Требование: о взыскании пени по договору перевозки груза в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2016 г. |
Дело N А53-20272/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2016 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Цушко И.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.09.2016 по делу N А53-20272/2016
по иску ООО "Р-Транс ТК"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании пени, принятое судьей Губенко М.И.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Р-Транс ТК" обратилось в суд с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании пени за просрочку доставки груза железнодорожным транспортом в размере 108 391,56 руб.
Принятым в порядке упрощенного производства решением суда от 26.09.2016 иск удовлетворен частично, с учетом применения судом положения ст. 333 ГК РФ, на сумму 75 874,09 руб.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, принять новый судебный акт.
Доводы жалобы аналогичны доводам заявленным в суде первой инстанции и сводятся к утверждению, что задержка в просрочке доставки груза возникла частично в связи с технической неисправностью вагонов, частично по вине грузополучателя.
Жалоба рассмотрена в порядке ст. 272.1 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, при отправке на станции Северо-Кавказской железной дороги перевозчиком (ответчиком) были допущены просрочки перевозки грузов, а именно:
1. Вагон N 52577640 (отправка ЭН 595311), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ТРУБНАЯ Приволжской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 16.03.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения 01.04.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 16 суток. Провозная плата - 11231 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 16172,64 рублей.
2. Вагон N 52583903 (отправка ЭН 595427), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ТРУБНАЯ Приволжской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 16.03.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 02.04.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 17 суток. Провозная плата - 11231 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 17183,43 рублей.
3. Вагон N 52456464 (отправка ЭН 595176), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ТРУБНАЯ Приволжской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной срок доставки истекает 17.03.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 18.03.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 1 сутки. Провозная плата - 11231 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 1010,79 рублей.
4. Вагон N 52115086 (отправка ЭН 589289), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции АРГУН Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 16.03.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 19.03.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 3 суток. Провозная плата - 10500 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 2835 рублей.
5. Вагон N 52407426 (отправка ЭН 271017), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ЛОКОМОТИВСТРОЙ Северо- Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 07.03.2106 года. Вагон пришел на станцию назначения только 14.03.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 7 суток. Провозная плата - 5819 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 3665,97 рублей.
6. Вагон N 52108651 (отправка ЭЛ 729319), доставка на станцию УСТЬ- ЛАБИНСКАЯ Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ХАСАВ-ЮРТ Северо- Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 06.02.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 14.03.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 37 суток. Провозная плата - 11667 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 11667 рублей.
7. Вагон N 52620051 (отправка ЭН 270946), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ДЕРБЕНТ Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 10.03.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения 12.03.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 2 суток. Провозная плата - 14062 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 2531,16 рублей.
8. Вагон N 29116290 (отправка ЭН 343051), доставка на станцию КАВКАЗСКАЯ Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции НОВОРОССИЙСК Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 08.03.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 13.03.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 5 суток. Провозная плата - 11452 рублей. Соответственно пеня за просрочку доставки груза составила 5153,4 рублей.
9. Вагон N 52632353 (отправка ЭН 293010), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ЧЕРКЕССК Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 07.03.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 09.03.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 2 суток. Провозная плата - 8768 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 1578,24 рублей.
10. Вагон N 29167897 (отправка ЭМ 248988), доставка на станцию КАВКАЗСКАЯ Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ Северо- Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 14.02.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 17.02.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 3 суток. Провозная плата - 7594 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 2864,44 рублей.
11. Вагон N 52632346 (отправка ЭМ 266026), доставка на станцию АРМАВИР- ТУАПСИНСКИЙ Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции КРЫМСКАЯ Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 14.02.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 15.02.2016 Года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 1 сутки. Провозная плата-10773 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 969,57 рублей.
12. Вагон N 52620176 (отправка ЭМ 266416), доставка на станцию КРЫМСКАЯ Северо-Кавказской ЖД был оформлен на станции АРМАВИР-ТУАПСИНСКИЙ Северо- Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 14.02.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 15.02.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 1 сутки. Провозная плата - 10773 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 696,57 рублей.
13. Вагон N 29010444 (отправка ЭЛ 576125), доставка на станцию ГИРЕЙ Северо- Кавказской ЖД, был оформлен на станции МАХАЧКАЛА Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 08.02.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 11.02.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 3 суток. Провозная плата - 11667 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 3150,09 рублей.
14. Вагон N 52400926 (отправка ЭЛ 996232), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД был оформлен на станции НОВОРОССИЙСК (ЭКСП) Северо- Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 08.02.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 11.02.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 3 суток. Провозная плата - 7390 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 1995,303 рублей.
15. Вагон N 52631116 (отправка ЭО 541236), доставка на станцию ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции МАХАЧКАЛА Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 04.04.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 08.04.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 4 суток. Провозная плата - 19749 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 7109,64 рублей.
16. Вагон N 52115078 (отправка ЭП 158009), доставка на станцию НОВОРОССИЙСК (ЭКСП) Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ГЕТМАНОВСКАЯ Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 16.04.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 18.04.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 2 суток. Провозная плата - 12210 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 2197,80 рублей.
17. Вагон N 52631108 (отправка ЭП 771230), доставка на станцию ВЛАДИКАВКАЗ Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 09.05.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 29.05.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 20 суток. Провозная плата - 9728 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 9728 рублей.
18. Вагон N 52631116 (отправка ЭП 250382), доставка на станцию ВЛАДИКАВКАЗ Северо-Кавказской ЖД, был оформлен на станции ГРЕЧИШКИНО Северо-Кавказской ЖД, как вагоны ЖД всякие, перевозимые на своих осях. Согласно транспортной железнодорожной накладной, срок доставки истекает 20.04.2016 года. Вагон пришел на станцию назначения только 21.04.2016 года. Просрочка доставки груза по указанной выше отправке составила 1 сутки. Провозная плата - 14672 рублей. Соответственно, пеня за просрочку доставки груза составила 1320,48 рублей.
Общая сумма пени составила 108 391,56 руб.
Арифметическая и методологическая верность расчета ответчиком не оспорена.
Ответчик не оспаривая факт просрочки, указал, что не согласен с расчетом истца в части предъявленной пени в размере 107 341,53 руб., поскольку по транспортным железнодорожным накладным N N ЭН 595311, ЭН 595427, ЭЛ 729319, ЭЛ 996232, ЭП 771230 просрочка в доставке груза возникла в связи с необходимостью устранения технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам, по транспортным железнодорожным накладным NN ЭН 595311, ЭН 595176, ЭН 589289, ЭН 271017, ЭН 270946,ЭН 343051, ЭН 293010, ЭМ 248988, ЭМ 266026, ЭМ 266416, ЭЛ 576125, ЭО 541236, ЭП 158009, ЭП 250382 просрочка в доставке груза возникла в связи с связи с неприемом станции назначения по вине грузополучателя.
В соответствии со статьей 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма закреплена статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно которой перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава
Довод ответчика о том, что сумма пени за просрочку в доставке грузов, начисленная по транспортным железнодорожным накладным N N ЭН 595311, ЭН 595176, ЭН 589289, ЭН 271017, ЭН 270946,ЭН 343051, ЭН 293010, ЭМ 248988, ЭМ 266026, ЭМ 266416, ЭЛ 576125, ЭО 541236, ЭП 158009, ЭП 250382, подлежит уменьшению в связи с тем, что задержка в доставке произошла по вине грузополучателя, судом первой инстанции рассмотрен и правомерно отклонен.
В соответствии с пунктом 6.6 "Правил исчисления сроков железнодорожным транспортом", утвержденных приказом Министерства путей сообщения РФ от 18.06.2003 N N 27 сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях: задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
Ответчик предоставил в материалы дела акты общей формы, согласно которым вагоны были задержаны на промежуточных станциях, по причинам, зависящим от грузополучателей, со ссылкой на наличие актов общей формы. Пунктом 6.6. Правил исчисления сроков доставки предоставлена возможность увеличения срока доставки в случае задержки вагонов по вине грузополучателя.
При этом законодатель устанавливает основания для освобождения от ответственности одной из сторон договора перевозки (перевозчика) в случае если нарушение обязательств возникло по вине другой стороны по сделке (грузополучателя).
В данном случае просрочка возникла не по вине грузополучателя - истца по настоящему делу, а иного грузополучателя, стороной рассматриваемых правоотношений между истцом и ответчиком не являющегося.
Ответчик, в том числе оспаривая решение суда, не пояснил, каким образом, ненадлежащее исполнение обязательств лицом, не являющимся стороной в спорном правоотношении, могло повлиять на исполнение своих обязательств сторонами данного правоотношения.
Действия иного грузополучателя на иной станции, отличной от станции назначения по спорным отправкам, не являются относимыми к предмету спора.
Ответчиком не представлено уведомлений грузополучателя о задержке, а также ведомости подачи и уборки вагонов грузополучателю с информацией о нарушении им срока оборота вагонов в спорный период.
Доводы ответчика о продлении сроков доставки грузов по железнодорожным накладным N N ЭН 595311, ЭН 595427, ЭЛ 729319, ЭЛ 996232, ЭП 771230 судом первой инстанции также исследованы и обосновано отклонены, поскольку из представленных копий актов общей формы усматривается, что причиной задержки явилось исправление технической неисправности. Надлежащие доказательства, подтверждающие отсутствие вины перевозчика в допущенных просрочках, не представлены.
Исходя из статьи 20 Устава железнодорожного транспорта, выявление технической или коммерческой неисправности вагонов в пути следования, равно как и обоснованность задержки вагонов для необходимого ремонта, само по себе не освобождает перевозчика от ответственности за просрочку доставки грузов. Связано это с тем, что перевозчик обязан не только подавать под погрузку исправные вагоны и определять их техническую (коммерческую) пригодность для перевозки конкретных грузов, но и обеспечивать техническую исправность (коммерческую пригодность) вагонов в пути следования. В силу этого недостаточно самого факта технической неисправности (коммерческой непригодности) вагона для увеличения срока доставки груза, необходимо, чтобы неисправность возникла по независящим от перевозчика обстоятельствам. Такие обстоятельства подлежат доказыванию перевозчиком. Составление актов общей формы по спорным отправкам с указанием на задержку вагона по железнодорожным накладным и на причины неисправностей вагона само по себе не может служить доказательством отсутствия вины перевозчика в задержке доставки груза, так как данные акты только констатируют факт обнаружения у вагонов технических неисправностей и не свидетельствуют о том, что неисправности возникли по причинам, не зависящим от перевозчика.
Согласно пункту 6 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 г. N 27, сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случаях:
- задержки грузов в пути следования для исправления погрузки, устранения перегруза грузов, допущенного по вине грузоотправителя (пункт 6.2);
- задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с исправлением их технического или коммерческого состояния, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам (пункт 6.3).
Доказательств того, что исправление технической неисправности не могло быть проведено дорогой до момента подачи вагонов под погрузку или в иной период, не представлено.
Кроме того, перевозчик, подавший подвижной состав под погрузку и принявший их к перевозке в погруженном состоянии должен нести ответственность за его дальнейшее состояние.
В жалобе не приведено доводов опровергающих по существу основанные на обстоятельствах дела и нормах права вышеуказанные выводы суда первой инстанции.
Факт просрочки подтвержден материалами дела, размер неустойки рассчитан в нормативно установленном порядке.
Суд первой инстанции по ходатайству ответчика применил положения ч. 1 ст. 333 ГК РФ и уменьшил размер взыскиваемой неустойки до 75 874,09 руб., оснований для дополнительного снижения неустойки апелляционный суд не усматривает, возражений в данной части в жалобе не приведено.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.09.2016 по делу N А53-20272/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины по жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным в части 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20272/2016
Истец: ООО "Р-ТРАНС ТК"
Ответчик: ОАО " РЖД", ОАО "РДЖ" филиал "Северо-Кавказская железная дорога"