Требование: о взыскании убытков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Киров |
|
15 сентября 2016 г. |
Дело N А17-1944/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барьяхтар И.Ю.,
судей Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вяткиной А.А.
без участия представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2016 по делу N А17-1944/2016, принятое судом в составе судьи Романовой Т.В.,
по иску открытого акционерного общества "Наволокское коммунальное хозяйство" (ОГРН 1063703005992, ИНН 3713007692)
к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (ОГРН 1033700074671, ИНН: 3729007176)
с участием в деле третьего лица: Департамента финансов Ивановской области (ОГРН 1023700556736, ИНН 3731021516),
о взыскании 2 043 979 рублей,
установил:
открытое акционерное общество "Наволокское коммунальное хозяйство" (далее - общество, ОАО "НКХ", истец) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Ивановской области в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области (далее - Департамент, ответчик, заявитель) о взыскании 2 043 979 рублей убытков, вызванных межтарифной разницей на тепловую энергию.
Определением Арбитражного суда Ивановской области от 28.03.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Ивановской области.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2016 исковые требования удовлетворены: с Департамента за счет казны Ивановской области в пользу ОАО "НКХ" взыскано 2 043 979 рублей субсидии на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами.
Не согласившись с принятым решением, Департамент обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и прекратить производство по делу.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, суд не учел доводы ответчика о том, что публично-правовое образование "Ивановская область" в данном случае должен представлять соответствующий финансовый орган, которым в Ивановской области является Департамент финансов Ивановской области.
Департамент финансов Ивановской области отзыв на апелляционную жалобу не представил.
ОАО "НКХ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения, указывает, что пунктом 2 Порядка расходования и учета субсидий из областного бюджета теплоснабжающим организациям, утвержденного приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 26.05.2015 N 59 Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области определен как исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляющий в части предоставления субсидий функции главного распорядителя бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, от истца поступило ходатайство о рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие представителя истца.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения в рамках заявленных доводов.
Как следует из материалов дела, между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ОАО "НКХ" (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии от 27.05.2015 N 46/211-п (далее - Соглашение), предметом которого согласно пункту 1.1 является предоставление Департаментом в 2015 году получателю субсидии из областного бюджета на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, в размере 4 516 554 рублей.
Выплата субсидии получателю осуществляется Департаментом в пределах выделенных бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетной росписью областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств (пункт 2.4 соглашения).
Согласно пункту 6.1 соглашения приостановление перечисления субсидии (остатка субсидии) осуществляются в случаях: нецелевого использования субсидии; нарушения получателем условий и установленного порядка предоставления субсидии; нарушения получателем иных условий соглашения.
Размер субсидии, установленный настоящим соглашением, может быть уменьшен в случае изменения размера субсидии, определяемого Региональной службой по тарифам Ивановской области (пункт 6.2 соглашения).
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.01.2015, и действует до полного исполнения сторонами принятых на себя обязательств (пункт 9.1 соглашения).
23.07.2015 сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 (л.д. 38), которым в связи с уменьшением отапливаемых площадей в 2014 году согласован размер субсидии в размере 4 506 754 рубля.
Платежным поручением N 192 от 06.04.2015 (л.д. 46) Департамент перечислил истцу в размере 2 427 839 рублей.
Сторонами подписан акт сверки взаимных расчетов за 2015 год (л.д. 41), согласно которому задолженность Департамента перед обществом составляет 2 078 915 рублей.
20.01.2016 истец направил ответчику претензию N 4/10 с требованием перечислить оставшуюся сумму субсидии в размере 2 078 915 рублей (л.д. 40).
В ответе на претензию N 02-37/40-2 от 02.02.2016 ответчик сообщил, что субсидия в рамках заключенного сторонами соглашения не предоставлена истцу в полном объеме в силу кассового неисполнения Департаментом финансов Ивановской области областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2015 год, также указал, что в соответствии с пунктом 8.2 соглашения ОАО "НКХ" вправе обратиться в Арбитражный суд Ивановской области с целью возмещения суммы неисполненного обязательства областного бюджета.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что, рассматривая иски, предъявленные согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
В пункте 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон; в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (статьи 5, 7) к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) отнесено осуществление полномочий по установлению тарифов, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона (в частности, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям), за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (статья 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении").
Как следует из положений статей 6, 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением на публично-правовые образования, к коим относится и Ивановская область, могут быть возложены обязательства в соответствующем финансовом году предоставить участнику хозяйственного оборота средства из бюджета, именуемые в связи с этим расходными или бюджетными.
В статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что для исполнения бюджетных обязательств применяются, в том числе, бюджетные ассигнования, то есть предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году, направляемые также на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации представляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Ивановской области N 103-ОЗ от 09.12.2014 "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области" (в редакции от 03.07.2015) установлено, что компенсация выпадающих доходов теплоснабжающих организаций осуществляется путем предоставления субсидий теплоснабжающим организациям за счет средств областного бюджета (далее - субсидии).
Бюджетному возмещению подлежат выпадающие доходы теплоснабжающих организаций, возникающие в результате превышения размера расходов, связанных с обеспечением теплоснабжения (производства, транспортировки, сбыта тепловой энергии для отопления жилищного фонда на нужды населения и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома на нужды населения), учтенных в составе тарифов на тепловую энергию (мощность) на соответствующий регулируемому год, над расходами, приходящимися на эти цели, в установленных на основании части 1 статьи 5 Закона N 103-ОЗ льготных тарифах на тепловую энергию (мощность).
Субсидии предоставляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с соглашениями на компенсацию выпадающих доходов теплоснабжающих организаций, заключенными между уполномоченным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, осуществляющим функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и теплоснабжающими организациями (часть 3 статьи 6 Закона Ивановской области N 103-ОЗ от 09.12.2014 "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области")
Во исполнение Закона Ивановской области N 103-ОЗ от 09.12.2014 "О льготных тарифах на тепловую энергию на территории Ивановской области" принято постановление Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п "О предоставлении субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома" (далее - Постановление N 211-п), которым утвержден Порядок предоставления субсидий теплоснабжающим организациям.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 211-п финансовое обеспечение предоставления субсидий теплоснабжающим организациям на возмещение недополученных доходов от разницы между утвержденными тарифами на тепловую энергию, поставляемую потребителям, и утвержденными льготными тарифами на тепловую энергию, поставляемую населению на нужды отопления жилищного фонда и приготовления горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, является расходным обязательством Ивановской области.
Размер недополученной ОАО "НКХ" субсидии подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается, что следует из представленных истцом акта сверки взаимных расчетов за 2015 год (л.д. 41), отзыва ответчика на исковое заявление (л.д. 55).
В силу разъяснений, данных в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 87 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей", согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положений пункта 1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 22.05.2015 N 211-п, Департамент определен как исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляющий в части предоставления субсидий функции главного распорядителя бюджетных средств.
Учитывая, что должником в обязательстве по возмещению убытков выступает Ивановская область, а главным распорядителем средств бюджета в части предоставления субсидий теплоснабжающим организациям является Департамент жилищно-коммунального хозяйства Кировской области, сумма невыплаченной субсидии обоснованно взыскана судом первой инстанции с Департамента за счет казны Ивановской области.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы заявителя по доводам, изложенным в ней, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 16.06.2016 по делу N А17-1944/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
И.Ю. Барьяхтар |
Судьи |
Т.М. Поляшова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-1944/2016
Истец: ОАО "Наволокское коммунальное хозяйство
Ответчик: Департамент ЖКХ Ивановской области
Третье лицо: Департамент финансов Ивановской области