Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2017 г. N Ф05-1443/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А40-96934/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мегаполис"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.09.2016 по делу N А40-96934/16, принятое судьей Н.В. Дейна (шифр судьи 147-837)
по заявлению ООО "Мегаполис"
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Кошкина Е.М. по доверенности от 07.08.2014; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "МЕГАПОЛИС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании незаконным отказа, выраженного письмом от 29.01.2016 N 33-5-129011/15-(0)-1.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2016 по делу N А40-96934/16, требования ООО "Мегаполис" к Департаменту городского имущества г. Москвы об оспаривании отказа от 29.01.16 N 33-5-129011/15-(0)-1 - оставлены без удовлетворения.
С решением не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу в которой просит, признать незаконным отказ Департамента городского имущества г.Москвы в предоставлении государственной услуги - "О предоставлении земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", выраженный письмом от 29.01.2016 N 33-5-129011/15 в отношении земельного участка с арендными ориентирами: 125252, г.Москва, САО, ул.Зорге, владение 19 (кадастровый номер 77:09:05005:218);
Обязать Департамент городского имущества г.Москвы подготовить, подписать проект договора аренды земельного участка с адресными ориентирами:, г.Москва, САО, ул.Зорге, владение 19 (кадастровый номер 77:09:05005:218) между ООО "Мегаполис" и Департаментом городского имущества г.Москвы соответствующего вида разрешенного использования и направить ООО "Мегаполис" на подписание.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение заявителя, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 14.09.2016 по делу N А40-96934/16 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 28.02.2007 между Департаментом и ГУП города Москвы УДХ и Б "Фрунзенское" заключен договор аренды земельного участка N М-09-032711 по адресу: г. Москва, улица Зорге, вл. 19 (кадастровый номер 77:09:0005005:218) для целей эксплуатации зданий и сооружений, хранения противогололёдных материалов и стоянки уборочной техники, сроком до 11.12.2055.
ГУП города Москвы УДХ и Б "Фрунзенское" в 2015 году осуществило продажу нежилого здания и здания гаража заявителю, который в свою очередь оформил право собственности на здание и гараж (свидетельство о государственной регистрации права 77-77/012-77/012/019/2015-573/3, 77-77/012-77/012/019/2015-601/3).
В соответствии с п.1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
28.12.2015 ООО "Мегаполис" обратилось в службу "одного окна" Департамента с заявлением N 33-5-129011/15-(0)-0 по вопросу предоставления государственной услуги "Предоставление земельного участка в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке" в отношении земельного участка по адресу: г. Москва, улица Зорге, вл. 19 (кадастровый номер 77:09:0005005:218).
29.01.2015 Департаментом принято решение об отказе в предоставлении вышеуказанной государственной услуги.
Предоставление государственной услуги осуществляется Департаментом в соответствии с административным регламентом, утвержденным пунктом 1.15 постановления Правительства Москвы от 15.02.2012 года N 199-1111 "Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества города Москвы".
В соответствии с пунктом 2.10.1.2 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие одного или нескольких оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Административный регламент (согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг") - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Административный регламент предоставления государственной услуги в городе Москве устанавливает последовательность и сроки административных процедур и принятия решений по предоставлению государственной услуги, осуществляемых по заявлению физического или юридического лица, либо их уполномоченных представителей.
Таким образом, нормативно-правовыми актами четко определен круг полномочий и порядок действий о возможности и порядке предоставления государственных услуг Департаментом городского имущества при осуществлении полномочий в сфере имущественно-земельных отношений в городе Москве.
Вместе с тем, Департаментом не оспаривается право заявителя на земельный участок и не отказывается в предоставлении земельного участка на определенном праве заявителю как собственнику.
Департамент в оспариваемом отказе указывает на обстоятельства, которые в настоящее время, в силу внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", являются безусловным основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В частности, в пункте 15 "Особые отметки" кадастрового паспорта земельного участка от 28.12.2015 N 77/501/15-1458309, полученного посредством межведомственного взаимодействия, указано, что граница земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005005:218 не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Следовательно, в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:09:0005005:218 необходимо провести межевые работы, при отсутствии которых, земельный участок не отвечает требованиям ст. 6 ЗК РФ, соответственно не может быть объектом гражданских прав и Департамент в силу п. 24 ст. 39.16 ЗК РФ принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Согласно ч. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В отказе Департамента от 29.01.2016 N 33-5-129011/15-(0)-1 указана необходимость обращения за государственной услугой "Предварительное согласование предоставления земельного участка", в рамках которой утверждается схема расположения земельного участка, а в дальнейшем проводятся межевые работы.
При этом, в силу пп. 4 п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка обеспечивается заинтересованным гражданином или юридическим лицом за свой счет.
Таким образом, как полагает Департамент, оснований для предоставления земельного участка не имеется, поскольку у земельного участка отсутствуют характеристики, позволяющего идентифицировать с учетом расположенных за пределами испрашиваемого земельного участка объектов прав общества и соответственно, в связи с наличием оснований для уточнения границ земельного участка, он не может быть объектом права. Согласно данным ГКН здание, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Зорге, вл. 19 стр.3 частично находится за границами земельного участка, следовательно, отсутствует возможность использования данного земельного участка для эксплуатации вышеуказанного здания. Данное обстоятельство, по мнению Департамента, подтверждает довод о том, что граница земельного участка подлежит уточнению.
Суд первой инстанции согласился с позицией Департамента и пришел к выводу, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Так, ответчик указывает в отказе (л.д.36,т.2) на применение приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории".
В соответствии с п. 13 Приложения 3 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории" (зарегистрирован в Минюсте России 12.11.2014 N 34670) при отсутствии сведений о координатах характерных точек границ земельного участка, в также в случае, если содержащиеся в ГНК координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения, в графе 15 кадастрового паспорта указываются слова "граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства". В случае если границы земельного участка пересекают границы смежных земельных участков, указываются слова "Граница земельного участка пересекает границы земельных участков (земельного участка) с кадастровыми номерами (кадастровым номером) _____________".
Таким образом, законодатель разделяет понятия "отсутствие сведений о координатах характерных точек границы земельного участка" и "координаты характерных точек границ земельных участков определены с точностью ниже нормативной точности".
При этом формулировка в кадастровом паспорте для обоих случаев установлена одна: "Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства".
Нормы материального права ответчиком указаны правильно в оспариваемом отказе, однако фактическими обстоятельствами и доказательствами не подтверждены и не соответствуют представленным заявителем доказательствам.
В настоящем случае границы земельного участка определены, в материалах дела представлены документы, которые подтверждают тот факт, что границы определены на местности, участок существует в установленном законом порядке и являлся объектом земельно-правовых отношений (т. 1 л.д. 48-46).
Так, в материалы дела представлен договор аренды от 28.02.2007, заключенный между Департаментом и предыдущим собственником зданий (ГУП УДХиБ "Фрунзенское" со сроком до 11.12.2055 (л.д.13-18,т.1), с приложением N 2 плана границ земельного участка и приложение N 2-а плана земельного участка (л.д.22-24,т.1).
В материалы дела представлена кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым номером 77:09:0005005:218 (л.д.42,т.1), чертеж, схема земельного участка, с указанием точек (л.д.43,т.1), описание местоположения границ земельного участка с закреплением на местности, с указанием номеров смежных земельных участков, дирекционных углов, горизонтального положения и поворотных точек (л.д.45-48,т.1).
Учитывая изложенное, коллегия приходит к выводу, что отказ Департамента на основании того, что отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, границы не идентифицированы на местности, является незаконным, так как противоречит материалам дела.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В силу Приложений N 3, 4 к приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.08.2014 N 504 раздел "Описание местоположения границ земельного участка" содержится только в кадастровой выписке.
Вместе с тем, сведения и документы, представленные заявителем, содержащиеся в кадастровой выписке, оставлены Департаментом без внимания и не опровергнуты иными доказательствами, в частности, какие еще документы должны подтверждать утверждение границ земельного участка на местности.
При этом ссылка в оспариваемом отказе на ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" является некорректной.
В силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; 2) кадастровой выписки об объекте недвижимости; 3) кадастрового паспорта объекта недвижимости; 4) кадастрового плана территории; 4.1) кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости; 5) в ином виде, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Следовательно, кадастровая выписка является таким же источником о сведениях государственного кадастра недвижимости, содержащих уникальные характеристики объекта недвижимости, как и кадастровый паспорт.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ни из кадастровой выписки, представленной заявителем, ни из кадастрового паспорта, полученного заинтересованным лицом, не усматривается наличие пересечения границ спорного земельного участка и смежных земельных участков.
Таким образом, оспариваемый отказ в предоставлении государственной услуги не соответствует требованиям законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Следовательно, в данном случае имеются основания, предусмотренные ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Срок, установленный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Ссылка ответчика на то, что разрешенное использование земельного участка не установлено в соответствии приказом Минэкономразвития N 540 от 01.09.2014, правового значения для разрешения настоящего спора не имеет и не может служить основанием для отказа в предоставлении запрашиваемой госуслуги при рассматриваемых обстоятельствах.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ основанием для отмены (изменения) решения арбитражного суда первой инстанции является, в том числе неполное выяснение обстоятельств, которые суд считал установленными.
Руководствуясь статьями 266- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.09.2016 по делу N А40-96934/16 отменить.
Признать недействительным отказ ДГИ г. Москвы от 29.01.2016 N 33-5-129011/15-/0/-1.
Обязать Департамент городского имущества города Москвы оказать ООО "Мегаполис" государственную услугу по запросу от 28.12.2015 (входящий N 005155 от 28.12.2015) в отношении земельного участка по адресу: г. Москва ул. Зорге, вл. 19 (кадастровый N 77:09:0005005:218) с учетом выводов суда, изложенных в мотивировочной части постановления.
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО "Мегаполис" государственную пошлину по заявлению в размере 3 000 (три тысячи) рублей, по апелляционной жалобе в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-96934/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2017 г. N Ф05-1443/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО МЕГАПОЛИС
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, Департамент городского имущества города Москвы