г. Красноярск |
|
14 сентября 2016 г. |
Дело N А74-5529/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "09" сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" сентября 2016 года.
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Морозова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Лизан Т.Е.,
без вызова сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Черногорска
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "13" июля 2016 года по делу N А74-5529/2016, рассмотренному в порядке упрощённого производства судьёй Гигель Н.В.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Черногорске Республики Хакасия (ИНН 1903012778, ОГРН 1021900697752) (далее - заявитель, Управление, Пенсионный фонд) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению имуществом г. Черногорска (ИНН 1903007087, ОГРН 1021900701624) (далее - ответчик, Комитет) о взыскании 490 529 рублей 82 копеек недоимки по страховым взносам и пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "13" июля 2016 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, Комитет обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы Комитет ссылается на то, что взыскание надлежит производить с Финансового управления администрации г. Черногорска как с муниципального органа, уполномоченного в силу Положения о Финансовом управлении администрации г. Черногорска, утвержденного Решением Совета депутатов г. Черногорска от 08.05.2008 N 24, на перечисление денежных средств на соответствующие нужды, в числе которых и финансирование деятельности Комитета и погашения имеющейся у него кредиторской задолженности по обязательствам.
Кроме этого, Комитет обращает внимание на то, что 25.07.2016 в Пенсионный фонд Комитетом была перечислена сумма в размере 200 000 рублей, что подтверждается платежными поручениями и выпиской из лицевого счета получателя бюджетных средств, в том числе: 170 000 рублей - в качестве недоимки по страховым взносам на страховую часть пенсии; 30 000 рублей - в качестве недоимки в ФФОМС, что свидетельствует о добросовестном поведении Комитета как должника, которому известно об имеющемся долге и предпринимающего попытки донести до уполномоченного органа (Финансовое управление) необходимость перечисления денежных средств для уплаты установленных законом платежей.
Также в апелляционной жалобе Комитет указывает, что принудительное взыскание заявленных сумм приведет к аресту счетов Комитета, что повлечет невозможность осуществления возложенных на него прямых функций по пополнению бюджета города, а следом, и выполнение муниципальным образованием посредством своих органов полномочий, возложенных на них статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласился с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционным судом установлено, что к апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства, а именно: копии платежных поручений от 25.07.2016 N 621308 и от 25.07.2016 N 621304, копия выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств N 03803004470 за 25.07.2016.
Апелляционный суд определил отказать в приобщении данного документа, поскольку согласно части 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции. В настоящем случае причин для перехода к рассмотрению дела по правилам первой инстанции нет.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
Комитет по управлению имуществом г. Черногорска представил расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год.
Уплата начисленных страховых взносов комитетом за указанный период в полном объёме не произведена. В этой связи управлением произведено начисление пеней за 4 квартал 2015 года с 17.11.2015 по 24.02.2016.
Кроме того управлением начислены пени за предыдущие периоды, а именно за 1, 2 кварталы 2015 года с 11.08.2015 по 15.12.2015.
В адрес комитета направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней от 24.02.2016 N 014S01160008051, от 15.12.2015 N 014S01150022085.
Поскольку в установленный в требовании срок уплата задолженности не произведена, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании спорной суммы.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Комитет по управлению имуществом г. Черногорска зарегистрирован в качестве юридического лица в ГУ УПФР в г. Черногорске Республики Хакасия с 01.01.1992 под регистрационным номером 014-003-000032 на основании выписки из ЕГРЮЛ.
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу статьи 1 указанного Федерального закона обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно статье 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Из системного анализа вышеизложенных правовых норм следует, что именно Комитет, являясь страхователем в соответствии с требованиями действующего законодательства, является должником в случае наличия у него задолженности по уплате страховых взносов.
На основании изложенного довод апелляционной жалобы о том, что поскольку финансирование Комитета осуществляется Финансовым управлением администрации г. Черногорска, то и взыскание спорной недоимки и пеней должно быть произведено именно с Финансового управления администрации г. Черногорска отклоняется апелляционным судом.
Кроме того, апелляционный суд указывает, что специфика финансирования органов местного самоуправления не может являться основанием для взыскания недоимки с лица, не являющегося страхователем.
Правоотношения, связанные с уплатой платежей на обязательное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N212-ФЗ).
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ, Закон N212-ФЗ) установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что взыскание недоимки по страховым взносам в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении пеней и штрафов (часть 12 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона N 212-ФЗ лицевые счета это счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Комитету по управлению имуществом г. Черногорска открыт лицевой счет N 03803004470 в Управлении федерального казначейства по Республике Хакасия.
Учитывая положения названных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обращение Управления в арбитражный суд за взысканием с настоящим заявлением является правомерным.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (части 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам. В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (части 4, 5 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которую страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Согласно представленному в материалы дела расчёту по начисленным и уплаченным страховым взносам за 2015 год, Управлением Комитету начислено:
- 401 155 рублей 22 копейки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии;
- 102 943 рубля 25 копеек страховых взносов па обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
До выставления требования страхователем была произведена частично оплата задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2015 год, что подтверждается реестром поступления платежей.
Согласно расчету к уплате в бюджет исчислены страховые взносы в размере
- 368 878 рублей 22 копеек - недоимка по страховым взносам на страховую часть пенсии,
- 82 605 рублей 28 копеек - недоимка по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Страховые взносы уплачены с нарушением установленных сроков.
Согласно представленному в материалы дела расчету пеней, Управлением на основании статьи 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ за нарушение сроков уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за 2015 год, ответчику начислены пени в следующем размере:
- 31 096 рублей 56 копеек - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть пенсии,
- 7949 рублей 76 копеек - пени, начисленные на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Нарушение сроков уплаты страховых взносов подтверждено реестрами поступления платежей от страхователей и не опровергнуто доказательствами ответчика.
Поскольку комитетом нарушен срок уплаты страховых взносов, арбитражный суд пришёл к выводу, что Управлением обоснованно начислены пени на недоимку по страховым взносам за 4 квартал 2015 года, а также правомерно произведено продолжение начисления пеней за 1, 2 квартал 2015 года.
Расчёт пени повторно проверен арбитражным судом и признан арифметически верным. Учитывая изложенное, требование Управления о взыскании пеней является обоснованным.
Отсутствие финансирования, на которое ссылается ответчик, ввиду чего ответчик не располагает в достаточной мере денежными средствами, необходимыми для покрытия заявленных требований в добровольном порядке не может само по себе прекратить обязательство должника и явится основанием отказа о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням.
На основании изложенного, недоимка по страховым взносам и пени в спорной сумме подлежат взысканию с комитета в доход соответствующего бюджета.
Ссылки заявителя жалобы на частичную оплату, произведенную 25.07.2016 не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку платежи произведены после вынесения решения судом первой инстанции и не опровергают соответствие выводов суда материалам дела на момент принятия решения.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "13" июля 2016 года по делу N А74-5529/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5529/2016
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОРОДЕ ЧЕРНОГОРСКЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Ответчик: Комитет по управлению имуществом г. Черногорска