Требование: о признании частично недействующим договора купли-продажи в отношении нежилых помещений, по уплате налогов
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А46-7600/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кудриной Е.Н.,
судей Рожкова Д.Г., Тетериной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кукаркиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13918/2016) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 23 сентября 2016 года по делу N А46-7600/2016 (судья Храмцов К.В.), принятое по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Фрут-Альянс" (ИНН 5504083301, ОГРН 1035507015180), к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ИНН 5508001003, ОГРН 1025500748613), о признании недействительным договора купли-продажи нежилого помещения N 207 от 25.05.2015 в части,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - Мартыновой А.С. (удостоверение, доверенность);
от общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Фрут-Альянс" - Герцева В.Е. (паспорт, доверенность);
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Фрут-Альянс" (далее - ООО "ТФ "Фрут-Альянс", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - департамент, ответчик) о признании недействительным пункта 4.1 договора купли-продажи нежилого помещения N 207 от 25.05.2015, заключенного между Департаментом и ООО "ТФ "Фрут-Альянс", в части включения в стоимость объекта налога на добавленную стоимость в размере 1 667 745 руб. и определении цены объекта - нежилого помещения N 2П площадью 452,4 м2, находящегося в подвале жилого дома (литера А), используемого под кафе, продовольственную торговлю, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 2 в следующей редакции: "Цена за приобретаемые "Объект" составляет сумму в размере 9 265 255 руб.".
До вынесения судебного акта по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявил отказ от требования об определении цены объекта - нежилого помещения N 2П площадью 452,4 м2, находящегося в подвале жилого дома (литера А), используемого под кафе, продовольственную торговлю, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Багратиона, 2 в следующей редакции: "Цена за приобретаемые "Объект" составляет сумму в размере 9 265 255 руб." (протокол судебного заседания от 19.09.2016). В остальной части заявленные требования поддержал.
Решением от 23 сентября 2016 года по делу N А46-7600/2016 Арбитражный суд Омской области исковые требования ООО "ТФ "Фрут-Альянс" удовлетворил, признав недействительным пункт 4.1 договора купли-продажи N 207 от 25.05.2015, заключенный между Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска и обществом с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Фрут-Альянс", в части включения в стоимость объекта налога на добавленную стоимость в размере 1 667 745 руб. С департамента имущественных отношений Администрации города Омска в пользу ООО "ТФ "Фрут-Альянс" 6 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. Производство по делу в остальной части заявленных требований судом прекращено.
ООО "ТФ "Фрут-Альянс" из федерального бюджета возвращено 6 000 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 140 от 28.06.2016.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы департамент указывает, что оценщиком определяется рыночная стоимость объекта недвижимости, сложившаяся на рынке, вне зависимости от того, является или нет продавец объекта недвижимости плательщиком налога на добавленную стоимость. Обращает внимание на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.10.2011 N Д05-3241, согласно которому с 01.04.2011 при заключении договоров на реализацию нежилых помещений рыночная стоимость имущества, полученная по результатам оценки, не подлежит уменьшению на сумму налога на добавленную стоимость.
В порядке статьи 262 АПК РФ истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит суд апелляционной инстанции оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель департамента поддержал требования, заявленные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "ТФ "Фрут-Альянс" высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения по настоящему делу.
25 мая 2015 между департаментом (продавец) и ООО "ТФ "Фрут-Альянс" (покупатель) заключен договор купли-продажи N 207, по условиям которого продавец передает в собственность, а покупатель покупает нежилое строение, именуемое в дальнейшем "объект". Характеристика объекта: нежилое помещение N 2П, общей площадью 452,4 кв.м., находящиеся в подвале жилого дома (литера А), расположенного по адресу: город Омск, ул. Багратиона, д. 2 (ЦАО).
Пунктом 4.1 данного договора предусмотрено, что цена за приобретаемый "Объект" составляет сумму в размере 10 933 000 руб.
Указанный договор заключен сторонами вследствие реализации истцом преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение в собственность арендуемого ими муниципального недвижимого имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
При этом отчуждение имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности производится по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
В отчете об оценке объекта оценки N 237/16 от 06.04.2015, подготовленном обществом с ограниченной ответственностью "Западно - Сибирский консалтинговый центр", определена рыночная стоимость объекта оценки на дату оценки с учетом НДС в размере 10 933 000 руб.
Указывая, что условия договора купли-продажи N 207 от 25.05.2015 в части включения в состав выкупной стоимости приобретаемого имущества налога на добавленную стоимость являются недействительными, ООО "ТФ "Фрут-Альянс" обратилось с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полностью соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу статьи 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статей 71, 162 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что при определении стоимости спорного объекта недвижимости в размере 10 933 000 руб. департаментом использовался отчет об оценке N 237/16 от 06.04.2015, подготовленный обществом с ограниченной ответственностью "Западно - Сибирский консалтинговый центр", из которого следует, что использованные оценщиком сведения, методики и подходы привели к формированию рыночной стоимости объекта недвижимости в сумме 10 933 000 руб., в которую включен налог на добавленную стоимость в размере 18 %. При этом необходимо указать, что из данного отчета явно следует, что НДС включен в рыночную стоимость объекта.
На основании подпункта 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") не признаются объектами налогообложения операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Законом N 159-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 28.12.2010 N 395-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что с 01.04.2011 по сделкам о приобретении имущества в порядке, предусмотренном Законом N 159-ФЗ, как у продавца, так и у покупателя отсутствует обязанность по уплате НДС, суд первой инстанции правомерно признал пункт 4.1 вышеуказанного договора не соответствующим подпункту 12 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем в силу статей 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка в этой части является недействительной.
При таких обстоятельствах, исковые требования признании пункта 4.1 договора купли-продажи N 207 от 25 мая 2015 года недействительным в части включения в стоимость объекта налога на добавленную стоимость правомерно признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы подлежат отклонению арбитражным апелляционным судом как неосновательные.
С учетом изложенного, исходя из предусмотренных статьей 2 АПК РФ задач судопроизводства, оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 23 сентября 2016 года по делу N А46-7600/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.Н. Кудрина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7600/2016
Истец: ООО "ТОРГОВАЯ ФИРМА "ФРУТ-АЛЬЯНС"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска