Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья
Вывод суда: решение суда первой инстанции изменено
г. Санкт-Петербург |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А21-983/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Лутай В.В.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26264/2016) ООО "ЖЭУ N 12 Ц" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2016 по делу N А21-983/2016 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ООО "ЖЭУ N 12 Ц"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
об оспаривании предписания
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖЭУ N 12Ц" (ИНН 3904604442, ОГРН 1083925038845, адрес: 236022, г. Калининград, ул. Карла Маркса, д. 54; далее - ООО "ЖЭУ N 12Ц", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области (ИНН 3906042319, ОГРН 1023901020021, адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, д. 4, далее - Инспекция, административный орган) N 83 от 27.01.2016.
Решением суда от 25.07.2016 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие в его действиях нарушения лицензионных требований.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.12.2015 в Инспекцию поступило обращение гражданина, проживающего в кв. 11 по ул. Осипенко, д.6 в г. Калининграде, содержащее сведения о несогласии с увеличением в октябре 2013 года тарифа за содержание жилья до 11,82 руб., с февраля 2015 года до 13,66 руб. - без решения общего собрания собственников и при установленном в январе 2013 года тарифе 10,97 руб.; включением в платежные документы с февраля 2015 года платы за обслуживание ИТП с тарифом 0,60 руб., включением в платежные документы платы за обслуживание теплосчетчика; исключением из перечня работ и услуг сухой и влажной уборки тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; перечнем работ и услуг, оказываемых управляющей организацией.
На основании приказа от 22.01.2016 г. N 148 Инспекцией 27.01.2016 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "ЖЭУ N 12Ц".
В ходе проверки установлено нарушение Обществом требований пункта 7 части 1 статьи 193, части 2 статьи 162, части 7 статьи 156, части 1 и пункта 5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), подпунктов "б", "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 года N 1110, подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. N 416, что выразилось в неправомерном периодическом увеличении платы за пользование жилым помещением, выставляемой собственнику квартиры N 11 по ул. Осипенко, д. 6 в г. Калининграде в платежных документах, а также в неправомерном начислении данному жильцу платы за обслуживание индивидуального теплового пункта и теплосчетчика.
По результатам проведенной Службой проверки, оформленной актом N 148 ДДА от 27.01.2016, Обществу выдано предписание от 27.01.2016 г. N 83 по устранению выявленных нарушений требований лицензионных требований.
Согласно предписанию ООО "ЖЭУ N 12Ц" надлежит по кв. 11 по ул. Осипенко, д. 6 в г. Калининграде:
- произвести перерасчет платы за содержание жилья согласно тарифу 10,97 руб. за 1 кв.м., без учета базового индекса роста потребительских цен (индекса инфляции по субъекту РФ по данным Росстата), за весь период производившихся начислений; предоставить в Инспекцию копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета;
- исключить плату и тариф за обслуживание индивидуального теплового пункта (ИТП) в размере 0,60 руб., плату и тарифы за обслуживание теплосчетчика в размерах 17,46 руб., 16,43 руб., 16,67 руб. и произвести перерасчет за данные услуги за весь период производившихся начислений; предоставить в Инспекцию копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета в срок до 15 апреля 2016 года.
Не согласившись с указанным предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления, пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда подлежит изменению на основании следующего.
В соответствии с подпунктом 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
Согласно подпунктам "б" и "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 г. N 1110, лицензионными требованиями являются:
- исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ;
- соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 ЖК РФ.
Согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении общего собрания.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещении в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 г. N 416, предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе:
- начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1, пунктам 4,4.1,5 части 2 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в т.ч. относится выбор способа управления многоквартирным домом; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ.
Согласно части статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Следовательно, условие об увеличении в одностороннем порядке управляющей организацией размера платы за содержание и ремонт жилого помещения на базовый индекс роста потребительских цен (индекс инфляции по субъекту РФ по данным Росстата), включенное в пункт 3.2.4 договора управления от 03.11.2013, заключенный с собственником кв. 11 по ул. Осипенко, д.6, является незаконным.
Инспекцией установлено, что в платежных документах за январь 2013 года тариф за содержание жилья по кв.11 по ул. Осипенко, д.6 в г. Калининграде составлял 10,97 руб., за октябрь 2013 года - 11,82 руб., за февраль, ноябрь 2015 года - 13,66 руб., с октября 2013 года по январь 2015 года - - 11,82 руб., с февраля 2015 года по ноябрь 2015 года - 13,66 руб.
При этом в пункте 1.1 договора управления от 03.11.2013, заключенного с собственником квартиры N 14 по ул.Осипенко, д.6 установлен тариф на оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в размере 11,82 руб. за 1 кв.м., в то время как в пункте 1.1 договора управления от 03.11.2013, заключенного с собственником квартиры N 11 по ул. Осипенко, д. 6 установлен тариф по оплате тех же услуг в ином размере - 11,90 руб.
Таким образом, в настоящем случае Общество неправомерно начисляло собственнику квартиры N 11 дома N 6 по улице Осипенко в период с октября 2013 года по январь 2015 года плату за содержание жилого помещения с периодическим увеличением тарифа, без проведенного в установленном порядке общего собрания собственников.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции полагает неправомерным указание Инспекцией в пункте 1 предписания от 27.01.2016 N 83 о необходимости перерасчета платы за содержание жилья по квартире N 11 по ул. Осипенко, д.6 исходя из тарифа 10,97 руб. за 1 кв.м., поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства установления решением общего собрания собственников дома указанного тарифа.
Так, в договоре управления от 03.11.2013, заключенном с собственником квартиры N 11, указан тариф на оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества - 11,90 руб. за 1 кв.м.
Доказательств того, что указанный в квитанции за январь 2013 года тариф - 10,97 руб. за 1 кв.м. утвержден общим собранием собственников дом, в материалах дела нет и эти обстоятельства Инспекцией в ходе проверки инее установлены.
Исходя из содержания акта проверки от 27.01.2016 N 148 ДДА и иных представленных в материалы дела доказательств не следует, что Инспекцией при проведении проверки был исследован факт установления собственниками многоквартирного дома тарифа на оплату услуг по содержанию и ремонту общего имущества в размере 10,97 руб. за 1 кв.м.
В материалах дела имеется протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 06.11.2013 г., которым утвержден тариф по управлению, содержанию и ремонту общего имущества дома в размере 9, 63 руб. с кв. м. общей площади помещения.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции полагает, что указание в пункте 1 оспариваемого предписания на необходимость перерасчета платы за содержание жилья по квартире N 11 по ул. Осипенко, д.6 исходя из тарифа 10,97 руб. за 1 кв.м. необоснованно.
С учетом изложенного, пункт 1 предписания подлежит признанию недействительным.
В ходе проверки Инспекцией также установлено, что платежными документами за январь, октябрь 2013 года, ноябрь 2015 года по кв.11 по ул. Осипенко, д. 6 в г. Калининграде отдельными строками собственнику жилого помещения выставлялся счет за обслуживание теплосчетчика по тарифам 17,46 руб., 16,43 руб., 16,67 руб. соответственно.
В квитанции по кв. 11 по ул. Осипенко, д.6 в г. Калининграде отдельной строкой с 01.01.2015 указан тариф за обслуживание индивидуального теплового пункта (далее ИТП) в размере 0,60 руб., в квитанциях за период с января 2015 года по ноябрь 2015 года также указан тариф за обслуживание ИТП - 0,60 руб.
Пунктом 2.1.2 договора управления от 03.11.2013 N 68, заключенного с собственником кв.11 по ул. Осипенко, д.6, предусмотрено, что управляющая организация обязана в течение срока действия договора предоставлять услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Перечень работ и услуг за весь период действия договора указан в Приложении 1, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.
Изменения в данный перечень работ вносятся путем заключения сторонами дополнительного соглашения. Приложением 1 к договору управления также определено, что перечень работ и услуг по содержанию и ремонту МКД может быть изменен на основании решения общего собрания собственников, проведенного в соответствии со статьями 44-48 ЖК РФ.
Согласно подпунктам "з", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Следовательно, предоставляемые Обществом услуги, такие как обслуживание ИТП и теплосчетчика, действующим законодательством прямо отнесены к содержанию общего имущества, плата за которые включена в состав платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, начисление по кв.11 по ул.Осипенко,д.6 в г.Калининграде дополнительной платы за обслуживание ИТП по тарифу 0,60 руб., и за обслуживание теплосчетчика по тарифам 17,46 руб., 16,43 руб., 16,67 руб., в отсутствие проведенного в установленном статьями 44-48, частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядке общего собрания собственников является также неправомерным.
При таких обстоятельствах, Инспекция в пункте 2 оспариваемого предписания обоснованно обязала заявителя исключить плату и тариф за обслуживание ИТП, а также плату и тариф за обслуживание теплосчетчика в вышеуказанных размерах и обязала Общество произвести перерасчет за данные услуги за весь период производившихся начислений.
Вопреки доводам подателя жалобы, пункт 2 оспариваемого предписания не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, поскольку возлагает на него исключительно предусмотренные законом обязанности и не создает препятствия для осуществления деятельности.
С учетом изложенного решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.07.2016 по делу N А21-983/2016 изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции.
Признать недействительным пункт 1 предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 27.01.2016 N 83.
В удовлетворении остальной части требований Обществу с ограниченной отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-983/2016
Истец: ООО "ЖЭУ N 12 Ц"
Ответчик: ГАТИ Калининградской области, Государственная жилищная инспекция (служба) Калининградской области