Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф01-6435/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании частично недействительным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
19 октября 2016 г. |
Дело N А28-1747/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Боковой У.Ю.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Репицына В.В., действующего на основании доверенности от 17.05.2016,
представителя ответчика - Минеевой Т.Ю., действующей на основании доверенности от 01.06.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 01.08.2016 по делу N А28-1747/2016, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по заявлению федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 43 Федеральной службы исполнения наказаний России" (ИНН: 4305001302, ОГРН: 1024300571570)
к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
(ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920)
о признании частично недействительным решения от 24.02.2016 N 131,
установил:
федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 43 Федеральной службы исполнения наказаний России" (далее - ФКУЗ "МСЧ N43 ФСИН России", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) от 24.02.2016 N 131 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в размере 43 888 рублей 04 копеек и об обязании ответчика принять к зачету расходы, произведенные страхователем, в размере 43 888 рублей 04 копеек.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 01.08.2016 заявленные требования ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 43 Федеральной службы исполнения наказаний России" удовлетворены в полном объеме.
Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 01.08.2016 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Ссылаясь на пункты 9, 10 "Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184, Фонд считает, что расходы Учреждения в связи с предоставлением путевки на санаторно-курортное лечение своему сотруднику не подлежат возмещению, поскольку путевка выделена не страховщиком.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу представитель ФКУЗ "МСЧ N 43 ФСИН России" указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 28.01.2016 Учреждение обратилось в Фонд с заявлением о выделении (возмещении) средств на выплату страхового обеспечения в сумме 37 337 рублей 36 копеек, произведенных на оплату отпусков для санаторно-курортного лечения застрахованных лиц (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) т. 1 л.д. 76).
В ходе проведения камеральной проверки правильности и обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Фондом было установлено, что Учреждением в "Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения" (формы 4-ФСС) за 2015 год в строке 15 таблицы 7 раздела II отражены расходы на оплату отпусков для санаторно-курортного лечения застрахованных лиц в сумме 91 379 рублей 75 копеек (т.1 л.д. 79), в том числе на оплату дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения сотрудникам Учреждения в связи с установленными профессиональными заболеваниями, а именно: Обуховой Т.И. в сумме 28 462 рублей 14 копеек, Милеевой Л.М. в сумме 19 029 рублей 57 копеек и Петуховой Н.В. в сумме 43 888 рублей 04 копеек. Дополнительные отпуска Обуховой Т.И. и Милеевой Л.М. были предоставлены на основании приказов Фонда о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение. Расходы по оплате дополнительных отпусков Петуховой Н.В. учреждением заявлены к возмещению с нарушением требований пункта 9 Правил от 02.03.2000 N 184, путевки на санаторно-курортное лечение Фондом социального страхования Российской Федерации Петуховой Н.В. не предоставлялись и, следовательно, в данном случае расходы Учреждения не являются обеспечением по страхованию и не подлежат отражению в расчете (формы 4-ФСС).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте камеральной проверки от 29.01.2016 N 1006/А-НС (т. 1 л.д. 17-19).
24.02.2016 по результатам рассмотрения материалов проверки управляющим Фонда принято решение N 131 "Об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", согласно которому не приняты к зачету расходы на оплату дополнительных отпусков для санаторно-курортного лечения Петуховой Н.В. в сумме 43 888 рублей 04 копеек, Учреждению предложено произвести корректировку указанных расходов путем отражения в бухгалтерском учете и расчете (формы 4-ФСС) т. 1 л.д. 68-69).
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Учреждения, Арбитражный суд Кировской области, руководствовался Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), "Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286, Федеральным законом от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", Приказом Минздравмедпрома РФ от 19.07.1996 N 291 "О совершенствовании санаторно-курортной и реабилитационной помощи больным туберкулезом", Приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 N 138н "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России", и пришел к выводу, что Учреждение (страхователь) имеет право зачесть произведенные выплаты в сумме 43 888 рублей 04 копеек в пользу Петуховой Н.В (застрахованного лица) в счет уплаты страховщику страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Отношения, связанные с начислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в фонд на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Законом N 125-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию осуществляется, в частности, в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на: медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательства Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Оплата дополнительных расходов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 Закона N 125-ФЗ, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Подпунктом "г" пункта 2 Положения об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 N 286 (далее по тексту - Положение N 286) установлено, что дополнительные расходы на медицинскую, социальную реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного лица, а в случае необходимости оплату проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Подпунктом 10 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность страхователя предоставлять застрахованному, нуждающемуся в лечении по причинам, связанным с наступлением страхового случая, оплачиваемый отпуск для санаторно-курортного лечения (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 4 Положение N 286 оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица производится страховщиком за счет средств, предусмотренных на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Оплата отпуска застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) производится страхователем и засчитывается в счет уплаты страховщику страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно пункту 9 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 (далее по тексту - Правила N 184), страхователи выплачивают застрахованным, состоящим с ними в трудовых отношениях, обеспечение по страхованию в том числе оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в связи с предоставлением страховщиком застрахованному путевки на санаторно-курортное лечение вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Выплата застрахованным обеспечения по страхованию производится страхователем в счет начисленных страховых взносов.
Расходы на выплату обеспечения по страхованию, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, не засчитываются страховщиком в счет уплаты страховых взносов (пункт 10 Правил N 184).
Согласно статье 3 Закона N 125-ФЗ для целей настоящего закона используются следующие основные понятия: объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - имущественные интересы физических лиц, связанные с утратой этими физическими лицами здоровья, профессиональной трудоспособности либо их смертью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; субъекты страхования - застрахованный, страхователь, страховщик; застрахованный: физическое лицо, подлежащее обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с положениями пункта 1 статьи 5 Закона N 125-ФЗ.
Статьей 5 Закона N 125-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем.
Как следует из материалов дела, основанием для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных в качестве оплаты предоставленных дополнительных отпусков работнику Петуховой Н.В. в связи с направлением на санаторно-курортное лечение в специализированный санаторий, послужил факт выдачи путевок не страховщиком (Фондом социального страхования Российской Федерации), а Департаментом здравоохранения Кировской области.
В спорный период Петухова Н.В. являлась работником заявителя (медицинская сестра), что подтверждается трудовым договором от 09.01.2014, выпиской из приказа от 09.01.2014 N 26-лс, трудовой книжкой (т. 1 л.д. 119-126).
Материалами дела подтверждается, установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, что в соответствии со справкой МСЭ-2009 N 0073270 и программами реабилитации пострадавшего от 26.08.2013 N 597 и от 01.09.2014 N 623 Петуховой Н.В. предоставлены дополнительные отпуска в 2014 году 25 календарных дней и в 2015 году 19 календарных дней (приказы от 17.04.2014 N 37-к, от 26.06.2015 N 198-к). Учреждение оплатило работнику предоставленные дополнительные отпуска в сумме 43 888 рублей 04 копеек (т.1 л.д. 131-133, т. 2 л.д. 10, 11).
Из программ реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания следует, что Петуховой Н.В. показано 1 раз в год санаторно-курортное лечение в специализированном санатории, исполнителем указан Департамент здравоохранения Кировской области (ДЗКО) т. 1 л.д. 130).
Согласно санаторно-курортных путевок N 00791 серия 221141 ФГБУ туберкулезный санаторий Минздравсоцразвития России (Карачаево-Черкесская Республика, г. Теберда) и N 01685 серия 220151 филиал "Санаторий "Плес" ФГБУ "Спб НИИФ" МЗ России (Ивановская область, Приволжский район, г. Плес), профиль: туберкулёз органов дыхания Петухова Н.В. находилась на лечении с 06.05.2014 по 27.05.2014 и с 30.06.2015 по 30.07.2015. В данных путевках организацией, выдавшей путевку указан Кировский областной противотуберкулезный диспансер (Кировская область) т. 1 л.д. 127).
Факт нахождения Петуховой Н.В. на лечении и оплату ей учреждением дополнительных отпусков в 2014 и в 2015 годах в сумме 43 888 рублей 04 копеек ответчиком не оспаривается.
Согласно статье 12 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, при оказании им противотуберкулезной помощи имеют, наряду с иными, право на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями.
Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 19.07.1996 N 291 "О совершенствовании санаторно-курортной и реабилитационной помощи больным туберкулезом" (раздел 5) необходимость санаторного лечения контингентов противотуберкулезных диспансерных учреждений определяет лечащий врач совместно с заведующим отделением на основании данных обследования и действующих показаний для направления больных в санаторий.
Окончательное решение показанности больному санаторного лечения и оформления путевки в санаторий осуществляет санаторно-курортная отборочная комиссия (СКОК), которая создается в противотуберкулезных учреждениях, осуществляющих отбор больных в санаторий. Вся работа СКОК, принятые решения оформляются в виде протоколов, которые подписываются членами комиссии, а выданные путевки в санаторий регистрируются в журнале.
В приказе Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 N 138н "О порядке организации работы по распределению путевок и направлению больных из учреждений, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России" определены правила распределения путевок и направления больных на лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Российской академии медицинских наук.
Указанным приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 N 138н предусмотрено направление пациентов на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России из противотуберкулезных диспансеров и стационаров (республиканских, областных, краевых), находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Обеспечение санаторно-курортным лечением в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - СКУ), осуществляется путем предоставления санаторно-курортных путевок больным при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний (пункт 2).
При направлении больных на санаторно-курортное лечение в СКУ из учреждений здравоохранения, находящимися в ведении СКУ (далее - УЗ) медицинский отбор больных, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, осуществляют лечащий врач и заведующий отделением, а при отсутствии заведующего отделением - главный врач (заместитель главного врача) УЗ.
Лечащий врач определяет медицинские показания для санаторно-курортного лечения и отсутствие противопоказаний для его осуществления, в первую очередь для применения природных климатических факторов, на основании анализа объективного состояния больного, результатов предшествующего амбулаторного или стационарного лечения, данных лабораторных, функциональных, рентгенологических и других исследований (пункт 3).
При наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения лечащий врач УЗ представляет медицинские документы больного для рассмотрения и принятия решения врачебной комиссией (далее - ВК) УЗ.
При решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания, в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов на рекомендуемых курортах.
Решение ВК УЗ о направлении больного на санаторно-курортное лечение оформляется соответствующим заключением, которое подписывают все члены ВК УЗ.
При положительном решении ВК УЗ о необходимости направления больного на санаторно-курортное лечение ответственное лицо УЗ направляет сведения о больном, нуждающемся в санаторно-курортном лечении, в СКУ на согласование.
В случае положительного решения СКУ о принятии больного на санаторно-курортное лечение лечащий врач УЗ оформляет и выдает больному: санаторно-курортную путевку (пункты 3.1-3.7).
Принимая во внимание изложенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что в силу законодательно установленного порядка выдачи путевок в специализированные санатории лицам, имеющим профессиональное заболевание "туберкулез", Фонд не мог обеспечить Петухову Н.В. (работник учреждения) необходимыми путевками.
Путевки на санаторно-курортное лечение Петуховой Н.В. были предоставлены на законных основаниях уполномоченным органом (Кировским областным противотуберкулезным диспансером Кировской области) на выдачу данных путевок.
Кроме того, Петухова Н.В. является застрахованным лицом, подлежит обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке статьи 5 Закона N 125-ФЗ.
Таким образом, страхователь должен произвести оплату отпуска застрахованного лица на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Следовательно, оплата отпуска за весь период лечения относится к дополнительным расходам страхователей, производимым за счет уплаты страховых взносов.
При указанных обстоятельствах, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Учреждением обоснованно произведена оплата застрахованному лицу Петуховой Н.В. дополнительных дней отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством Российской Федерации) при направлении на санаторно-курортное лечение.
Ссылка Фонда на письмо Фонда социального страхования РФ от 27.12.2013 N 15-03-11/07-17280 (т.2 л.д. 36-37) в котором указано, что расходы, сопровождающие путевку, которая не была предоставлена страховщиком, не являются целевыми и не могут быть возмещены страховщиком, отклоняется апелляционным судом поскольку пунктом 3.3 Порядка предоставления социальных услуг, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 27.03.2009 N 138н предусмотрено право по организации приобретения путевок на санаторно-курортное лечение в том числе органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Арбитражный суд Кировской области правомерно признал недействительным решение Фонда социального страхования налогового органа от 24.02.2016 N 131 в оспариваемой части.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Фонда не имеется.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции от 01.08.2016 принято на основании всестороннего, объективного и полного исследования обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела документов, с соблюдением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 01.08.2016 по делу N А28-1747/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-1747/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 февраля 2017 г. N Ф01-6435/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФКУЗ МСЧ-43 ФСИН России
Ответчик: ГУ-Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ