Требование: о взыскании долга в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Саратов |
|
08 декабря 2016 г. |
Дело N А57-9640/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" декабря 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Волковой Т. В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Солейник Я. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный транспортный Альянс"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 04 октября 2016 года по делу N А12-9640/2016, (судья Сидорова Ю.И.),
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, г. Москва, ул. Н. Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727),
к обществу с ограниченной ответственностью "Южный транспортный Альянс" (350004, г. Краснодар, ул. Алма-Атинская, д. 99, а/я 2883, ОГРН 1132301003966, ИНН 2301084505),
о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования,
при участии в судебном заседании:
- от ООО "Южный транспортный альянс" представитель Колесник Сергей Сергеевич по доверенности от 11.08.2016, выданной сроком до 31.12.2016;
- от ОАО "Российские железные дороги" представитель Хребет Ольга Сергеевна по доверенности от 14.12.2015, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Южный транспортный Альянс" (далее - ООО "ЮТА", ответчик) о взыскании платы за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 1 589 985 руб. 29 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от ОАО "РЖД" поступило ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которому истец просил взыскать с ответчика плату за нахождение вагонов на путях общего пользования в размере 1 394 500 руб. 47 коп., которое было принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 04 октября 2016 года иск удовлетворен в полном объеме.
ООО "Южный транспортный Альянс", не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель апелляционной жалобы указывает, что акты общей формы составлены без участия его представителя. Также заявитель жалобы указывает на недоказанность его вины в простое спорных вагонов на промежуточных станциях, а также на отсутствие его уведомления со стороны железной дороги о подаче вагонов к месту их выгрузки.
В порядке статьи 262 АПК РФ от ОАО "РЖД" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором отражена правовая позиция по жалобе.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции, дали пояснения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав письменные материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, 02.10.2014 между ОАО "РЖД" (перевозчик), ООО "Южный транспортный Альянс" (Грузополучатель) и ОАО "Канал" (Владелец) был заключен N 835-ур на оказание услуг по подаче и уборке вагонов для производства грузовых операций ООО "Южный транспортный Альянс" на железнодорожный путь необщего пользования по станции Орловка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", согласно условиям которого Владелец пути необщего пользования по станции Орловка предоставляет Грузополучателю участок железнодорожного пути необщего пользования для выгрузки из вагонов грузов.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
Уведомление о подаче вагонов передается круглосуточно по телефону приемосдатчиком станции ответственному лицу Грузополучателя не позднее, чем за 2 часа до предстоящей подачи вагонов, с записью в книгу уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку, выгрузку.
Согласно п. 6, п. 7, п. 8 Договора количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой Грузополучателю, устанавливается не более 20 вагонов.
С железнодорожного пути необщего пользования вагоны возвращаются в количестве поданных. При наличии у Перевозчика возможности допускается осуществление уборки части погруженной или выгруженной одновременно поданной партии вагонов.
О готовности вагонов к сдаче ответственное лицо Грузополучателя передает уведомление круглосуточно, по телефону, приемосдатчику станции с последующим не позднее, чем через 60 минут предоставлением ему письменного уведомления.
Готовые к уборки вагоны убираются с мест погрузки в сроки, установленные технологическим процессом работы станции Орловка, только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 9 Договора Грузополучатель уплачивает Перевозчику плату по ставкам, приведенным в приложениях N 1 - N 5 к Договору, за время нахождения вагонов, не принадлежащих Перевозчику, в ожидании их подачи или приема на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от Грузополучателя.
В нарушение договорных обязательств по оплате времени простоя вагонов, не принадлежащих перевозчику, прибывших в адрес ответчика и простаивающих на станции назначения Орловка в связи с занятостью пути необщего пользования ранее поданными вагонами и нарушением технологических норм обработки вагонов, ответчик не произвел оплату начисленных сумм за нахождение вагонов на путях общего пользования.
Случаи задержки вагонов оформлены актами общей формы. Время нахождения вагонов на путях общего пользования подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов.
Акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов представителем ООО "Южный транспортный альянс" не подписаны, в связи с чем составлены акты общей формы, от подписания которых представитель ООО "Южный транспортный альянс" также отказался.
На основании представленных истцом актов общей формы начислена плата за занятие железнодорожных путей общего пользования подвижным составом, не принадлежащим перевозчику, в размере 1 394 500 руб. 47 коп.
Начисленную сумму платы за нахождение вагонов на путях общего пользования ответчик ООО "Южный транспортный альянс" не оплатил. Направленная перевозчиком в адрес ООО "Южный транспортный альянс" претензия от 15.09.2015 N 5658/323 оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства явились основанием обращения ОАО "РЖД" в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со статьей 791 ГК РФ погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В статье 793 ГК РФ установлено, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденного Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (далее Устав) за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Согласно абз. 2 п. 47 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее Правила N 26), основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Закон не исключает право сторон на добровольное согласование данного условия в качестве договорного обязательства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как правильно указал суд первой инстанции, установление сторонами договора от 30.01.2015 N 399-МОП/15 оплаты использования пути общего пользования в случае временного размещения вагонов, контейнеров как ответственности грузополучателя за простой вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования согласуется с принципом свободы договора, закрепленным в статье 421 ГК РФ.
Высший Арбитражный суд Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14931/08, от 27.07.2010 N 4387/2010, от 18.10.2012 N 6424/12 указал, что Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Указанные постановления также содержат вывод о том, что плата за пользование вагонами, контейнерами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Устава может быть взыскана при условии принадлежности вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 30.11.2010 N ГКПИ10-1331 пришел к следующим выводам. Плата за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, поименованная в пункте 12 Тарифного руководства N 2 как плата за пользование вагонами, контейнерами, по своей правовой природе является платой за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности (плата за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта). Регулирование ФСТ России размера данной платы, обозначенной в статье 39 Устава как плата за пользование вагонами, контейнерами, является правомерным. В письме N СН-2489/10 Федеральная служба по тарифам указала, что в расчетную базу ставок платы за пользование вагонами общего парка (принадлежащими перевозчику) при их простое на путях общего пользования включены затраты единого хозяйствующего субъекта (ОАО "РЖД") на содержание и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а в соответствии с пунктом 12 Тарифного руководства N 2 в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, такая плата берется в доле (50%) от платы за вагоны общего парка (в части затрат по содержанию и эксплуатации инфраструктуры).
Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.03.2012 N 558р "Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению ОАО "РЖД" задержки вагонов, контейнеров в пути следования из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования", к таким причинам, в частности, отнесены занятость вагонами станционных путей на станции назначения, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки на железнодорожном пути необщего пользования, занятость вагонами мест погрузки, выгрузки, расположенных в местах общего пользования, где грузовые операции осуществляются силами грузополучателей, занятость вагонами железнодорожных выставочных путей, возникшие из-за нарушения грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Статьей 119 Устава предусмотрено, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Приказом Министерства путей сообщений Российской Федерации от 18.06.2003 N 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее Правила N 45).
Согласно пункту 3.1 названных Правил факт задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, удостоверяется актом общей формы.
В соответствии с пунктом 3.2.4 Правил N 45 в случае, если акт общей формы составляется перевозчиком при отказе или уклонении грузоотправителя, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, других юридических и физических лиц от подписания документов, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, подписываемых перевозчиком и грузополучателем, в строке документа "подпись" перевозчиком делается отметка о составлении акта общей формы, с указанием его номера и даты составления. При этом ни перевозчик, ни грузополучатель не имеет право отказаться от подписания акта общей формы.
При несогласии с содержанием акта общей формы перевозчик или грузополучатель вправе изложить свое мнение.
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается.
Материалами дела подтверждается, что задержка вагонов вызвана обстоятельствами, зависящими от ответчика. При этом право перевозчика на получение спорной платы согласовано сторонами в договоре.
Расчет общей суммы начислений за пользование путями общего пользования в размере 1 394 500 руб. 47 коп., апелляционным судом проверен, является арифметически верным.
Ответчиком представлен, контррасчет о несогласии начислений на сумму 195 484,82, так как плата начислена с нарушением со сторонам перевозчика сроков уборки вагонов, что подтверждается памятками приемосдатчика.
Также ответчик не признает ответственность за простой вагонов по актам N 1/486, N 1/494, N 1/519 на сумму 241 461, 28 руб.
По актам N 1/500, N 1/525 на сумму 60 009,36 руб., По актам N 1/500, 1/536 на сумму 13 598,10 руб.
Всего на сумму 790 840, 28 руб.
Контррасчет проверен апелляционным судом, признается арифметически неверным, на основании следующего.
В ходе рассмотрения дела истец отказался от части исковых требований на сумму 195 484, 82 руб. таким образом, указанная сумма в расчет за пользование путями общего пользования не включалась.
В материалы дела представлены памятки приемосдатчика, подтверждающие занятость путей общего пользования за спорный период N 278, 279, 282, 285, 286, 287, 289, 290, 296, 299, 300, 304, 309, 214, 315, 316, 317, 320, 321, 322, 334.
В указанных памятках приемосдатчика указано время подачи вагонов клиенту, время уведомления о завершении грузовой операции и время фактической уборки вагонов.
Как следует из условий договора N 835-ур от 02.10.2014 на оказание услуг по подаче уборки вагонов для производства грузовых операций на железнодорожных путях необщего пользования станции Орловка Приволжская железная дорога готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки в сроки, установленные технологическим процессом работы станции Орловка Приволжской железнодорожной станции, только при наличии оформленных в установленном порядке перевозочных документов. Технологическим процессом работы станции Орловка Приволжской железной дороги не предусмотрены срок на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки. Таким образом, в связи с отсутствием в договоре N 835 ур от 02.10.2014 и в технологическом процессе работы станции Орловка сроков на уборку вагонов с мест погрузки, нарушение данных сроков со стороны перевозчика отсутствует.
Суд первой инстанции оценил в порядке статьи 71 АП КРФ представленные в материалы дела железнодорожные накладные с проставленными на них календарными штемпелями, и пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
При таких условиях, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у ОАО "РЖД" оснований для взимания с ответчика платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станций по причине, зависящей от грузополучателя.
Коллегией судей отклоняется довод апелляционной жалобы о невыполнение со стороны ОАО "РЖД" условий о составлении в электронном виде документов по расчету размера оплаты оказанных услуг с электронно-цифровой подписью и направлении их на электронный адрес ООО "ЮТА", на основании следующего.
В соглашении об организации расчетов от 23.12.2013 N 540С-12/13 предусмотрено, что стороны руководствуются Положением, утвержденным ОАО "РЖД" от 05.08.2013 N 1685р. В вышеуказанном Положении не предусмотрен такой порядок осуществления в электронном виде расчетов.
Доводы ответчика о недоказанности его вины и о том, что акты общей формы и извещения не являются допустимыми доказательствами по делу, поскольку составлены с нарушением требований законодательства, обоснованно отклонены судом в силу следующего.
В силу пункта 1.1 Правил N 45, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей при осуществлении перевозок грузов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Разделом III Правил N 45 предусмотрено, что акт общей формы составляется, в том числе для удостоверения задержки вагонов.
В соответствии с пунктом 2.1. Распоряжения, факт наличия избыточного количества вагонов на станции назначения должен подтверждаться актами общей формы, составленными станцией назначения.
В соответствии с пунктом 4. 7 Правил N 26 перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования.
На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Таким образом, в рассматриваемом споре акты общей формы, составленные истцом, содержащие сведения о задержке вагонов, отметки о предоставлении на подпись ответчику, об отказе от подписи, что также подтверждается актами общей формы, являются надлежащими доказательствами факта простоя вагонов.
Более того, тот факт, что ответчик отказался от подписи актов общей формы, а также наличие разногласий по данным актам не является основанием для освобождения грузополучателя от взимания платы за пользование вагонами. (Определение ВАС - 14112/09 от 11.11.2009).
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии его уведомления со стороны железной дороги о подаче вагонов к месту их выгрузки согласно пункту 4 статьи 34 Устава суд апелляционной инстанции отклоняет. С учетом положений статьи 34 Устава, пункта 3.5 Правил N 262 какие-либо доказательства о нарушении установленного договором порядка уведомления ответчика в деле отсутствуют.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии вины ответчика в простое спорных вагонов на промежуточных станциях признается судом несостоятельным, поскольку ответчиком, в нарушение положений статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Представленными в материалы дела актами общей формы подтверждается факт задержки вагонов на промежуточных станциях в связи невыполнением ответчиком технологических норм выгрузки вагонов и прибытия в адрес ответчика большего количества вагонов, что привело к занятости путей общего пользования и как следствие задержки в пути следования прибывших в его адрес вагонов.
Факт прибытия спорных вагонов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей.
Ответчик от подписания ведомостей подачи и уборки вагонов и актов общей формы отказался, о чем имеются соответствующие отметки на указанных документах, тем самым добровольно лишив себя возможности реализовать право на предъявление возражений к актам предусмотренное абзацем 2 пункта 3.2.4. Правил составления актов.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 04 октября 2016 года по делу N А57-9640/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-9640/2016
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"- Приволжская железная дорога
Ответчик: ООО "Южный транспортный Альянс"