрещается включение в перечни объектов, отнесенных исключительно к федеральной собственности, в соответствии с приложением 1 Постановления Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" от 27.12.1991 N 3020-1".
Спорное имущество относится к объектам отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства (раздел IV приложения 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1), соответственно оно не могло быть включено в состав имущества г.Москвы.
Кроме того, в материалы дела доказательства передачи имущества из федеральной собственности в собственность города ответчиком не представлены, в то время как в соответствии с требованиями ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, спорный объект из федеральной собственности не выбывал, в собственность г.Москвы не передавался.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.08.2005 N 1206/05 целевое назначение спорного помещения в момент сдачи жилого дома в эксплуатацию при последующем размещении в нем отделения связи не является основанием для отнесения в дальнейшем помещения к муниципальному уровню собственности.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 15.09.2016 по делу N А40-140288/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-140288/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 марта 2017 г. N Ф05-2715/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП Ордена Трудового Красного Знамени "Российские сети вещания и оповещения" ( РСВО), ФГУП РСВО
Ответчик: ДГИ города Москвы, Департамент городского имущества г.Москвы
Третье лицо: Территориальное управление Росимущества в г. Москве, Управление Росреестра по Москве, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом