г. Красноярск |
|
23 ноября 2016 г. |
Дело N А33-9864/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "16" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "23" ноября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Елистратовой О.М.,
при участии:
от заявителя (ООО "Максим") - Бочаровой Ю.Ю., представителя по доверенности от 21.03.2016,
от ответчика (ООО "Центр-Инвест") - Кисляка Д.И., представителя по доверенности от 11.03.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Максим"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "09" августа 2016 года по делу N А33-9864/2015, принятое судьей Петроченко Г.Г.
установил:
общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Максим" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - департамент муниципального имущества) о признании недействительным распоряжения Администрации города Красноярска от 03.10.2014 N 2088-арх "О предварительном согласовании ООО "Центр-Инвест" места размещения объекта и передачи в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Красноярск, Северное Шоссе, 35д."
Определением суда от 23 июля 2015 года в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Центр-Инвест", Администрация города Красноярска (далее - администрация), Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - агентство).
Определением суда от 20 августа 2015 года в соответствии со статьей 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя произведена замена ответчика на Администрацию города Красноярска. Департамент муниципального имущества привлечен участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением суда от 20 ноября 2015 года по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве ответчика привлечен Департамент градостроительства Администрации города Красноярска (далее - департамент градостроительства).
Определением суда от 29 декабря 2015 года удовлетворено заявление ООО "Нефтеком" о вступлении в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Также ООО "Максим" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к администрации, департаменту муниципального имущества, ООО "Центр-Инвест" о признании недействительным распоряжения администрации от 09.09.2015 N 4430-недв о предоставлении в аренду ООО "Центр-Инвест" земельных участков, признании недействительными договора от 08.10.2015 N1558 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:770 площадью 1377 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 35д, участок N 1, для строительства линейного объекта - проезда; договора от 08.10.2015 N1559 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:768 площадью 884 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 35д, участок N 2, для строительства линейного объекта - проезда.
Заявление ООО "Максим" принято к производству арбитражным судом и возбуждено дело N А33-6190/2016.
Определением суда от 26 апреля 2016 года дела N А33-9864/2015 и NА33-6190/2016 объединены в одно производство с присвоением объединенному делу NА33-9864/2015.
Определением суда от 26 апреля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - департамент городского хозяйства).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09 августа 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Максим" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Из апелляционной жалобы следует, что администрацией допущено нарушение статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в части публичного информирования населения о предварительном согласовании земельных участков. Соответствующая публикация была осуществлена в газете "Городские новости" N 140 (3040) 16.09.2014 и не содержала необходимую информацию о размере земельных участков, о возможном обращении заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении этих земельных участков, сроках, в течение которых можно обратиться с таким заявлением, а также сведений о месте обращения с заявлением. Опубликование неполной информации о предстоящем предоставлении земельных участков нарушает право заявителя на получение земельного участка в аренду.
Также заявитель указывает, что на предоставленном ООО "Центр-Инвест" земельном участке расположена автомобильная дорога, которая использовалась ООО "Максим" для проезда к арендованному земельному участку. Данные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении ООО "Центр-Инвест" в аренду земельных участков общего пользования, что противоречит пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктам 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Департамент муниципального имущества в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, полагая, что земельные участки для строительства проезда были предоставлены ООО "Центр-Инвест" в соответствии с требованиями статей 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, заявителем не представлены доказательства перекрытия проезда к принадлежащему ему земельному участку, создания ООО "Центр-Инвест" препятствий заявителю в пользовании земельным участком. В связи с этим департамент муниципального имущества считает, что также отсутствуют основания для признания договоров аренды, заключенных с ООО "Центр-Инвест", недействительными.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Представитель ООО "Центр-Инвест" в судебном заседании с апелляционной жалобой не согласился, просил решение суда оставить без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени извещены надлежащим образом путем направления определения о принятии апелляционной жалобы к производству и размещения информации в Картотеке арбитражных дел (http://kad.arbitr.ru), на судебное заседание своих представителей не направили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей указанных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Агентством в соответствии с распоряжением администрации от 25.07.2013 N 1937-недв с ООО "Максим" 06.11.2011 заключен договор N 05-А3-332-243 аренды земельного участка с кадастровым номером 25:50:030099:498, общей площадью 3211 кв.м, по адресу г. Красноярск, Северное шоссе, 35И, для строительства складского здания и гаража сроком по 30.11.2014. Дополнительным соглашением от 28.11.2014 срок аренды продлен до 30.11.2017.
Заявителю на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:519, площадью 5714 кв.м, по адресу: г.Красноярск, Северное шоссе 37 Г, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:520, площадью 842 кв.м, по адресу: г.Красноярск, Северное шоссе, 37Г.
ООО "Центр-Инвест" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 24:50:030029914, площадью 10190 кв.м, по адресу: г.Красноярск, Северное шоссе, 35Д, по договору купли-продажи от 28.06.2010, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.09.2010.
Распоряжением администрации от 03.10.2014 N 2088-арх предварительно согласовано ООО "Центр-Инвест" место размещения проезда на двух участках по Северному шоссе, 35Д, площадью 1377 кв.м. и 884 кв.м., утверждены акты выбора от 17.09.2014.
Публикация о предоставлении земельных участков для строительства проезда была размещена в газете "Городские новости" N 140 от 16.09.2014 и содержала информацию о предоставлении земельных участков для строительства проезда Красноярск, Северное шоссе, 35 д.
Департаментом имущества с ООО "Центр-Инвест" 27.03.2015 были заключены договоры аренды земельных участков N 442 и 443 со сроком действия до 01.10.2015 для проведения изыскательских работ.
Распоряжением администрации от 09.09.2015 N 4430-недв ООО "Центр-Инвест" предоставлены в аренду на семь лет для строительства проезда по адресу: г.Красноярск, Северное шоссе, 35Д, земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:770, площадью 1377 кв.м., и земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:768 площадью, 884 кв.м.
На основании указанного распоряжения департаментом имущества с ООО "Центр-Инвест" были заключены договор аренды от 08.10.2015 N 1558 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:770, и договор аренды от 08.10.2015 N 1559 земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:768, срок аренды по обоим договорам установлен по 08.09.2022.
Заявитель оспорил в судебном порядке распоряжения администрации о предварительном согласовании места размещения объекта строительства и о предоставлении земельных участков в аренду для строительства, а также договоры аренды от 08.10.2015 N 1558 и N1559, указывая на нарушение администрацией порядка выбора и предоставления земельных участков для строительства, нарушении прав заявителя в связи с возникновением препятствий проезду к земельным участкам, находящимся у него в аренде и в собственности из-за представления земельных участков ООО "Центр-Инвест" для строительства проезда.
Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей заявителя и ООО "Центр-Инвест", оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых распоряжений администрации недействительными необходимо установить несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции установил, что о ссылках на оспариваемое распоряжение от 03.10.2014 N 2088арх заявитель узнал с середины апреля 2015 года, о чем заявил в иске, поданном в арбитражный суд 14.05.2015, с полным текстом распоряжения заявитель ознакомился 23.07.2015, иные доказательства получения заявителем оспариваемого распоряжения от 03.10.2014 N 2088арх другими лицами не представлены.
О распоряжении администрации от 09.09.2015 N 4430-недв. заявитель узнал 24.12.2015, ознакомившись с делом N А33-9864/2015 после представления администрацией указанного распоряжения в указанное дело, в арбитражный суд с заявление о признании данного распоряжения заявитель обратился 23.03.2016 по делу N А33-6190/2016.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о соблюдении заявителем срока обращения в арбитражный суд с заявлениями об оспаривании распоряжений администрации, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правильно указал, что предоставление ООО "Центр-Инвест" земельных участков для строительства производилось в порядке, установленном статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации, до внесения в него изменений Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Так, распоряжение N 2088-арх о предварительном согласовании ООО "Центр-Инвест" места размещения проезда на двух земельных участках по Северному шоссе, 35Д, площадью 1377 кв.м. и 884 кв.м. и утверждении актов выбора от 17.09.2014 принято администрацией 03.10.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов или с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой оформлению акта о выборе земельного участка для строительства и принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта предшествует обязательное информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 14.09.2010 N 4224/10, по смыслу положений пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан (подпункты 4 и 11 пункта 1 статьи 1 Кодекса).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
Суд первой инстанции, признавая соблюденным требование статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации о публичном информировании, исходил из того, что публикация о предоставлении земельных участков для строительства проезда была размещена в газете "Городские новости" N 140 от 16.09.2014 и содержала информацию "для строительства проезда Красноярск Северное шоссе 35 д".
Между тем, исходя из системного толкования предусмотренных статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после публичного информирования, содержащего необходимым сведения о месте нахождения земельного участка, его размере, порядке реализации прав заинтересованными лицами.
Из имеющихся в деле схем размещения земельных участков, находящихся в собственности или аренде у ООО "Максим" и ООО "Центр-Инвест", следует, что принадлежащий ООО "Центр-Инвест" земельный участок с кадастровым номером 24:50:030029914 по адресу: г.Красноярск, Северное шоссе, 35Д, расположен в глубине квартала промышленной застройки, предоставленный ООО "Центр-Инвест" для строительства проезда земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:768 прилегает к данному участку, а также к земельному участку с кадастровым номером 25:50:030099:498, находящимся в аренде у ООО "Максим". Другой земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300299:770, предоставленный в аренду для строительства проезда, к границам земельного участка, принадлежащим ООО "Центр-Инвест", не прилегает, находится между земельным участком с кадастровым номером 25:50:030099:498, находящимся в аренде у ООО "Максим", и автомобильной дорогой общего пользования (Северное шоссе).
Следовательно, указанная в публикации информация о месте нахождения земельных участков (Красноярск Северное шоссе 35Д), отсутствие в публикации сведений о предполагаемых размерах земельных участков не позволяют с необходимой точностью определить местонахождение предоставляемых для строительства проезда земельных участков, в том числе для реализации права заинтересованными лицами для получения данных участков под застройку, в том числе ООО "Максим".
Реализации данного права препятствовало и составление администрацией актов выбора земельных участков 17.09.2015, то есть на следующий день после публикации информации о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства проезда.
Кроме того, информационное сообщение, опубликованные в газете "Городские новости" N 140, не содержало информации о возможном обращении заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, сроках, в течение которых можно обратиться с заявлением, а также сведений о месте обращения с вопросами и заявлениями (отсутствует контактная информация, адрес, номера телефонов).
Судом первой инстанции не учтено, что администрация согласно Уставу города Красноярска, положениям о структурных подразделениях администрации, имеет сложную многоступенчатую структуру, поэтому отсутствие в сообщении сведений об ответственных лицах, адресе, номерах телефонов служб и должностных лиц, в чьи полномочия входит решение вопросов, связанных с возможным (предстоящим) предоставлением земельных участков для строительства, нарушает права претендентов на получение полной и достоверной информации о проводимых публичных процедурах.
Таким образом, указанное информационное сообщение не отвечает принципам ясности, определенности и недвусмысленности, так как в нем отсутствует необходимая информация для определения местонахождения земельных участков и их размерах, отсутствует информация о возможном обращении заинтересованных лиц с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка, сроках, в течение которых можно обратиться с заявлением, а также сведений о месте обращения с вопросами и заявлениями.
Данные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией обязанности, предусмотренной пунктом 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, об информировании населения о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, и соответственно, предусмотренного статьями 31 и 32 названного Кодекса порядка выбора земельного участка и предоставления его для строительства.
В связи с этим подлежат удовлетворению требования заявителя о признании недействительными распоряжений администрации от 03.10.2014 N 2088-арх "О предварительном согласовании ООО "Центр-Инвест" места размещения объекта и передачи в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Красноярск, Северное Шоссе, 35д." и от 09.09.2015 N4430-недв о предоставлении ООО "Центр-Инвест" земельных участков в аренду для строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Поскольку администрацией нарушен установленный статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации публичный порядок выбора и предоставления земельных участков в аренду для строительства, суд апелляционной инстанции считает подлежащими удовлетворению требования заявителя о признании недействительными заключенных между департаментом муниципального имущества и ООО "Центр-Инвест" договоры аренды от 08.10.2015 N 1558 и N 1559 земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0300299:770 и 24:50:0300299:768.
С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с администрации, департамента муниципального имущества и ООО "Центр-Инвест" следует взыскать по 7000 рублей в пользу заявителя в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в первой и апелляционной инстанциях. При этом расходы за рассмотрение дела в первой инстанции относятся на департамент муниципального имущества и ООО "Центр-Инвест" в размере по 6000 рублей за рассмотрение исковых требований о признании двух договоров аренды недействительными, на администрацию в размере 6000 рублей за рассмотрение двух требований о признании распоряжений недействительными. За рассмотрение апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины подлежат возмещению с ответчиков в равной мере по 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "09" августа 2016 года по делу N А33-9864/2015 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Признать недействительными распоряжение Администрации города Красноярска от 03.10.2014 N 2088-арх "О предварительном согласовании ООО "Центр-Инвест" места размещения объекта и передачи в аренду земельных участков, расположенных по адресу: г. Красноярск, Северное Шоссе, 35д", распоряжение Администрации города Красноярска от 09.09.2015 N 4430недв о предоставлении в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест" земельных участков, договор от 08.10.2015 N1558 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:770 площадью 1377 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 35д участок N 1, для строительства линейного объекта - проезда; договор от 08.10.2015 N1559 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:50:0300299:768 площадью 884 кв.м., расположенного по адресу: г. Красноярск, Центральный район, Северное шоссе, 35д участок N 2, для строительства линейного объекта - проезда.
Взыскать с Администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Максим" 7000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Максим" 7000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Максим" 7000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-9864/2015
Истец: Однолько П.Ю., ООО "Максим"
Ответчик: Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации города Красноярска
Третье лицо: Агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Адмминистрация г.Красноярска, Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска, Департамент градостроительства администрации г.Красноярска, ООО "Нефтеком", ООО Центр-Инвест