Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2017 г. N Ф04-111/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
06 декабря 2016 г. |
Дело N А46-6309/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13408/2016) акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" на решение Арбитражного суда Омской области от 09.09.2016 по делу N А46-6309/2016 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" (ИНН 5528201579, ОГРН 1085543024599) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522) о признании незаконным отказа от 29.01.2016 N исх-16/ГСН-276 в части,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омскгазстройэксплуатация" - Мишуров Дмитрий Александрович по доверенности N 77 от 02.09.2015 сроком действия на 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Ташевич Татьяна Александровна по доверенности б\н от 11.07.2016 сроком действия до 31.12.2016, личность установлена на основании служебного удостоверения; Кириллова Мария Александровна по доверенности б\н от 28.01.2016 сроком действия по 31.12.2017, личность установлена на основании служебного удостоверения;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области - Баймухамбетова Асенгуль Хайертаевна по доверенности N 25-05/АБ от 16.06.2016 сроком действия до 31.12.2016, личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
акционерное общество "Омскгазстройэксплуатация" (далее - заявитель, АО "Омскгазстройэксплуатация", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госстройнадзор Омской области) о признании незаконным отказа от 29.01.2016 N исх-16/ГСН-276 в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области" в части основания "на государственную экспертизу не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта, в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20". В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просило обязать Госстройнадзор Омской области устранить допущенные нарушения, исключив из отказа от 29.01.2016 N исх-16/ГСН-276 основание "на государственную экспертизу не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта, в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20".
Определением арбитражного суда от 30.06.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России, антимонопольный орган).
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.09.2016 по делу N А46-6309/2016 заявленные Обществом требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ Госстройнадзора Омской области от 29.01.2016 N Исх-16/ГСН-276 в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского немецкого национального муниципального района Омской области" в части такого основания отказа, как "на государственную экспертизу не представлены инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-геотехнические изыскания, предусмотренные разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20. В удовлетворении остальной части требований Общества суд отказал. Этим же решением суд взыскал с Госстройнадзора Омской области в пользу Общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Перечнем видов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" к основным видам инженерных изысканий, относятся инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические, инженерно-геотехнические изыскания. При этом суд первой инстанции, проанализировав в совокупности положения подпункта "г" пункта 24, подпункт "е" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", раздел I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20", статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статей 6, 15 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент безопасности зданий и сооружений", Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований постановления Правительства от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)", пришел к выводу о том, что для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных испытаний по объекту: "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области" не требуются инженерно-гидрометеорологические изыскания и инженерно-геотехнические изыскания, а в обязательном порядке требуется инженерно-экологические изыскания, которые не были представлены Обществом на государственную экспертизу, учитывая, что инженерно-геодезические изыскания и инженерно-геологические изыскания (из числа обязательных) были выполнены Обществом.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, АО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что включение в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил) СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения" (пункт 1.1 Раздела 1, пункты 8.4.2, 8.4.3 раздела 8 "Инженерно-экологические изыскания"), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований постановления Правительства от 26.12.2014 N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил)", не подменяет собой норму части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливается с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
По мнению подателя жалобы, необходимость проведения тех или иных видов инженерных изысканий зависит от вида и назначения конкретного объекта капитального строительства, устанавливается техническими регламентами и отражается в программе и задании на выполнение инженерных изысканий. Имеющиеся в материалах дела программа инженерных изысканий и задние на проведение изысканий не содержат требования о проведении инженерно-геологических изысканий, в связи с чем для подготовки проектной документации на газопровод "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области" не требуется подготовка инженерно-геологических изысканий, учитывая, что Госстройнадзором Омской области не указана в чем особенность вида и назначения объекта спорного объекта капитального строительства. В обоснование своей позиции Общество сослалось на положительные заключения Госстройнадзором Омской области, полученные заявителем в 2014 -2015 годы в отношении проектной документации аналогичных газопроводов без подготовки материалов инженерно- экологических изысканий.
Поступивший в Восьмой арбитражный апелляционный суд письменный отзыв Госстройнадзора Омской области на апелляционную жалобу АО "Омскгазстройэксплуатация" не приобщен к материалам дела в связи с отсутствием доказательств его направления в адрес лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с изложенным данный отзыв возвращен явившемуся в судебное заседание представителю Госстройнадзора Омской области.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель антимонопольного органа поддержал правовую позицию Общества, просил обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
Представитель Госстройнадзора Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
АО "Омскгазстройэксплуатация" обратилось в Госстройнадзор Омской области с заявлением (исх. N 05/62-ОАО от 19.01.2016) с просьбой провести государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных испытаний в отношении объекта капитального строительства "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области".
Письмом от 29.01.2016 N Исх-16/ГСН-276 Госстройнадзор Омской области отказало АО "Омскгазстройэксплуатация" в принятии проектной документации по указанному объекту на государственную экспертизу, сославшись на то, что "на государственную экспертизу не представлены инженерные изыскания, необходимые для разработки проектной документации вышеуказанного объекта, в соответствии с разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 N 20".
Считая данное основание для отказа незаконным, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
09.09.2016 Арбитражный суд Омской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обжалуемым в апелляционном порядке решением суда первой инстанции признан незаконным отказ Госстройнадзора Омской области в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных испытаний по объекту капитального строительства "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области", изложенный в письме от 29.01.2016 N Исх-16/ГСН-276 по мотиву непредоставления заявителем на государственную экспертизу инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-геотехнических изысканий, предусмотренных разделом I Перечня видов инженерных изысканий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20, поскольку инженерно-геодезические и, инженерно-геологические изыскания были выполнены Обществом, а инженерно-гидрометеорологические и инженерно-геотехнические изыскания для выполнения не требовались ввиду их необязательности.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого отказа в принятии на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных испытаний по спорному объекту капитального строительства, мотивированного непредоставлением заявителем инженерно- экологических изысканий, поскольку указанный вид инженерных изысканий является обязательным для разработки проектной документации по объекту: "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области".
В апелляционной жалобе заявитель выразил несогласие с позицией суда первой инстанции об обязательности инженерно - экологических изысканий для разработки проектной документации по объекту капитального строительства: "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области, ссылаясь при этом на требования части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации. По мнению Общества, для подготовки проектной документации на газопровод "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области" не требуется проведение инженерно-геологических изысканий, поскольку такой вид не предусмотрен ни программой инженерных изысканий, ни заданием на проведение изысканий.
Оценив, в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах деле документы в совокупности с доводами лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции находит несостоятельной позицию АО "Омскгазстройэксплуатация" о том, что для
проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных испытаний по объекту капитального строительства "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области" не требуется предоставления инженерно- экологических изысканий, при этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Вопреки позиции подателя жалобы, необходимость проведения тех или иных видов инженерных изысканий не находится в прямой зависимости от вида и назначения конкретного объекта капитального строительства.
В случаях, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
В силу части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов
Согласно части 4 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также в целях подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, выполняются в целях получения, в том числе материалов о природных условиях территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, и факторах техногенного воздействия на окружающую среду, о прогнозе их изменения, необходимых для разработки решений относительно такой территории.
Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации ).
Виды инженерных изысканий, порядок их выполнения для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, а также состав, форма материалов и результатов инженерных изысканий, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов инженерных изысканий, а также Положение о выполнении инженерных изысканий для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с этим Перечнем к основным видам инженерных изысканий относятся, в том числе инженерно-экологические изыскания.
Пунктом 2 Положения "О выполнении инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства" определено, что при выполнении инженерных изысканий должны соблюдаться требования технических регламентов, законодательства Российской Федерации, нормативных технических документов федеральных органов исполнительной власти (обязательные требования действующих строительных норм и правил) в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Закон N 384-ФЗ)результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для установления проектных значений параметров и других проектных характеристик здания или сооружения, а также проектируемых мероприятий по обеспечению его безопасности. Расчетные данные в составе результатов инженерных изысканий должны быть обоснованы лицом, выполняющим инженерные изыскания, и содержать прогноз изменения их значений в процессе строительства и эксплуатации здания или сооружения.
Состав разделов проектной документации на линейные объекты капитального строительства и требования к содержанию этих разделов определены в разделе III Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02. 2008 N 87.
Так, согласно пунктам 38, 40 Постановления N 87 раздел 5 "Проект организации строительства" должен содержать: в текстовой части, в том числе
- характеристику трассы линейного объекта, района его строительства, описание полосы отвода и мест расположения на трассе зданий, строений и сооружений, проектируемых в составе линейного объекта и обеспечивающих его функционирование;
- сведения о размерах земельных участков, временно отводимых на период строительства для обеспечения размещения строительных механизмов, хранения отвала и резерва грунта, в том числе растительного, устройства объездов, перекладки коммуникаций, площадок складирования материалов и изделий, полигонов сборки конструкций, карьеров для добычи инертных материалов. Указанные сведения не включаются в проектную документацию для строительства подземных линий и объектов метрополитена;
- описание проектных решений и перечень мероприятий, обеспечивающих сохранение окружающей среды в период строительства;
- сведения о степени опасного или безопасного воздействия на окружающую среду района, сохранность существующих зданий, сооружений и коммуникаций, проявляющегося в ходе основных технологических процессов в период строительства в виде шума, вибрации, выбросов вредных веществ, понижения уровня грунтовых вод, барражного эффекта, загрязнения грунтовых вод, карстовых и оползневых явлений;
- результаты оценки воздействия на окружающую среду;
- перечень мероприятий по предотвращению и (или) снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации линейного объекта;
- перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат
Указанные сведения могут быть получены только в результате выполнения инженерно -экологических изысканий, которые в силу части 2 статьи 15 Закона N 384 - ФЗ, вышеприведенных требований Постановления N 87 должны быть учтены при разработке разделов проектной документации линейных объектов.
Общие требования и правила выполнения инженерных изысканий установлены сводом правил СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 10.12.2012 N 83/ГС.
Настоящий свод правил составлен с учетом требований Федеральных законов от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 2912.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"
Пунктом 4.9 СП 47.13330.2012. Свод правил, Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96. утвержденного приказом Госстроя России от 10.12.2012 г. N 83/ГС, предусмотрено, что основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый договор между техническим заказчиком и исполнителем. К договору должны прилагаться задание и программа выполнения инженерных изысканий. Инженерные изыскания должны быть обеспечены необходимыми исходно-разрешительными документами, установленными законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами.
Пункт 4.11 Свода правил устанавливает, что задание на выполнение инженерных изысканий составляется и утверждается застройщиком или техническим заказчиком и согласовывается с исполнителем инженерных изысканий. Ответственность за полноту и достоверность данных в задании возлагается на технического заказчика, а при его отсутствии на застройщика.
Пунктом 4.12 Свода правил определено содержание задания на выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации.
В соответствии с пунктом 4.6 СП 47.13330.2012 результаты инженерных изысканий должны быть достоверными и достаточными для обоснования конструктивных и объемно-планировочных решений, установления проектных значений и характеристик зданий или сооружений, мероприятий инженерной защиты и мероприятий по охране окружающей среды. Расчетные данные в составе результатов инженерных изысканий должны быть обоснованы исполнителем инженерных изысканий и содержать прогноз их изменения в процессе строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Основные виды инженерных изысканий (инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-геотехнические, инженерно-гидрометеорологические и инженерно-экологические) выполняют раздельно или в комплексе (пункт 4.7 СП 47.13330.2012).
СП 47.13330.2012 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96" включен в Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N N 1521 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Таким образом, исполнение требований вышеуказанного сводов правил является обязательным для Общества в силу вышеприведенных норм и положений Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пунктом 8.1.1. СП 47.13330.2012 предусмотрено, что инженерно-экологические изыскания выполняют для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей среды под влиянием техногенной нагрузки для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности для обеспечения благоприятных условий жизни населения, обеспечения безопасности зданий, сооружений, территории и континентального шельфа и предотвращения, снижения или ликвидации неблагоприятных воздействий на окружающую среду.
На основе материалов инженерно-экологических изысканий разрабатывают документы территориального планирования (всех уровней), проектную документацию строительства, реконструкции объектов капитального строительства. При выполнении инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации необходимо обеспечить достоверность и достаточность полученных материалов для оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду и разработки решений относительно территории предполагаемого строительства, принятия проектных решений и расчетов в соответствии с требованиями 4.4 и получение исходных данных для разделов проектной документации "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" и "Оценке воздействия на окружающую среду".
Задачи инженерно-экологических изысканий определяются видом разрабатываемой градостроительной документации, особенностями природной и техногенной обстановки территории или акватории изысканий.
В силу пункта 8.4.1. СП 47.13330.2012 инженерно-экологические изыскания для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства выполняют в составе комплексных инженерных изысканий. Полученная информация должна быть достаточной для экологической характеристики площадки (полосы трассы) проектируемого объекта и прогнозной оценки ожидаемого его воздействия на окружающую среду при его строительстве (реконструкции) и дальнейшей эксплуатации, а также разработки мероприятий по охране окружающей среды и проекта строительства (реконструкции).
Согласно пункту 8.4.2. СП 47.13330.2012 задание на инженерно-экологические изыскания для подготовки проектной документации дополнительно к 8.3.2 должно содержать:
сведения о принятых конструктивных и объемно-планировочных решениях с выделением потенциальных загрязнителей окружающей среды, мест возможного размещения отходов, типе и размещении сооружений инженерной защиты территории;
общие технические решения и параметры проектируемых технологических процессов (вид и количество используемого сырья и топлива, их источники и экологическая безопасность, высота дымовых труб, объемы оборотного водоснабжения, сточных вод, газоаэрозольных выбросов, система очистки и др.);
данные о видах, количестве, токсичности, системе сбора, складирования и утилизации отходов;
сведения о ранее выполненных инженерно-экологических изысканиях и исследованиях, санитарно-эпидемиологических и медико-биологических исследованиях (заключениях) с приложением их результатов (если имеются у застройщика или технического заказчика) и результаты оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую среду.
В силу пункта 8.4.3. СП 47.13330.2012 программа инженерно-экологических изысканий дополнительно к 8.3.3, как правило, должна содержать:
границы территории изысканий, определяемые ожидаемыми воздействиями проектируемого объекта на окружающую среду;
обоснование состава и объемов инженерно-экологических работ и оценку возможности и целесообразности их сочетания с работами других видов инженерных изысканий, сведения о точках наблюдений и маршрутных наблюдениях;
указания по методике выполнения отдельных видов работ, составу и точности определяемых параметров состояния окружающей среды;
обоснование принимаемых методов прогноза и моделирования и организации экологического мониторинга (при необходимости).
Согласно пункту 8.4.4. СП 47.13330.2012 состав и объемы работ при выполнении инженерно-экологических изысканий для обоснования проектной документации обосновывают программой работ по 8.4.3 и требованиями 8.1.
Применение на обязательной основе пунктов 8.4.2, 8.4.3 СП 47.13330.2012 обеспечивает соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521).
Таким образом, требование к проектной документации, установленные вышеуказанным градостроительным законодательством, являются общими для всех типов объектов капитального строительства и являются обязательными для исполнения.
В этой связи является несостоятельным довод Общества о том, что в силу части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации необходимость подготовки тех или иных видов инженерных изысканий устанавливается программой инженерных изысканий, разрабатываемой на основе задания застройщика или технического заказчика, зависит от особенностей конкретного строящегося объекта.
Ссылка податель жалобы на то, что в рассматриваемом случае программой инженерных изысканий не предусмотрено проведение инженерно-экологических изысканий, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку такая программа инженерных изысканий в силу пунктов 8.4.2.- 8.4.4. СП 47.13330.2012 не является свидетельством того, что для разработки проектной документации по объекту капитального строительства: "Сеть газораспределения по с. Александровка Азовского ННМР Омской области проведение инженерно-экологических изысканий не является обязательным.
Суд апелляционной инстанции также находит несостоятельной позицию заявителя о том, что непредоставление инженерно- экологических изысканий, необходимых для разработки проектной документации спорного объекта капитального строительства не может являться основанием для отказа в принятии проектной документации по указанному объекту на государственную экспертизу.
В силу пункта 1 Положения о Главном управлении государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 15.01.2013 N 2, Госстройнадзор Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный строительный надзор, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
Согласно пункту 8 Положения Госстройнадзор Омской области в сфере регионального государственного строительного надзора, проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий осуществляет следующие функции, в том числе
а) проводит государственную экспертизу проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности (подункт 6);
б) выдает заключение о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение):
- проектной документации результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случае, если государственная экспертиза проектной документации осуществлялась после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
- результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза результатов инженерных изысканий;
- проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной и иной безопасности, требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза одновременно этих проектной документации и результатов инженерных изысканий (пункт 7).
Приказом Госстройнадзора Омской области от 14.09.2015 N 11-п утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Проведение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий" (далее - Регламент)
В соответствии с пунктом 18 Регламента для оказания государственной услуги в Главное управление должны быть представлены:
1) заявление о проведении государственной экспертизы (приложение N 2), в котором указываются соответствующие указанному пункту обязательные и дополнительные сведения;
2) проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации;
3) задание на проектирование (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);
4) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;
5) задание на выполнение инженерных изысканий (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);
6) положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация, разработанная в отношении искусственных земельных участков на водных объектах, объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;
7) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально;
8) выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительные на дату подписания акта приемки выполненных работ, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам является обязательным, и акт приемки выполненных работ (или их копии в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);
9) сведения о решении Правительства Российской Федерации о разработке и применении индивидуальных сметных нормативов (в случае, если такое решение принято в соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию").
Согласно пункту 19 Регламента для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий до направления проектной документации на государственную экспертизу представляются документы, указанные в подпунктах 1, 4 - 6, 7 - 8 пункта 18 Регламента.
Пунктом 27.2 Регламента предусмотрено, что Главное управление принимает решение об отказе в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу в следующих случаях:
а) отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
г) представление не всех документов, указанных в пунктах 18 - 21 регламента, необходимых для проведения государственной экспертизы, в том числе отсутствие положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае если проектная документация направлена на государственную экспертизу после экспертизы результатов инженерных изысканий);
д) подготовка проектной документации, представленной на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
е) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, непредставление заявителем на государственную экспертизу инженерных - экологических изысканий является законным основанием, предусмотренным подпунктом "г" пункта 27.2 Регламента, для отказа в принятии проектной документации и результатов инженерных изысканий, представленных Обществом на государственную экспертизу, поскольку в силу пунктов 48, 49 Регламента непредоставление документов, необходимых для государственной экспертизы, является нарушением градостроительного законодательства, которое не может быть устранено в процессе проведения экспертизы проектной документации, в составе которой должны быть в обязательном порядке инженерно- экологические изыскания.
При таких обстоятельствах доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направленные на переоценку правильно установленных и оцененных судом первой инстанции обстоятельств и доказательств по делу, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на Общество.
Поскольку в соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 33 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при подаче апелляционной жалобы АО "Омскгазстройэксплуатация" надлежало уплатить государственную пошлину в сумме 1500 руб., а фактически обществом была уплачена в сумме 3000 руб., то 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины подлежит возврату АО "Омскгазстройэксплуатация" из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 09.09.2016 по делу N А46-6309/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Омскгазстройэксплуатация" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 4860 от 06.10.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6309/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 февраля 2017 г. N Ф04-111/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "Омскгазстройэксплуатация"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области