Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
27 сентября 2016 г. |
Дело N А82-13869/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца - Кукина А.В., действующего на основании доверенности от 02.06.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ярославская транспортная компания"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2016 по делу N А82-13869/2014, принятое судом в составе судьи Горбуновой И.В.,
по иску закрытого акционерного общества "Ярославская транспортная компания" (ИНН: 7602007091, ОГРН: 1027600513940)
к Ярославской области в лице Департамента финансов Ярославской области, городскому округу город Ярославль в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля, Департаменту транспорта Ярославской области, Департаменту социально-экономического развития мэрии города Ярославля
о взыскании 69 842 142 рублей 62 копеек убытков,
установил:
закрытое акционерное общество "Ярославская транспортная компания" (далее - ЗАО "Ярославская транспортная компания", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к Департаменту транспорта Ярославской области, Департаменту социально-экономического развития мэрии города Ярославля, Департаменту финансов Ярославской области о взыскании за счет казны Ярославской области 23 869 051 рубля 12 копеек убытков, и о взыскании с городского округа г. Ярославль в лице Департамента финансов мэрии города Ярославля за счет казны г. Ярославль убытков в размере 45 973 091 рубля 50 копеек.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2016 Обществу в удовлетворении иска отказано.
ЗАО "Ярославская транспортная компания" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда о том, что истцом не доказан размер убытков. Ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-7573/12 от 30.10.2012, Общество считает, что им правильно произведен расчет убытков исходя из разницы между стоимостью обычного (не льготного) и льготного проездного билета и стоимостью единого социального проездного билета.
В судебном заседании представитель Общества поддержал свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Департамент финансов Ярославской области, Департамент финансов мэрии города Ярославля и Департамент транспорта Ярославской области в отзывах на апелляционную жалобу указали на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просят отказать.
Ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Департамент финансов Ярославской области, Департамент финансов мэрии города Ярославля и Департамент транспорта Ярославской области заявили ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей, Департамент социально-экономического развития мэрии города Ярославля явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей ответчиков.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 ГК РФ за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В силу пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Льготы по проезду на основании единого льготного проездного билета на территории г. Ярославля установлены постановлением мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858 "О системе проездных билетов долговременного пользования в городском пассажирском транспорте" и решением муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан".
В целях реализации полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области Законом Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з утвержден Социальный кодекс Ярославской области, вступивший в силу с 01.01.2009.
Статьей 58 Социального кодекса Ярославской области предусмотрено предоставление социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 58 Социального кодекса Ярославской области отдельным категориям граждан предоставляется социальная услуга по освобождению от оплаты 50 процентов стоимости проезда в городском автомобильном и городском электрическом транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) постоянно на всей территории Ярославской области.
Указанная услуга предоставляется ветеранам труда, ветеранам военной службы, труженикам тыла, ветеранам труда Ярославской области, реабилитированным лицам, гражданам пожилого возраста, инвалидам, лицам, сопровождающим в поездке инвалида, которому установлена I группа инвалидности, или ребенка-инвалида, почетным донорам, гражданам, имеющим право на дополнительную социальную поддержку.
Порядок предоставления социальных услуг во исполнение положений статьи 58 Социального кодекса установлен приказом Департамента дорожного хозяйства Ярославской области 19.10.2009 N 173 "Об утверждении порядка предоставления отдельным категориям граждан социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на территории Ярославской области" (т. 4 л.д. 117-119)
В пункте 4.2. Порядка предоставления отдельным категориям граждан социальной услуги по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на территории Ярославской области проезд граждан в транспортном средстве городского сообщения на территории Ярославской области оформляется разовыми проездными билетами.
Компенсация недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования организациям, осуществляющим пассажирские перевозки, осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2009 N 1190-п (т.4 л.д. 113-116).
Предоставление льготного месячного проездного билета, дающего право на неограниченное количество поездок, нормативными актами Ярославской области, не было предусмотрено.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, сдаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В рамках указанной нормы органами местного самоуправления установлены дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан в виде права на приобретение льготного месячного проездного билета (постановление мэра г. Ярославля от 27.06.2008 N 1858).
Рассматриваемый единый льготный месячный проездной билет действовал исключительно на территории городя Ярославля.
Финансирование дополнительных мер социальной поддержки, установленных органами местного самоуправления, не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 1, 2.7.1 решения Муниципалитета г. Ярославля от 09.10.2008 N 787 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан" ветераны, инвалиды, а также граждане, которым в соответствии с нормативными правовыми актами Ярославской области предоставляются отдельные виды социальных услуг, имеют право на дополнительные меры социальной поддержки, в том числе на право приобретения единого льготного проездного билета, за счет средств городского бюджета.
Порядок предоставления хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (кроме перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок), субсидии на возмещение недополученных доходов, связанных с оплатой проезда отдельными категориями граждан утвержден постановлением Мэрии города Ярославля 03.02.2009 N 195. Пунктами 1.1. и 1.3. указанного Порядка также установлено, что субсидия предоставляется за счет средств городского бюджета.
Таким образом, указанная мера социальной поддержки была установлена городом Ярославль как муниципальным образованием.
Как следует из материалов дела, в 2010 году ЗАО "Ярославская транспортная компания" исполняла обязательства по выполнению городского заказа по оказанию услуг по перевозке пассажиров автобусами большой вместимости на территории города Ярославля на условиях транспорта общего пользования в соответствии с договором N 10 от 03.12.2007 (т.4 л.д. 17-18).
Данный договор заключен в соответствии с постановлением мэра г.Ярославля от 03.05.2007 N 1359 "О порядке привлечения юридических и физических лиц к осуществлению перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении на территории города Ярославля". Договор с дополнительными соглашениями распространил своё действие и на 2010 год.
Разделом 3 договора предусмотрен порядок возмещения убытков от выполнения пассажирских перевозок, выпадающих доходов и расходов по оплате проезда отдельных категорий граждан.
Согласно пункту 3.3 договора возмещение выпадающих доходов от проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по федеральным, региональным полномочиям в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) по нормативно-правовым актам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации производится в пределах средств, поступающих на данные цели из вышестоящих бюджетов, в порядке, установленном субъектом Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4 договора возмещение расходов, связанных с проездом граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по полномочиям органов местного самоуправления в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) по нормативно-правовым актам органов городского самоуправления производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете города на данные цели в установленном в городе порядке в соответствии с выполненной транспортной работой.
Пунктом 3.1 договора предусмотрено, что убытки исполнителя, возникающие при выполнении пассажирских перевозок по городскому заказу, возмещаются за счёт средств, предусмотренных в бюджете города на данные цели по подразделу "транспорт", в соответствии с Порядком предоставления субсидий на покрытие убытков организациям, осуществляющим перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и водным транспортом на внутригородских линиях, утв. постановлением мэра г.Ярославля от 10.08.2007 N 2702.
Постановлением мэрии города Ярославля от 03.02.2009 N 195 "О порядке предоставления хозяйствующим субъектам, осуществляющим перевозки пассажиров городским автомобильным и электрическим транспортом общего пользования (кроме перевозок с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещённом правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок) утверждён порядок предоставления субсидий на возмещение выпадающих доходов, связанных с оплатой проезда отдельным категориям граждан.
Расчёт размера возмещения из бюджета города Ярославля за реализованные единые льготные проездные билеты для пенсионеров, не достигших пенсионного возраста, проездные билеты для школьников и студентов (на один вид транспорта и два вида транспорта) осуществлялся в соответствии с пунктами 2.2, 2.3, 2.4 указанного Порядка.
Планово-расчётная стоимость проездного билета определялась в соответствии с методикой расчёта стоимости проездных билетов долговременного пользования в городском пассажирском транспорте, утвержденной постановлением мэрии города Ярославля от 03.02.2009 N 195 исходя из тарифа на проезд в городском пассажирском транспорте, утвержденной Правительством Ярославской области и количестве поездок граждан в месяц по формуле: Сп = Н х Т х К, где: Сп - планово-расчётная стоимость проездного билета на месяц, руб., Н - количество поездок в месяц, Т - действующий тариф на одну поездку; К - понижающий коэффициент, учитывающий уровень скидки при приобретении месячного проездного билета.
Количество поездок в месяц принималось в зависимости от числа видов городского пассажирского транспорта в соответствии с постановлениями Росстата от 09.01.2007 N 2 "Об утверждении порядка заполнения и предоставления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта" и от 19.01.2007 N 9 "Об утверждении порядка заполнения и предоставления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-автотранс" сведения о наличии и использовании автомобильного транспорта", N 65-автотранс "Сведения о продукции автомобильного транспорта", N 1-автотранс "Сведения о работе пассажирского автомобильного транспорта".
20.01.2010 между Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области и ЗАО "Ярославская транспортная компания" (перевозчик) был заключен договор N 1 К09, согласно которому перевозчик принял на себя обязательства по предоставлению гражданам социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования на территории Ярославской области в соответствии со статьей 58 Социального кодекса Ярославской области (т. 4 л.д. 124-127).
Согласно пунктам 1.2, 3.1, 3.2 договора Департамент возмещает перевозчику недополученные доходы в связи с предоставлением социальных услуг, за счёт и в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Законом Ярославской области от 16.12.2009 N 71-з "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 09.12.2009 N 1190-п "Об утверждении Порядка предоставления субсидий хозяйствующим субъектам, осуществляющим пассажирские перевозки, на возмещение недополученных доходов в связи с предоставлением социальных услуг по освобождению от оплаты стоимости проезда в транспорте общего пользования". Объём субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчику определяется на основании представленного в департамент сводного отчёта о количестве перевезённых граждан, имеющих право на получение социальных услуг, и выручке, полученной от оплаты ими стоимости проезда.
Как следует из материалов дела, возмещение выпадающих доходов от проезда граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, произведено ЗАО "Ярославская транспортная компания" из бюджета города Ярославля за 2010 год в соответствии с действующим порядком в полном объёме в сумме 26 345 044 рублей 64 копеек, в том числе 17 890 738 рублей 81 копейка по федеральным и региональным льготникам (из них: за счёт средств областного бюджета - 5 333 198 рублей 30 копеек, за счёт средств городского бюджета - 12 557 540 рублей 51 копейка, по льготным категориям, установленным органами местного самоуправления 8 454 305 рублей 83 копейки), что подтверждается платежными поручениями (т. 3 л.д. 3-64).
Кроме того, ЗАО "Ярославская транспортная компания" была предоставлена субсидия на возмещение затрат в виде разницы, образовавшейся между плановыми расходами и плановыми доходами от оплаты за проезд населением в сумме 22 567,2 тыс. рублей в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 03.02.2009 N 193.
Согласно расчету убытков, представленному в материалы дела, такой показатель, как фактическое количество перевезенных пассажиров по социальным проездным билетам Обществом не применяется (т. 2 л.д. 3-68).
Достоверные сведения о фактическом количестве перевезенных пассажиров льготных категорий в материалах дела отсутствуют.
Поскольку порядок расчета расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по проезду льготных категорий граждан, установлен нормативно, перевозчик не вправе самостоятельно производить определение расходов иным расчетным путем, в связи с чем представленный истцом расчет недополученных доходов обоснованно не принят судом первой инстанции, как выполненный не в соответствии с действующим в спорный период на территории Ярославской области Порядком предоставления субсидий.
Данный подход соответствует постановлению Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 7573/2012.
Таким образом, при предъявлении перевозчиком требования о возмещении расходов в результате возникшей разницы между размером компенсации, исчисленной расчетным путем в соответствии с Порядком, и фактически понесенными перевозчиком расходами на перевозку льготных категорий пассажиров, размер таких расходов подлежит документальному подтверждению путем предоставления доказательств, содержащих сведения о фактически осуществленных в заявленный период перевозках конкретных льготных пассажиров.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что заявленные убытки в размере 69 842 142 рублей 62 копеек истцом не доказаны.
Истцом в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств того, что он фактически понес расходы, превышающие возмещенные ему затраты, размер которых определен в соответствии с Порядком предоставления субсидий.
Ссылка заявителя на судебную практику отклоняется апелляционным судом, поскольку, названные Обществом судебные акты приняты судами по конкретным делам с учетом конкретных обстоятельств, поэтому не имеют правового значения для рассмотрения данного дела.
При таких обстоятельствах Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.06.2016 по делу N А82-13869/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ярославская транспортная компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-13869/2014
Истец: ЗАО "ЯРОСЛАВСКАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля, Департамент транспорта ЯО, Департамент финансов мэрии города Ярославля, Департамент финансов Ярославской области, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Департамент социально-экономического развития