Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф05-3199/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А40-138597/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП РСВО
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2016 по делу N А40-138597/16, принятое судьей Н.Е. Девицкой
по заявлению ФГУП РСВО
к 1.ГБУ Московское городское бюро технической инвентаризации, 2. Департаменту
городского имущества г. Москвы, 3. Федеральному агентству по управлению
государственным имуществом
о признании незаконными действий (бездействий)
при участии:
от заявителя: |
Свиридов А.М. по доверенности от 02.02.2016, Калугин Ф.Ф. по доверенности от 02.12.2015; |
от ответчика: |
1. Новикова А.В. по доверенности от 31.12.2015; 2. Суркова Е.В. по доверенности от 13.10.2016; не явился, извещен |
УСТАНОВИЛ:
ФГУП РСВО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГБУ Московское городское бюро технической инвентаризации, Департаменту городского имущества г. Москвы, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании незаконным действий, выразившихся в отказе в исключении помещения из жилого фонда.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19.09.2016 отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представители ответчиков возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель Федерального агентства по управления государственным имуществом в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, Заявитель обратился в ТО ГБУ МосгорБТИ с письмом 01-1-26/1698 от 07.04.2016 года по вопросу внесения соответствующих изменений в учетно-техническую документацию помещения (квартира из 1 комнаты) общей пл. 29,6 кв.м., расположенного на 1 эт. жилого здания по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 98, корп. 4, кв. 3, кадастровый номер объекта 77-77-03/059/2009-270, в части указания фактического назначения помещения как нежилого.
Письмом N 1392 от 22.04.2016 года Ответчик ГБУ МосгорБТИ отказал в исключении помещения из учета жилого фонда, ссылаясь на отсутствие документов об изменении назначения помещения. Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции, исходил из следующего.
Спорным объектом недвижимости является однокомнатная квартира N 3, расположенная по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 98, корп.41, общей площадью 29,6 кв.м, жилой - 11,1 кв.м, являющаяся собственностью города Москвы. Указанное обстоятельство подтверждается выпиской из ЕГРП, в которой указано, что назначение объекта недвижимости - жилое.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ). Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Жилое здание по адресу: ул. Профсоюзная, д. 98, корп. 4, 1965 года постройки, относилось к государственному жилому фонду и находилось в управлении местной администрации, в связи с чем было отнесено к муниципальной собственности и заселялось на основании распорядительных документов уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР все жилые помещения были включены в жилищный фонд РСФСР и могли находиться в государственном, общественном жилищном фонде, фонде жилищно-строительных кооперативов, индивидуальном жилищном фонде.
В силу ст.6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерства, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд). Жилые помещения (за исключением тех жилых помещений, которые находились в собственности третьих лиц), в том числе квартира N 3, расположенные в корпусе 4 дома 98 по улице Профсоюзная учтены в Реестре объектов собственности города Москвы в жилищной сфере на основании п. 1 приложения N 3 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, которым предусмотрено, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности.
При этом независимо от того, на чьем балансе они находятся, объекты передаются в муниципальную собственность.
Пунктом 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией городских и муниципальных предприятий" предусмотрено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020- 1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона с момента разграничения государственной собственности, вне зависимости от соблюдения порядка передачи или внесения в соответствующий реестр муниципальной собственности.
В силу ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.
Государственная регистрация проводится по желанию их обладателей. В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу того, что собственником жилого помещения - квартиры N 3, по адресу: ул. Профсоюзная, д. 98, корп.4, является город Москва, совершение любых действий в отношении спорной квартиры происходит исключительно на основании усмотрения города Москвы.
До введения в действие Жилищного кодекса РФ и в соответствии со ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер.
Спорное помещение по своему целевому назначению являлось и в настоящее время является жилым, оно было передано Заявителю в пользование исполнительным органом государственной власти города Москвы на основании ордера серии А N 008805 от 01.12.1965.
Удовлетворение требований ФГУП РСВО будет нарушать права собственника - города Москвы. В соответствии с п. 1.1 постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги города Москвы "Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
В силу п. 2.3.1 названного постановления полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляется исключительно Департаментом городского имущества города Москвы с соблюдением заявителем определенных процедур предоставления документов для оказания государственной услуги.
Пунктом 2.4.1 постановления предусмотрено, что в качестве заявителей могут выступать при обращении по вопросу перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение физические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками помещений и обратившиеся с запросом о предоставлении им государственной услуги.
Поскольку собственником спорного жилого помещения в силу закона является город Москва, инициировать перевод жилого помещения в нежилое может только собственник на основании выданного им, как органом исполнительной власти, распорядительного документа. Исходя из норм действующего законодательства, в соответствии с ч. 1 ст. 22 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Порядок перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение в городе Москве и принятия уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы соответствующего решения определен постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 г. N 692-ПП "О переводе жилых (нежилых) помещений в нежилые (жилые) помещения, признании нежилых помещений жилыми помещениями, пригодными для проживания".
В соответствии с п. 2.3.1. Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Перевод жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 27.10.2015 N 692-ПП, полномочия по предоставлению государственной услуги осуществляются Департаментом городского имущества города Москвы.
Таким образом, для внесения изменений в учетно-техническую документацию в части назначения помещения квартиры N 3 по указанному адресу с "жилого" на "нежилое" ФГУП РСВО необходимо предоставить распорядительный документ Департамента городского имущества города Москвы либо документ уполномоченного органа, принятого в соответствующий период времени о переводе указанной квартиры в нежилой фонд.
С учетом изложенного и в соответствии с нормами действующего законодательства в действиях ГБУ МосгорБТИ нарушений прав в осуществлении технического учета квартиры N 3 по адресу: г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 98, корп. 4 как жилого помещения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого акта.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 19.09.2016 по делу N А40-138597/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138597/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27 апреля 2017 г. N Ф05-3199/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП РСВО, ФГУП РСВО (ООО "КоБра")
Ответчик: ГБУ МосГорБТИ, ГУП МосгорБТИ
Третье лицо: ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества г. Москвы, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом