Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2017 г. N Ф01-5869/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А31-2302/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Маниной А.А., действующей на основании доверенности от 01.06.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.06.2016 по делу N А31-2302/2016, принятое судом в составе судьи Стрельниковой О.А.,
по заявлению медицинского частного учреждения дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Кострома" (ИНН: 4401163112, ОГРН: 1154400010280)
к Государственному учреждению - Костромскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 4401005123, ОГРН: 1024400521210)
о признании недействительным решения от 09.12.2015 N 9,
установил:
медицинское частное учреждение дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Кострома" (далее - МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 09.12.2015 N 9 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.06.2016 заявленные МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома" требования удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 28.06.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что Учреждение имеет право на применение пониженного тарифа в 2015 году в размере 0%. Фонд считает, что МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома" неправомерно применило тариф страховых взносов в размере 0% в 2015 году, поскольку им не соблюдено условие, установленное частью 5.1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а именно, Учреждение не имеет доходов за предшествующий расчетный период - 2014 год.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома" указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Фонд о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена камеральная проверка в отношении МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома" по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 30.06.2015 по 30.09.2015. В ходе проверки Фонд пришел к выводу о неправомерном применении Учреждением пониженного тарифа по ставке 0%, поскольку страхователем не соблюдено условие, установленное частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Результаты проверки отражены в акте от 05.11.2015 N 9 (л.д. 22-24).
09.12.2015 заместителем управляющего Фонда было принято решение N 9 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением страхователю предложено уплатить страховые взносы в сумме 59 576 рублей 56 копеек и пени в сумме 112 рублей 77 копеек (л.д. 17-21).
Учреждение с решением Фонда не согласилось и обратилось с заявлением в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Костромской области, руководствовался положениями Закона N 212-ФЗ и пришел к выводу о том, что Учреждение, как вновь созданная организация, вправе применять пониженный тариф страховых взносов в 2015 году.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома", суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома" является плательщиком страховых взносов.
В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
На основании статьи 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляет, в том числе, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Частью 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011 - 2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов.
Федеральным законом от 03.12.2011 N 379-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2012, часть 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ дополнена пунктом 11, согласно которому в течение переходного периода пониженные тарифы страховых взносов применяются для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Согласно части 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ вышеназванные некоммерческие организации применяют пониженные тарифы при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов этой организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
1) доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - целевые поступления);
2) доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - гранты);
3) доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных в подпунктах "р" - "ф", "я.4" - "я.6" пункте 8 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 5.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ в случае, если по итогам расчетного периода применительно к указанному расчетному периоду организация не выполняет условия, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 настоящей статьи, такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3.4 настоящей статьи, с начала периода, в котором допущено несоответствие условиям, указанным в настоящей части. При определении объема доходов организации для проверки соответствия выполнению условий, установленных частью 5.1 настоящей статьи, учитываются целевые поступления и гранты, поступившие и не использованные организацией по итогам предыдущих расчетных периодов.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица серии 44 N 000804848 МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома" создано 29.06.2015 (л.д. 32).
Учреждение осуществляет деятельность в сфере здравоохранения и применяет упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, МЧУ ДПО "Клиника Медекс Кострома" соответствует признакам, установленным в пункте 11 части 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ и данное обстоятельство Фондом не оспаривается. Следовательно, Учреждение вправе применять пониженные тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с момента его государственной регистрации.
Довод Фонда о том, что Учреждением неправомерно применен тариф страховых взносов в размере 0%, поскольку не соблюдено условие, установленное частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, а именно Учреждение не имеет доходов за предшествующий расчетный период (2014 год), отклоняется апелляционным судом, при этом суд исходит из следующего.
Апелляционный суд полагает, что условия применения пониженного тарифа, предусмотренные частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, не могут быть применены к вновь созданным организациям, как не имеющим доходов до момента их государственной регистрации.
Иной подход ограничивал бы право вновь созданных некоммерческих организаций на применение пониженных тарифов страховых взносов, что из Закона N 212-ФЗ не следует.
Кроме того, пунктом 5.3 статьи 58 Законом N 212-ФЗ прямо предусмотрено лишение права организации применять пониженные тарифы только в случае, если она не выполняет условия, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, по итогам расчетного периода применительно к указанному расчетному периоду, но не по итогам предыдущего периода.
Законом N 212-ФЗ предусмотрена возможность проведения органами контроля за уплатой страховых взносов проверок соблюдения страхователями условий, установленных частями 5.1 - 5.3 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, за каждый отчетный период, а, следовательно, и доначисления страховых взносов организациям, не выполняющим условия для применения пониженного тарифа.
В силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доказательств того, что за проверяемый период (с 30.06.2015 по 30.09.2015) Учреждением нарушены условия применения пониженного тарифа, установленные пунктом 11 части 1 и частью 5.1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ, Фондом в материалы дела не представлено.
Учитывая изложенное, Арбитражный суд Костромской области правомерно признал недействительным решение Фонда от 09.12.2015 N 9 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 28.06.2016 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела документам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.06.2016 по делу N А31-2302/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-2302/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 января 2017 г. N Ф01-5869/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Частное учреждение Медицинское дополнительного профессионального образования "Клиника Медекс Кострома", ЧУ "Клиника медекс Кострома"
Ответчик: Государсвенное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социаального страхования российской Федерации, ГУ - Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Государсвенное учреждение - Костромское региональное отделение Фонда социаального страхования российской Федерации