Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф05-2526/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
09 декабря 2016 г. |
Дело N А41-18789/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Немчиновой М.А
при ведении протокола судебного заседания: Селезневым М.И.,
при участии в заседании:
от истца МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" (ИНН 5050025306, ОГРН 1025006526269): Мартынов С.С., представитель по доверенности N 77 от 22.06.2016 г.,
от ответчика МУП "Водоканал" (ИНН 5078018370, ОГРН 1095010000172)- представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия Щелковского муниципального района "МЕЖРАЙОННЫЙ ЩЁЛКОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ" (ИНН 5050025306, ОГРН 1025006526269) на решение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2016 года по делу N А41-18789/16 принятое судьей Е.В. Кочергиной,
по иску МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" к МУП "Водоканал" о внесении изменений в договор,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Щелковского муниципального района "Межрайонный Щелковский Водоканал" (далее- МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Муниципальному унитарному предприятию "Водоканал" (далее - МУП "Водоканал о внесении изменения в договор по транспортировке сточных вод N 1070 от 01.07.2015 между МУП ЩМР "Межрайонный Щёлковский Водоканал" и ОАО "Водоканал" на условиях предложенных Истцом в протоколе согласования разногласий, а именно:
п. 1 договора N 1070 изложить в следующей редакции: "По настоящему договору транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением организацией водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод транзитной организации, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения транзитной организации, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно- канализационного хозяйства обязуется соблюдать режим сброса сточных вод в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации, оплачивать услуги по транспортировке сточных вод, осуществлять контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения".
Абзац 2 договора N 1070 изложить в следующей редакции: "Место исполнения обязательств по договору определяется в соответствии с актами о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям".
Пункт 7.1. договора N 1070 изложить в следующей редакции: "Организация ВКХ в срок не позднее 5 (пятого) числа месяца, следующего за расчетным месяцем, представляет транзитной организации информацию об объеме сточных вод, сброшенных в централизованную систему водоотведения транзитной организации. Информация об объемах предоставляется организацией ВКХ в простой письменной форме за подписью руководителя посредством факсимильной связи, электронной связи с применением информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", либо нарочным".
Пункт 8 договора N 1070 изложить как: "Транзитная организация в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения от организации ВКХ информации об объемах сточных вод, представляет организации водопроводно-канализациошюго хозяйства оформленный в 2 (двух) экземплярах акт об оказании услуг по транспортировке сточных вод за расчетный период, содержащий данные об объеме отведенных вод за расчетный период, а также счет и счет-фактуру".
Пункт 12 договора N 1070 изложить в следующей редакции: "Оплата организацией водопроводно-канализационного хозяйства по настоящему договору осуществляется в срок не позднее 25 (двадцать пятого) числа месяца, следующего за расчётным месяцем, на основании счета и счета-фактуры, выставленных транзитной организацией, путем перечисления денежных средств на расчётный счет транзитной организации". Пункт 12.1. договора N 1070 изложить как: "Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет транзитной организации".
Абзац в) пункта 13 Договора N 1070 исключить. Абзац д) пункта 13 Договора N 1070 изложить в следующей редакции: "соблюдать установленный режим отведения сточных вод, не допускать сброс в систему водоотведения транзитной организации веществ, сброс которых запрещен согласно законодательству Российской Федерации, а также обеспечивать соблюдение требований к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных законодательством Российской Федерации и соответствующих сведениям об установленных нормативах допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и установленных требованиях к составу и свойствам сточных вод согласно приложению N 4:
Абзац е) пункта 13 Договора N 1070 исключить. Абзац а) пункта 14 Договора N 1070 изложить в следующей редакции: "осуществлять контроль за правильностью учета транзитной организацией объемов сточных вод" Абзац г) пункта 14 Договора N 1070 исключить. Абзац б) пункта 15 Договора N 1070 изложить в следующей редакции: "обеспечивать техническое состояние и функционирование канализационных сетей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, не допускать вытекания сточных вод из сетей и сооружений канализации".
Абзац г) пункта 15 Договора N 1070 изложить в следующей редакции: "не реже одного раза в квартал осуществлять контроль за соблюдением организацией ВКХ нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, и предоставлять организации водопроводно- канализационного хозяйства результаты такого контроля".
Абзац и) пункта 15 Договора N 1070 исключить.
Абзац а) пункта 16 Договора N 1070 исключить. Абзац б) пункта 16 Договора N 1070 исключить.
Пункт 18 Договора N 1070 изложить в следующей редакции: "Коммерческий учет сточных вод в узлах учета обеспечивает транзитная организация".
Пункт 21 Договора N 1070 изложить как: "Транзитная организация, осуществляющая коммерческий учет транспортируемых сточных вод, снимает показания приборов учета на последнее число расчетного периода, установленного настоящим договором, либо осуществляет в случаях, предусмотренных Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, расчет объема отведенных сточных вод расчетным способом, вносит показания приборов учета в карточку первичного бухгалтерского учёта (Приложение N5)". Пункт 37 Договора N 1070 исключить.
Пункт 38 ДоговораN 1070 изложить как: "Контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов (лимитов), нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, устанавливаемых в целях предотвращения негативного воздейтсвия на централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения лабораторных анализов проб сточных вод, отбираемых из контрольных колодцев абонентов организации водопроводно- канализационного хозяйства".
Пункт 3 9 Договора N 1070 исключить. Пункт 40 Договора N 1070 изложить как: "В случае выявления превышения абонентами организации водопроводно- канализационного хозяйства установленных нормативов (лимитов), а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на централизованную систему водоотведения, организация водопроводно- канализационного хозяйства обязана информировать транзитную организацию в течение одного дня с момента выявления факта нарушения".
Пункт 41 ДоговораN 1070 исключить.
Пункт 43 Договора N 1070 изложить в следующей редакции: "Сторона в течение одного часа с момента временного прекращения или ограничения транспортировки и приема сточных вод уведомляет о таком прекращении или ограничении: а) другую сторону; б) Администрацию Щёлковского муниципального района в) Администрацию городского округа Королёв Московской области; г) Управление Роспотребнадзора по Московской области. Взыскать с ОАО "Водоканал" в пользу МУП ЩМР "Межрайонный Щёлковский Водоканал" государственную пошлину в размере 6000 руб. (л.д.2-9).
Решением Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2016 года по делу N А41-18789/16, в удовлетворении требований отказано (л.д. 155-158).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, между МУП ЩМР "Межрайонный Щёлковский Водоканал" и ОАО "Водоканал" заключен договор по транспортировке сточных вод от 01 июля 2015 года N 1070.
Указанный договор подписан обеими Сторонами с протоколом разногласий от 09.09.2015, в котором ответчик исключил свою ответственность за сброс в централизованную систему водоотведения, загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, негативно воздействующих на работу такой системы.
При этом оплата по договору N 1070 за транспортировку сточных вод ответчиком производится, но не своевременно и не в полном объеме.
Протоколом согласования разногласий истец просил ответчика изменить условия договора и включить условия по контролю состава и свойств сточных вод, поступающих от ответчика в централизованную систему водоотведения, эксплуатируемую истцом, а также ответственность ОАО "Водоканал" за сброс в централизованную систему водоотведения, загрязняющих веществ, иных вещества и микроорганизмов, негативно воздействующих на работу такой системы.
Как указывает истец, протокол согласования разногласий (требование истца об изменении условий договора N 1070) был получен ответчиком 21.12.2015, о чем свидетельствует отметка ОАО "Водоканал" с присвоенным входящим номером на сопроводительном письме. В связи с тем, что по состоянию на 04.04.2016 направленный и подписанный истцом протокол согласования разногласий истцу не возвращен и не подписан.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований исходил из того, что истец в адрес ОАО "Водоканал" направлял протокол согласования разногласий 21.12.2015, данное действие не отрицается самим ответчиком. Однако, после переговоров между сторонами истец 11.02.2016 подписал протокол разногласий к договору, ранее предложенный ответчиком, на основании чего, целесообразность в подписании протокола, ранее направленного истцом в адрес ответчика, отпала. Таким образом, по состоянию на 11.02.2016 все разногласия между истцом и ответчиком были урегулированы в полном объёме. С 11.02.2016, истец в адрес ответчика каких-либо предложений о внесении изменений в договор - не направлял.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе МУП ЩМР "Межрайонный Щёлковский Водоканал" указывает, что судом неверно применены нормы материального права.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 2 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент заключения. Положением части 1 статьи 1 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года N 416- ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") установлено, что отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются указанным федеральным законом.
Из части 1 статьи 4 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относятся, утверждение правил холодного водоснабжения и водоотведения, типового договора по транспортировке сточных вод и других типовых форм договоров. Под транспортировкой сточных вод в ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" понимается перемещение воды сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей; централизованная система водоотведения (канализации) -комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
В соответствии с частью 5 статьи 17 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с типовым договором по транспортировке сточных вод, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Типовая форма договора по транспортировке сточных вод утверждена Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения".
Предметом типового договора по транспортировке сточных вод является: "По настоящему договору транзитная организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, контроль за соблюдением абонентами организации водопроводно-канализационного хозяйства нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, и осуществлять транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности транзитной организации, а организация водопроводно- канализационного хозяйства обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями законодательства Российской Федерации и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод".
Из этого следует, что сточные воды, поступающие в централизованную сеть водоотведения (канализации), транспортируемые транзитной организацией принимает и оплачивает организация водопроводно-канализационного хозяйства.
Однако, между истцом и ответчиком данная схема взаимоотношений не может быть применена, ввиду того, что сточные воды поступают в централизованную систему водоотведения МУП ЩМР "Межрайонный Щёлковский Водоканал".
Как усматривается из материалов дела, МУП ЩМР "Межрайонный Щелковский Водоканал" Постановлением Администрации Щелковского муниципального района от 06.07.2015 г. N 1658 "Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения на территории городского поселения Щелково и сельских поселений Анискинское, Гребневское, Медвежье-Озерское, Огудневское, Трубинское Щелковского муниципального района" определено гарантирующей организацией для централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения городского поселения Щелково и сельских поселений Анискинское, Гребневское, Медвежье-Озерское, Огудневское, Трубинское Щелковского муниципального района с установлением зоны деятельности гарантирующей организации в границах городского поселения Щелково и сельских поселений Анискинское, Гребневское, Медвежье-Озерское, Огудневское, Трубинское Щелковского муниципального района.
В первоначальной редакции договор N 1070 содержал все необходимые существенные условия, определенные ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 645 "Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения". Направленный протокол согласований разногласий, содержит все существенные условия договора, определенные законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, которые Ответчик отказывается принимать, чем нарушает основные цели и принципы законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, определенные статьей 3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении": - снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод; - обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; - обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п. 10 Федерального закона N 416-ФЗ "в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения..."
На основании п. 113 и п. 114 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644 сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, не должны содержать загрязняющие вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему водоотведения, и вещества, запрещенные к применению в Российской Федерации, в том числе ратифицированными Российской Федерацией международными нормативными правовыми актами. Состав и свойства сточных вод, принимаемых (отводимых) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать нормативным показателям общих свойств сточных вод и допустимым концентрациям загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения.
Ответчик является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Королёв Московской области" (постановление администрации города Королёва МО от 18.04.2014 г. N 649) и, как хозяйствующий субъект, непосредственно не сбрасывает каких-либо сточных вод, помимо бытовых стоков собственных административных зданий. Сточные воды, которые попадают в централизованную ' систему водоотведения, принимаются Ответчиком от своих абонентов, по договору с которыми контроль над сбросом загрязняющих веществ осуществляет Ответчик.
Как усматривается судом, истец в адрес ОАО "Водоканал" направлял протокол согласования разногласий 21.12.2015, данное действие не отрицается самим ответчиком. Однако, после переговоров между сторонами истец 11.02.2016 подписал протокол разногласий к договору, ранее предложенный ответчиком, на основании чего, целесообразность в подписании протокола, ранее направленного истцом в адрес ответчика, отпала. Таким образом, по состоянию на 11.02.2016 все разногласия между истцом и ответчиком были урегулированы в полном объёме. С 11.02.2016, истец в адрес ответчика каких-либо предложений о внесении изменений в договор - не направлял.
Форма публичного договора по транспортировке сточных вод (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2014 N 645) неприменима к отношениям Сторон по делу.
Подобные случаи регламентируются ст. 11 "Взаимодействие организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 указанной статьи в целях водоотведения организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованных систем водоотведения, заключают договоры по транспортировке сточных вод, необходимые для обеспечения водоотведения.
Данные договоры заключаются в соответствии с гражданским законодательством. Договоры по транспортировке сточных вод заключаются в соответствии с гражданским законодательством с учетом положений статьи 17 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
В противоречие своей позиции о том, что отношения Сторон не могут существовать в рамках типового договора, истец в обоснование своих требований приводит ссылку на типовую форму договора по транспортировке сточных вод, утверждённую Постановлением Правительства РФ от 29.07.2014 N 645.
Таким образом, в настоящее время между истцом и ответчиком существует действующий договор, заключённый с учётом положений статьи 17 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы, Кроме того, обстоятельства, на которые ссылается заявитель апелляционной жалобы, уже были предметом исследования судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 сентября 2016 года по делу N А41-18789/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-18789/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 7 апреля 2017 г. N Ф05-2526/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "МЕЖРАЙОННЫЙ ЩЁЛКОВСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ОАО "Водоканал"