Требование: о взыскании компенсации за нарушение исключительного права
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Москва |
|
12 декабря 2016 г. |
Дело N А40-93767/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, Н.В. Лаврецкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем К.А. Фокиным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 27 сентября 2016 года
по делу N А40-93767/16, принятое судьей Н.В. Фатеевой,
по иску НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры"
(ОГРН: 1087799028327; 117028, Москва, ул. Кировоградская, д. 9, к. 1, оф. 204А)
к 1) Правительству Кабардино-Балкарской Республики
(ОГРН: 1070721001493; 360000, Нальчик, проспект Ленина, д. 27)
2) Правительству Республики Ингушетия
(ОГРН: 1020600985932; 386001, Магас, проспект И. Зязикова, д. 12)
3) Правительство Карачаево-Черкесской Республики
(ОГРН: 1020900511818; 369000, Черкесск, ул. Комсомольская, д. 23)
4) Правительству Республики Дагестан
(ОГРН: 1060562005514; 367005, Махачкала, пр. Р. Гамзатова, д. 1)
5) Правительству Чеченской Республики
(ОГРН: 1022002545630; 364020, Грозный, ул. Гаражная, д. 10)
6) Департаменту физической культуры и спорта города Москвы
(ОГРН: 1037739780231; 101000, Москва, пер. Милютинский, д. 18, стр. 4)
7) Правительству Республики Северная Осетия-Алания
(ОГРН: 1051500414096; 362038, Владикавказ, площадь Свободы, д. 1)
8) Министерству Российской Федерации по делам Северного Кавказа
(ОГРН: 1147746693930; 121069, Москва, пер. Трубниковский, д. 19)
9) Правительству Ставропольского края
(ОГРН: 1022601978607; 355020, Ставрополь, площадь Ленина, д. 1)
третьи лица: 1) Министерство спорта Российской Федерации,
2) Министерство культуры Российской Федерации
о взыскании 39 400 000 рублей компенсации
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен
от ответчиков: не явились, извещены
от третьих лиц: 1) Вервицкий П.М. (доверенность от 20.10.2016)
Ануфриев А.В. (доверенность от 20.10.2016)
2) не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры" (далее - НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Правительству Карачаево-Черкесской Республики, Правительству Республики Дагестан, Правительству Республики Ингушетия, Правительству Чеченской Республики, Правительству Республики Северная Осетия - Алания, Правительству Ставропольского края, Департаменту физической культуры и спорта города Москвы, Министерству по делам Северного Кавказа (далее - ответчики) о солидарном взыскании компенсации за нарушение исключительного права в размере 39 400 000 рублей и обязании ответчиков опубликовать решение суда о допущенном нарушении прав на товарный знак с указанием действительного правообладателя.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2016 отказано в удовлетворении исковых требований НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры" и взыскана с истца государственная пошлина в размере 206 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, с жалобой обратился истец, в которой просил отменить состоявшееся решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, в котором удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Определением суда от 08.11.2016 апелляционная жалоба истца принята к производству и назначено судебное заседание на 12.12.2016.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции 12.12.2016 явились представители третьего лица - Министерства спорта Российской Федерации, возражали по доводам апелляционной жалобы.
Истец, ответчики, третье лицо - Министерство культуры Российской Федерации, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представителей в суд не направили.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения третьего лица - Министерства спорта Российской Федерации, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 27.09.2016 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры" является обладателем исключительного права на комбинированный товарный знак со словесным элементом "Кавказские игры", изобразительным элементом - вписанное в окружность стилизованное изображение двух мифологических героев, поддерживающих чашу с огнем, мужчина, изображенный справа от чаши с огнем, одет в кольчугу, на поясе - меч, рука держит лук, мужчина, изображенный слева, одет в греческую тунику, между фигурами мужчин расположено стилизованное изображение шкуры животного, символизирующего золотое руно (далее - Товарный знак).
Товарный знак охраняется на основании свидетельства N 442485, зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности 09.08.2011 с приоритетом от 06.09.2010 на имя правообладателя в отношении услуг 41-го класса Международной классификации товаров и услуг, в том числе в отношении таких услуг как "организация спортивных и культурно-просветительных мероприятий" и "организация спортивных состязаний", в частности - аренда спортивных площадок; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение конференций; организация и проведение концертов; организация и проведение мастер-классов; организация спортивных состязаний; предоставление спортивного оборудования; прокат оборудования стадионов; услуги по написанию сценариев; шоу-программы.
В обоснование заявленных требований истец, ссылаясь на решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2015 по иску Некоммерческого партнерства содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры" к Министерству спорта РФ, Министерству культуры РФ о взыскании 15 000 000 рублей по делу N А40-124255/13, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015, постановлением Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2015, указал, что ответчики совместно с третьими лицами на протяжении 2010, 2011, 2012 годов принимали участие в организации спортивных и культурных мероприятий под наименованием, совпадающим со словесным обозначением Товарного знака, а именно "Кавказские игры", и с использованием логотипа, защищаемого в качестве изобразительного элемента Товарного знака, принадлежащего истцу. Истец указывает, что ответчиками также было допущено смешение символики проводимых мероприятий с графическим изображением, охраняемым в составе Товарного знака.
Учитывая, что правообладатель не давал своего согласия на использование указанного комбинированного обозначения при организации и проведении фестиваля "Кавказские игры", не получал какого-либо вознаграждения за использование Товарного знака, не заключал лицензионных соглашений или договоров об отчуждении исключительных прав, а также отсутствие оснований для бездоговорного или безвозмездного использования ответчиками Товарного знака, истец ссылается на нарушение ответчиками при проведении комплекса спортивных и культурно-просветительских мероприятий в 2010-2012 гг. с использованием для их индивидуализации обозначения "Кавказские игры", исключительного права истца на использование Товарного знака, в связи с чем ответчики должны нести ответственность на основании статей 1229, 1252, 1515 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Согласно статье 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1484 ГК РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ, услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, которые вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации; при выполнении работ, оказании услуг; в объявлениях, на вывесках и в рекламе.
Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно пункту 1 статьи 1229 ГК РФ другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции ссылается на следующие основания.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2016 N 305-ЭС16-2802 были отменены решение Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2015, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015, постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2015 по делу NА40-124255/13, на которые ссылается истец в обоснование своих требований и которые послужили основанием для подачи истцом искового заявления по настоящему делу к другим ответчикам.
При этом Верховный Суд указал, из материалов дела следует, что еще до регистрации товарного знака истец ввел в гражданский оборот обозначение, сходное до степени смешения со спорным товарным знаком, в целях индивидуализации спортивных состязаний, культурно-зрелищных мероприятий.
При этом генеральный директор истца Арсамаков И.М.-Г. указывал, в том числе в судебном заседании Верховного Суда Российской Федерации, на факты неоднократного обращения в последующий период в различные компетентные государственные органы Российской Федерации с целью получения государственной поддержки при организации мероприятия "Кавказские игры", символом которого являлось обозначение, сходное до степени смешения с позднее зарегистрированным им товарным знаком.
Решением Пресненского районного суда города Москвы от 11.11.2013 (оставлено в силе апелляционным определением Московского городского суда от 16.05.2014), установлено, что разработанный Арсамаковым И.М.-Г. сценарий проведения фестиваля "Кавказские игры" был официально представлен им на публичное обсуждение в 2006 году для целей разработки Положения о фестивале, что повлекло за собой включение фестиваля в план мероприятий по реализации стратегии экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, куда фестиваль "Кавказские игры" включен как мероприятие, направленное на укрепление общегражданской идентичности, межнациональных отношений и содействия этнокультурному развитию народов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1098-р утвержден организационный комитет по подготовке и проведению ежегодного фестиваля "Кавказские игры" и состав указанного организационного комитета.
В соответствии с пунктом 74 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2014 N 260, организационные комитеты образуются с целью проведения мероприятий общегосударственного значения и решения, принимаемые координационными органами, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 2 данного распоряжения Минспорттуризм России (в настоящее время Минспорт России) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности организационного комитета.
На основании раздела II Положения о фестивале "Кавказские игры" -"Организаторы фестиваля" за 2010, 2011, 2012 годы общее руководство по подготовке фестиваля осуществляется организационным комитетом, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 1098-р.
25.08.2010 генеральный директор истца Арсамаков И.М.-Г., который в силу пункта 3.8 Устава представляет интересы без доверенности, участвовал в заседании организационного комитета по подготовке и проведению ежегодного фестиваля "Кавказские игры", в результате которого Комитетом утвержден план, положение о фестивале, а также логотип эмблемы фестиваля, тождественный изображению, которое в последующем истец зарегистрировал в качестве товарного знака (заявка на регистрацию от 06.09.2010).
Согласно статье 1264 ГК РФ разработчик проекта официального документа, символа, знака вправе обнародовать такой проект, что фактически осуществил директор истца, обращаясь в государственные органы за поддержкой организации проведения фестиваля, представляя документы об обозначении, участвуя в мероприятиях по утверждению официальных документов фестиваля, в том числе его символа (логотипа).
Согласие разработчика проекта официального документа, символа или знака для использования государственным органом в целях подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака не требуется, если проект обнародован разработчиком для использования этим органом или организацией.
Как следует из положений пункта 11.1 статьи 2 ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ символика физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия - флаг, логотип, гимн, девиз организатора физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия, официальное наименование физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия и обозначения, связанные с таким организатором, образованные на их основе слова и словосочетания и сходные с ними обозначения при упоминании с наименованиями соответствующих видов спорта и (или) указанных мероприятий; зарегистрированные в качестве товарных знаков такого организатора обозначения; охраняемые в качестве промышленных образцов и (или) объектов авторских прав такого организатора талисманы указанных мероприятий, плакаты, опознавательная символика, предметы дизайна указанных мероприятий, кубки и медали участников спортивных соревнований; охраняемые в качестве объектов авторских прав такого организатора произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав такого организатора, содержащие обозначения, которые предназначены для индивидуализации указанных мероприятий; любые иные обозначения и объекты, разработанные организатором мероприятия для официального использования на указанных мероприятиях и принадлежащие ему.
Таким образом, изображение, тождественное изображению, впоследствии зарегистрированному истцом в качестве товарного знака, было доведено до всеобщего сведения (введено в гражданский оборот), обнародовано в целях использования в качестве официального символа (логотипа) мероприятия, проводимого при государственном (публичном) участии, генеральным директором истца до регистрации товарного знака, он же участвовал в утверждении изображения (согласовании) в качестве официального символа фестиваля.
При таких обстоятельствах регистрация товарного знака впоследствии истцом под руководством указанного генерального директора, а равно и заявление исковых требований, основанных на такой регистрации, является незаконным и недобросовестным поведением и не может быть признано заслуживающим судебной защиты (статья 10 Гражданского кодекса). Поведение истца по последующей регистрации товарного знака и предъявлению основанного на такой недобросовестной регистрации искового требования направлено на причинение вреда иным лицам и публичному порядку Российской Федерации (что не свидетельствует об умалении иных прав истца и его генерального директора), поскольку после получения государственной поддержки, инициированной самим директором истца, фестиваль "Кавказские игры" приобрел статус общественно значимого мероприятия, проведение которых осуществляется при повышенном контроле со стороны общества".
Суд также учитывает, что в силу пункта 2 статьи 20 ФЗ N 329-ФЗ организаторам физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики. Права на размещение рекламы товаров, работ и услуг в месте проведения физкультурного мероприятия или спортивного мероприятия принадлежат исключительно организаторам такого мероприятия.
Таким образом, в соответствии с пунктом 2 статьи 20 ФЗ N 329-ФЗ права на логотип фестиваля "Кавказские игры" принадлежат исключительно Организационному комитету.
Согласно указанному Определению Верховного Суда РФ в удовлетворении требований истца о запрете использовать словесное обозначение, сходное до степени смешения с комбинированным товарным знаком по свидетельству Российской Федерации N 442485, и взыскании 15 000 000 рублей компенсации с Минспорта России и Минкультуры России, было отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее
рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13.07.2016 г. N 305-ЭС16-2802 установлен факт незаконной регистрации Товарного знака истцом, у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, суд учитывает следующее.
Истец, привлекая Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа в качестве ответчика, указывает на то, что Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2015 по делу N А40-124255/13, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 и постановлением Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2015 установлено, что ответчики по настоящему делу совместно с третьими лицами на протяжении 2010-2012 годов принимали участие в организации спортивных и культурных мероприятий под наименованием "Кавказские игры" с использованием символики и логотипа, защищаемых в качестве изобразительного элемента товарного знака.
Однако Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа в указанных делах в качестве какой-либо стороны к участию привлечен не был.
Кроме того, Министерство Российской Федерации по делам Северного Кавказа в течении 2010-2012 годов не мог принимать участие в организации спортивных и культурных мероприятий под наименованием "Кавказские игры", поскольку указанный федеральный орган исполнительной власти создан 12.05.2014 указом Президента Российской Федерации N 321 "О Министерстве Российской Федерации по делам Северного Кавказа".
Доводы жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку истец не привел оснований, по которым решение Арбитражного суда города Москвы первой инстанции полежало отмене.
Суд первой инстанции полностью и всестороннее исследовал представленные доказательства, дал надлежащую оценку всем обстоятельствам дела. Нормы материального или процессуального права судом первой инстанции не нарушены.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 110 АПК РФ относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27 сентября 2016 года по делу N А40-93767/16 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры" (ОГРН: 1087799028327; 117028, Москва, ул. Кировоградская, д. 9, к. 1, оф. 204А) в доход федерального бюджета 3000 (Три тысячи) рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Суд по интеллектуальным правам.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93767/2016
Истец: Некоммерческое партнерство СОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА И НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАВКАЗСКИЕ ИГРЫ, НП содействия организации Фестиваля национальных видов спорта и народного творчества "Кавказские игры"
Ответчик: Департамент физической культуры и спорта г. Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Министерство по делам Северного Кавказа, Министерство спорта РФ, Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Республики Дагестан, Правительство Республики Ингушетия, Правительство Республики Северная Осетия - Алания, Правительство Республики Северная Осетия-Алания, ПРАВИТЕЛЬСТВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Третье лицо: Министерство культуры РФ, Министерство спорта РФ