г. Красноярск |
|
17 октября 2016 г. |
Дело N А33-8645/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" октября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Парфентьевой О.Ю.,
судей: Магда О.В., Ишутиной О.В.,
секретаря судебного заседания Егоровой Е.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автокомплекс Стандарт"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "21" июля 2016 года по делу N А33-8645/2016, принятое судьёй Шишкиной И.В.,
установил:
администрация Советского района в городе Красноярске (ИНН 2465008609, ОГРН 1032402642887, г. Красноярск, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с иском (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к обществу с ограниченной ответственностью "Автокомплекс "Стандарт" (ИНН 2466095065, ОГРН 1022402672764, г. Красноярск, далее - ответчик, ООО "Автокомплекс "Стандарт") об обязании ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов путем демонтажа временного сооружения - мастерской по обслуживанию автомобилей, общей площадью 137,55 кв.м., (согласно акту осмотра от 12.07.2016).
Определением от 15.06.2016 к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент градостроительства администрации г. Красноярска, Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.
Решением суда от 21.07.2016 иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал следующее:
- согласно Постановлению Администрации г. Красноярска от 27.09.2012 N 415 "Об утверждении схемы размещения временных сооружений на территории г. Красноярска" п.1164 Приложения к указанному Акту, временные сооружения - мастерская по обслуживанию автомобилей включена в указанную схему, с периодом размещения до 31.12.2012, который был неоднократно продлен в дальнейшем;
- ответчик просил повторно рассмотреть заявление о продлении срока размещения временного сооружения и договор аренды земельного участка от 17.10.2011N 1664, в связи с вступлением в силу постановления администрации города от 11.02.2013 N 66. Объекты включены в схему размещения нестационарных торговых объектов под N 1164 сроком размещения до 01.01.2014;
- на основании заявления ООО "Автокомплекс "Стандарт" от 18.03.2016 Администрация города Красноярска исходящим от 05.04.2016 N 745-ек указала, что "включить в схему размещения временных сооружений на территории города Красноярска указанный земельный участок для размещения мастерской по обслуживанию автомобилей не представляется возможным", обоснованием отказа указано то, что испрашиваемый земельный участок предварительно согласован КГКОУ "Красноярский хореографический колледж" для строительства, что в соответствии с пунктом 9 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 28.11.2014 N 809, является основанием для отказа в размещении временного сооружения;
- ответчик обращался в уполномоченный орган до истечения срока размещения временного сооружения и до расторжения договора аренды земельного участка, на основании пункта 2.11 постановления администрации города Красноярска от 09.02.2010 N 55. Впоследствии данное положение утратило свою силу, в связи с чем ответчик обращался к истцу и после окончания срока действия договора аренды земельного участка и срока действия договора на размещение временного сооружения. Однако, на указанные заявления ООО "Автокомплекс "Стандарт" ответов от Администрации города не получало.
Истец представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором возразил против удовлетворения жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 11.10.2016.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копии определения о принятии апелляционной жалобы к производству, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет") явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Распоряжением администрации Советского района в г. Красноярске от 26.08.2011 ООО "Автокомплекс Стандарт" разрешено продление срока размещения временной мастерской по обслуживанию автомобилей площадью 120 кв.м. на земельном участке площадью 224 кв.м. по адресу г. Красноярск, ул. Молокова-авиаторов на срок с 10.09.2011 по 30.09.2012 в соответствии с прилагаемой схемой размещения.
14.01.2013 между Департаментом градостроительства администрации города Красноярска и ООО "Автокмплекс "Стандарт" (владелец) заключен договор на размещение временного сооружения N 143 (л.д.17-19), в соответствии с которым Администрация предоставляет владельцу право размещения временного сооружения: мастерская по обслуживанию автомобилей (далее - временное сооружение), в соответствии с номером 1164 в схеме размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденной постановлением администрации города Красноярска от 27.09.2012 N 415 по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов, и эксплуатировать его в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а Владелец обязуется эксплуатировать временное сооружение, в установленном законодательством и настоящим Договором порядке в границах, указанных в ситуационном плане земельного участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью (пункт 1.1 договора).
Срок действия Договора устанавливается до 31.12.2012 (пункт 1.2 договора)
Условия настоящего Договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения Договора, а именно, с 01.10.2012 - даты окончания срока действия распоряжения администрации Советского района города Красноярска от 26.08.2011 N 1324 (пункт 1.3 договора).
В силу пункта 2.1.2 владелец имеет право эксплуатировать временное сооружение в течение срока действия Договора, установленного пунктом 1.2. настоящего Договора.
В течение 14 дней с момента заключения настоящего Договора обратиться в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города с заявлением о заключении договора аренды земельного участка, используемого для размещения временного сооружения (пункт 2.2.1 договора).
В течение 15 дней по окончании срока действия Договора либо с момента расторжения Договора по иным основаниям демонтировать временное сооружение с восстановлением благоустройства соответствующей территории (пункт 2.2.10 договора).
28.02.2013 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Автокомплекс "Стандарт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 566 (л.д.24-27), в соответствии с пунктом 1.1 которого Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок с категорией земель - земли населенных пунктов, с учетным номером 04 00 395:0055, находящийся по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова - ул. Авиаторов, (далее - Участок), для использования в целях размещения временного сооружения: мастерская по обслуживанию автомобилей в границах, указанных в плане Участка, прилагаемом к настоящему Договору и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 224 кв.м. (приложение 1). Земельный участок передается по акту приема-передачи.
Срок аренды участка устанавливается с 01.10.2012 по 31.12.2012 (три месяца (пункт 2.1 договора).
Условия настоящего Договора распространяются на отношения, возникшие между сторонами до заключения Договора, а именно с 01.10.2012 - дата расторжения предыдущего договора аренды от 17.10.2011 N 1664 земельного участка (пункт 2.3 договора).
После окончания срока действия Договора арендатор обязан освободить арендуемый земельный участок, возвратить данный земельный участок Арендодателю и произвести демонтаж расположенного на арендуемом земельном участке временного строения (сооружения) (пункт 4.4.9 договора).
По окончании срока действия Договора, Договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия Договора Арендатор обязан возвратить земельный участок представителю Арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении Договора (пункт 6.2 договора).
По акту приема-передачи от 01.10.2012 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска передал, а общество с ограниченной ответственностью "Автокомплекс "Стандарт" приняло земельный участок, расположенный по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова-ул. Авиаторов (л.д. 27).
Письмом от 25.04.2013 N 1078-ек Департамент градостроительства администрации города Красноярска в ответ на обращение общества о продлении срока размещения временного объекта отказал в продлении в связи с наличием правового акта города о предварительном согласовании места размещения объекта на участке иному лицу и предложил ООО "Автокмплекс "Стандарт" демонтировать временное сооружение (мастерская по обслуживанию автомобилей), а также освободить земельный участок и привести земельный участок в первоначальное состояние, свободное от временного сооружения до 31.05.2013 (л.д.20).
Уведомлением от 05.07.2013 N 25813 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в связи с окончанием 31.12.2012 срока действия договора от 28.02.2013 N 13-566 аренды земельной участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова-ул. Авиаторов, уведомило ответчика о расторжении договора аренда через три месяца с момента отправления настоящего уведомления и предложил после получения настоящего уведомления представить документы, являющиеся основанием для продления договора аренды, либо освободить арендуемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителям департамента после даты окончания договора аренды (л.д. 29).
Уведомление было направлено в адрес ответчика 09.07.2013, согласно представленному истцом в материалы дела реестру почтовых отправлений (л.д. 147).
Согласно письму Администрации города Красноярска от 16.03.2016 N 564-дэ, представленному в материалы дела, договор на размещение временного сооружения от 14.01.2013 N 143 на иной срок не продлялся (л.д.16).
Актом обследования земельного участка от 26.02.2016 составленным администрацией Советского района в г. Красноярске зафиксировано, что на земельном участке размещено временное сооружение - мастерская по обслуживанию автомобилей площадью 137,55 кв.м., к акту приложена фотография объекта (л.д.11-13).
Письмом от 05.04.2016 (л.д. 134-135) в ответ на обращение ООО "Стандарт" от 25.03.2016 Администрация города Красноярска сообщила, что включить испрашиваемый земельный участок предварительно согласован КГ КОУ "Красноярский хореографический колледж" для строительства, что в соответствии с пунктом 9 Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска, утвержденного постановлением администрации города от 28.11.2014 N 809, является основанием для отказа в размещении временного сооружения. Исходя из вышеизложенного, включить в схему размещения временных сооружений на территории города Красноярск указанный земельный участок для размещения мастерской по обслуживанию автомобилей, не представляется возможным.
Актом обследования земельного участка от 12.07.2016 составленным администрацией Советского района в г. Красноярске зафиксировано, что на земельном участке размещено временное сооружение - мастерская по обслуживанию автомобилей площадью 137,55 кв.м., к акту приложена фотография объекта (л.д.153-155).
Ссылаясь на то, что договор аренды земельного участка прекращен, разрешение на размещение временного объекта у ответчика отсутствует, истец просит обязать ответчика устранить препятствия в пользовании земельным участком по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова - ул. Авиаторов путем демонтажа временного сооружения - мастерской по обслуживанию автомобилей, общей площадью 137,55 кв.м., (согласно акту осмотра от 12.07.2016).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия ввиду окончания срока действия договора правовых оснований для размещения на земельном участке истца спорного временного сооружения.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, устранению других земельных правонарушений.
В соответствии со статьей 60 Земельного кодекса нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению самовольного занятия земельного участка в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъясняется, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Условиями удовлетворения иска об устранении препятствий, не связанных с лишением владения, является совокупность обстоятельств: наличие нарушения правомочий пользования и распоряжения у собственника или иного титульного владельца, нарушение правомочий истца незаконными действиями со стороны ответчика; длящийся характер нарушений, то есть их существование на момент предъявления иска и на момент рассмотрения дела по существу.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Органы, уполномоченные осуществлять муниципальный земельный контроль, выявляют факты размещения временных сооружений с нарушением требований настоящего Положения, факты размещения временных сооружений, срок размещения которых истек. Порядок взаимодействия органов администрации города Красноярска при выявлении указанных фактов определяется правовыми актами города.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р (ред. от 29.07.2014) "Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске истцу предоставлено право на обращение в суд:
"2.2.2. В сфере землепользования районная администрация: - выявляет самовольные постройки и временные сооружения, размещенные с нарушением требований установленного законодательством порядка либо срок размещения которых истек;
- в установленном порядке принимает меры, направленные на освобождение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, от самовольных построек, самовольно установленных временных сооружений.
В постановлении администрации города Красноярска от 09.02.2010 N 55 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений на территории города Красноярска" (пункт 2.2) было предусмотрено, что договор на размещение временного сооружения заключается на срок, определенный схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска. При размещении временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве, в случае если срок действия устанавливающего данное право документа меньше срока размещения временного сооружения, определенного схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Красноярска либо схемой размещения временных сооружений на территории города Красноярска, договор на размещение временного сооружения заключается на срок действия документа, устанавливающего право заявителя на земельный участок. Договор на размещение временного сооружения является основанием для заключения договора аренды земельного участка, занимаемого временным сооружением, либо в случаях, предусмотренных законодательством, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком сроком на 11 месяцев между заявителем и департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города, за исключением случаев размещения временного сооружения на земельном участке, предоставленном заявителю на праве пользования, праве аренды, ином вещном праве.
В обоснование исковых требований истец ссылается на размещение ответчиком мастерской по обслуживанию автомобилей на земельном участке по адресу: г. Красноярск, ул. Молокова-ул. Авиаторов при отсутствии правовых оснований.
Факт размещения временного объекта подтверждается актами обследования от 26.02.2016, от 12.07.2016 и не оспорено ответчиком.
Из материалов дела следует, что срок действия договора на размещение временного сооружения истек 31.12.2012, при этом условий о пролонгации договор не содержит, новый договор не заключался.
Данным договором было предусмотрено, что после окончания срока действия Договора арендатор обязан освободить арендуемый земельный участок, возвратить данный земельный участок Арендодателю и произвести демонтаж расположенного на арендуемом земельном участке временного строения (сооружения) (пункт 4.4.9 договора).
По окончании срока действия Договора, Договор считается соответственно расторгнутым и прекратившим свое действие без соответствующих соглашений. Пользование арендуемым имуществом по окончании указанного срока не допускается. В течение трех дней по окончании срока действия Договора Арендатор обязан возвратить земельный участок представителю Арендодателя по соответствующему акту и в состоянии, аналогичном при составлении Договора (пункт 6.2 договора).
Согласно статье 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения. Стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений. Законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Как правильно указал суд первой инстанции, исходя из условий пунктов 4.4.9 и 6.2 договора аренды, данный договор прекращен по истечении его срока.
Кроме того, уведомлением от 05.07.2013 N 25813 Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в связи с окончанием 31.12.2012 срока действия договора от 28.02.2013 N 13-566 аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Красноярск, Советский район, ул. Молокова-ул. Авиаторов, уведомило ответчика о расторжении договора аренда через три месяца с момента отправления настоящего уведомления и предложил освободить арендуемый земельный участок и передать его по акту приема-передачи представителям департамента после даты окончания договора аренды.
Ответчик в свою очередь доказательства наличия права размещать временное сооружение на земельном участке не представил.
Суд апелляционной инстанции, принимает во внимание, что временное сооружение также отсутствует в схеме размещения временных сооружений на территории г. Красноярска, утвержденной Постановлением администрации г. Красноярска N 415 от 27.09.2012. Данное обстоятельство общество не опровергает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции отказал в удовлетворении ходатайства (л.д. 145, 159) о приостановлении производства по настоящему делу в связи с подачей ООО "Стандарт" заявления о признании незаконным отказа Администрации города Красноярска от 05.04.2016 во включении в схему размещения временных сооружений спорного объекта не могут в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являться самостоятельным основанием для отмены решения.
Учитывая, отсутствие мастерской в схеме размещения временных сооружений, а также, что договор аренды земельного участка прекращен, размещение ответчиком временного объекта на земельном участке осуществляется при отсутствии к тому правовых оснований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что земельный участок по адресу г. Красноярск, ул. Молокова-ул. Авиаторов площадью подлежит освобождению от находящегося на нем временного объекта на основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, руководствуясь названными выше положениями закона, в соответствии с нормами статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив в совокупности и взаимосвязи, представленные в материалах дела доказательства, правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы, заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и основаны на несогласии заявителя с выводами суда относительно фактических обстоятельств дела, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Оснований для переоценки выводов суда у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение суда является законным, обоснованным и правомерным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" июля 2016 года по делу N А33-8645/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
О.В. Ишутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-8645/2016
Истец: Администрация Советского района в городе Красноярске
Ответчик: ООО "Автокомплекс "Стандарт"
Третье лицо: Департамент градостроительства администрации г.Красноярска, ДМИ и ЗО администрации г.Красноярска