Требование: о возврате излишне уплаченных денежных средств, о признании незаконным акта органа власти, о признании незаконным бездействия в связи с таможенным контролем
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Санкт-Петербург |
|
19 декабря 2016 г. |
Дело N А56-11888/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.,
при участии:
от истца (заявителя): Барановой А.В. по доверенности от 22.04.2016 N 1-12/110;
от ответчика (должника): Мартишина И.С. по доверенности от 28.12.2015 N 04-10/55834;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23525/2016) Балтийской таможни
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.2016 по делу N А56-11888/2016 (судья Рыбаков С.П.), принятое
по заявлению АО "Тандер"
к Балтийской таможне Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы
о признании незаконным бездействия, о признании незаконным решения
установил:
Акционерное общество "Тандер" (далее - Общество, АО "Тандер") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Балтийской таможни (далее - Таможня, таможенный орган), выразившегося в непредставлении тарифных преференций на товар, ввезенный по ДТ N N 10216110/160914/0052511, 10216110/220914/005358510, 10216110/191014/0059280, о признании недействительным решения таможни от 08.12.2015 N 15-10/52490 об оставлении без рассмотрения заявления АО "Тандер" о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N N 10216110/160914/0052511, 10216110/220914/005358510, 10216110/191014/0059280 и об обязании таможенного органа возвратить Обществу из федерального бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в размере 338 363,53 руб.
Решением суда от28.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Таможня просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом не в полном объеме выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение вынесено с нарушением норм материальн6ого и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество ввезло на таможенную территорию России на основании контракта от 25.05.2012 N GK/3213/12, заключенного с компанией "ARBELOA S.A.", Эквадор, с оформлением деклараций на товары:
-Бананы свежие зеленые (код по ТН ВЭД 0803901000, вес брутто 133385,00 кг, вес нетто 126294,88 кг, страна происхождения Эквадор). Товар оформлен по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216110/160914/0052511. Таможенные платежи уплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 10.09.2014 N 065328 и от 10.09.2014 N065332.
-Бананы свежие зеленые (код по ТН ВЭД 0803901000, вес брутто 40314,20 кг, вес нетто 38171,29 кг, страна происхождения Эквадор). Товар оформлен по ДТ N 10216110/220914/0053585. Таможенные платежи уплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 02.09.2014 N 062460 и от 12.09.2014 N066958.
-Бананы свежие зеленые (код по ТН ВЭД 0803901000, вес брутто 578633,400 кг, вес нетто 547875,950 кг, страна происхождения Эквадор). Товар оформлен по ДТ N 10216110/191014/0059280. Таможенные платежи уплачены в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями от 10.10.2014 N074577 и от 10.10.2014 N 074578.
Таможенная стоимость товаров определена Обществом с использованием основного метода определения таможенной стоимости - "по цене сделки с ввозимыми товарами".
Согласно графы 16 указанных деклараций страной происхождения товаров является Эквадор.
Указанные товары были выпущены таможенным органом в соответствии с заявленным режимом "выпуск для внутреннего потребления" по базовым ставкам таможенных пошлин без предоставления тарифных преференций, за счет внесенных обществом авансовых платежей согласно платежным поручениям.
Общество обратилось в таможню с заявлением от 17.03.2015 N ОТСиП-1841/15 о восстановлении режима тарифных преференций по ДТ N N 10216110/160914/0052511, 10216110/220914/005358510, 10216110/191014/0059280. Для подтверждения страны происхождения товаров по ДТ N N 10216110/160914/0052511, 10216110/220914/005358510, 10216110/191014/0059280 обществом представлены сертификаты о происхождении товара формы А N 16007225201500000086Р. N 16007225201500000087Р, N16911217201500000284Р на 1 выданные республикой Эквадор.
Не получив ответа таможни, Общество обратилось с заявлением от 26.11.2015 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 338363,53 руб. указав на наличие права на получение преференций по ДТ N N 10216110/160914/0052511, 10216110/220914/0053585, 10216110/191014/0059280.
Таможня письмом от 08.12.2015 N 15-10/52490 "о рассмотрении заявления о возврате денежных средств" заявление общества оставила без рассмотрения, указав на непредоставление обществом документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов (КТД, оформленная в соответствии с Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289), в связи с чем вопрос о возможности применения льгот в отношении вышеуказанных товаров не может быть рассмотрен. Таможенный орган указал на то, что в графе 36 указанных ДТ обществом не заявлена преференция по виду платежей при этом заявителем сумма ввозной пошлины самостоятельно исчислена по спорным ДТ, в связи с чем, установить факт излишней уплаты на основании представленных документов не представляется возможным, поскольку обществом не осуществлена корректировка сведений в спорных ДТ, то есть, не представлена корректировка декларации на товары (далее - КТД).
Считая, что данные решения таможни являются незаконными, АО "Тандер" обратилось в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 179, статьи 181 Таможенного Кодекса Таможенного Союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом; при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
В силу пункта 1 статьи 36 Закона РФ N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, под которыми для целей настоящей статьи понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
На основании части 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (часть 1 статьи 58 ТК ТС).
Частью 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (часть 1 статьи 61 ТК ТС).
В соответствии со статьей 62 ТК ТС при ввозе товаров на Таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с Таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В силу пункта 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно Решению Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза" с 01.07.2010 на единой таможенной территории государств - членов Таможенного союза для определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран применяется Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 "О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран". Пунктом VII названного Соглашения установлено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2).
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
В силу раздела VI вышеуказанных Правил от 12.12.2008, тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию государств Сторон.
Разделом VII Правил от 12.12.2008 определено, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А".
На основании раздела VIII Правил от 12.12.2008 Комиссия таможенного союза получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса, оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество подало в таможню заявление о предоставлении тарифных преференций и возврате излишне уплаченных денежных средств, приложив подлинники сертификатов о происхождении товаров по форме "А"; в то же время, наименование организаций в графе 1 представленных сертификатов происхождения товаров соответствуют написанию наименований данных организаций в представленных контрактах, оформленных в т.ч. на английском языке. Наименование организаций в спорных сертификатах написано латиницей, что позволяет идентифицировать их надлежащим образом. Факт соответствия наименований организаций в контрактах на английском языке и в спорных сертификатах таможенным органом не оспаривается.
Таким образом, следует согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что вывод таможенного органа о несоответствии спорных сертификатов требованиям таможенного законодательства Таможенного союза является необоснованным.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: 1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; 3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; 4) документы, указанные в частях 4 - 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; 5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; 6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в рассматриваемом случае факт транспортировки ввезенного товара, нахождения его под таможенным контролем и страны происхождения товара подтвержден материалами дела, Обществом заявление о возврате подано в установленный трехлетний срок, к заявлению приложены все необходимые документы.
Является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил доказательств правомерности произведенной им корректировки таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные Обществом требования в полном объеме.
Доводы подателя жалобы относительно несоответствия между фактически уплаченными Обществом суммами таможенных платежей и суммой таможенных платежей, взысканной судом, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как следует из представленного подателем жалобы расчета, по суммам тарифных преференций, подлежащих возврату по ДТ N 10216110/160914/0052511 и ДТ N 10216110/220914/0053585, спор у сторон отсутствует.
По расчетам таможенного органа сумма тарифных преференций по ДТ N 10216110/191014/0059280 составляет 194 633, 24 руб., в то время, как по расчетам Общества сумма составляет 284 308,13 руб.
В рассматриваемом случае таможенный орган исчисляет данную сумму только по товару N 1, задекларированному в вышеназванной ДТ и с учетом произведенной Таможней корректировки таможенной стоимости товара, что подтверждается КДТ-1.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Общество при подаче заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 24.02.2016 в качестве подлежащих возврату сумм таможенных преференций указало, в том числе, 284 308, 13 руб. по ДТ N 10216110/191014/0059280. При этом, данная сумма рассчитана Обществом исходя из фактически уплаченных таможенных платежей по всем товарам, задекларированным по данной ДТ и без учета произведенной Таможней корректировки таможенной стоимости товаров.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28 июня 2016 года по делу N А56-11888/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11888/2016
Истец: АО "Тандер"
Ответчик: Балтийская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы