г. Челябинск |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А76-9522/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сотниковой О.В.,
судей Забутыриной Л.В., Хоронеко М.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алекберовой А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.10.2016 по делу N А76-9522/2016 (судья Мосягина Е.А).
Администрация города Челябинска, ОГРН 1027402920225, г. Челябинск (далее - истец) обратилось 19.04.2016 в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ОГРН 1037739085636 (далее - Министерство, ответчик, податель жалобы) о взыскании убытков в размере 1 269 649 руб.
Определением от 08.06.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Костюкевич Андрей Витальевич.
Решением суда Челябинской области от 13.10.2016 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Министерство обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение от 13.10.2016 отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что ответчиком представлены в материалы дела копии платежных поручений о перечислении субвенций в бюджет Челябинской области из федерального бюджета в период с 2011 по 2015 годы. Из представленных платежных поручений следует, что Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства по предоставлению Челябинской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и вставших на учет до 01.01.2005. Претензий относительно непоступления субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью от субъекта Российской Федерации Челябинской области не поступало. Таким образом, Российская Федерация принятые на себя обязательства выполнила в полном объеме, перечислив в бюджет Челябинской области необходимые денежные средства в виде субвенций, в связи с чем, основания для удовлетворения требования отсутствовали.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, вступившим в законную решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 16.05.2014 по делу N 2-2023/2014 по иску Костюкевич Светланы Викторовны (далее - Костюкевич С.В.), действующей в интересах недееспособного Костюкевич Андрея Витальевича (далее - Костюкевич А.В.) к Администрации г. Челябинска, требования истца удовлетворены, на Администрацию г. Челябинска возложена обязанность предоставить Костюкевич А.В. благоустроенное жилое помещение, не менее 18 кв. м, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям в черте г. Челябинска (л.д.14-16).
Во исполнение указанного решения суда Администрацией г. Челябинска принято распоряжение от 21.11.2014 N 7901-к о предоставлении Костюкевичу А.В. жилого помещения, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, дом 37, кв. 72, общей площадью 30,8 кв. м. Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска дано распоряжение провести оценку рыночной стоимости указанного помещения. Администрации Ленинского района г. Челябинска - заключить в тридцатидневный срок со дня получения настоящего распоряжения с Костюкевичем А.В. договор социального найма на предоставленное жилое помещение (л.д. 18).
На основании муниципального контракта N 30 от 28.04.2015 об оказании услуг по оценке жилых помещений оценщиком ООО "Комплекс-Проект" подготовлен отчет N 32 - КУИЗО/2015 об оценке рыночной стоимости имущества - квартиры, общей площадью 30,8 кв. м, расположенной по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, дом N 37, кв. N 72, согласно которому рыночная стоимость указанной квартиры составила 1 269 649 руб. 00 коп. (л.д.19-63).
Между Костюкевич А.В. и администрацией Ленинского района г. Челябинска заключен договор социального найма на предоставленное жилое помещение от 01.12.2014 N 76 (л. д. 10-12). Квартира передана по акту от 01.12.2014 (л.д. 13).
Ссылаясь на то, что расходы в размере стоимости квартиры являются убытками и подлежат компенсации за счет средств казны Российской Федерации, Администрация г. Челябинска обратилась с исковым заявлением о взыскании убытков в суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта наличия убытков, а также того, что указанные убытки подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета, поскольку право инвалидов на получение бесплатного жилья предусмотрено федеральным законодательством.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке гл. 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 01.01.2005, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке (пункт 2 указанной статьи).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи).
Категориям граждан, указанным в пункте 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 4 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству (пункт 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации).
Из разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом о социальной защите инвалидов обеспечение инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями является вопросом федерального значения.
Поскольку соответствующая мера социальной поддержки предусмотрена федеральным законодательством, то финансирование расходов муниципального образования, понесенных в связи с ее реализацией, относится к расходным обязательствам Российской Федерации, должно осуществляться из федерального бюджета.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или бюджете муниципального образования.
Как следует из материалов дела, Костюкевич С.В. является матерью ребенка-инвалида Костюкевича А.В. и встала на учет для улучшения жилищных условий 14.11.1997, то есть до 01.01.2005, что также отражено в решении Ленинского районного суда г. Челябинска от 16.05.2014 по делу N 2-2023/2014 и постановлении Главы администрации Ленинского района г. Челябинска от 14.11.1997 N 896 (л.д. 14-17).
Во исполнение вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г. Челябинска от 16.05.2014 по делу N 2-2023/2014 Костюкевич С.В. предоставлено жилое помещение: однокомнатная квартира общей площадью 30,8 кв. м., расположенная по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, дом N37, кв. N72 по договору социального найма от 01.12.2014 N 76 (л.д. 10-13).
Стоимость квартиры определена в размере 1 269 649 руб. 00 коп., что подтверждается отчетом N 32 - КУИЗО/2015 (л.д.19-63).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что Администрация г. Челябинска исполнила обязанность по предоставлению жилого помещения, в свою очередь федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, соответствующие расходы не компенсировал.
Доказательств того, что ответчиком Челябинской области в лице Министерства финансов Челябинской области или органу местного самоуправления в рассматриваемый период были выделены финансовые средства на реализацию полномочий, предусмотренных статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, ответчиком не представлено.
Таким образом, при непредставлении Российской Федерацией доказательств, подтверждающих иную стоимость предоставленной Костюкевичу А.В. квартиры, чем указано истцом, требования администрации подлежат удовлетворению.
Отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что Российская Федерация исполнила взятые на себя обязательства по предоставлению Челябинской области межбюджетных трансфертов (субвенций) на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов и вставших на учет до 01.01.2005, перечислив субвенции в бюджет Челябинской области из федерального бюджета в период с 2011 по 2015 годы.
Право требования возмещения от Российской Федерации расходов по предоставлению жилья не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Поступившие субвенции могут быть распределены только в качестве субсидий на приобретение жилья гражданам, обратившимся за получением таких субсидий. На покрытие расходов предоставленной квартиры в виде ее рыночной стоимости субвенции не могут быть направлены.
За предоставлением субсидии на приобретение жилья Костюкевич С.В. не обращалась, обратилась в суд с иском о предоставлении вне очереди отдельного жилого помещения.
Судом установлено, что администрация исполнила обязанность по предоставлению жилого помещения, рыночная стоимость которого составляет 1 269 649 руб., инвалиду, страдающему тяжелой формой заболевания, внесенного в Перечень хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире с другими гражданами. В свою очередь федеральный орган государственной власти обязанность по возмещению данных затрат не выполнил.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.10.2016 по делу N А76-9522/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
О.В. Сотникова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9522/2016
Истец: Администрация г. Челябинска, Администрация города Челябинска
Ответчик: РФ в лице Минестрества финансов РФ
Третье лицо: Костюкевич Андрей Витальевич, Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство Финансов Челябинской области