Требование: о понуждении заключить договор, об обязании заключить договор купли-продажи в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Красноярск |
|
10 ноября 2016 г. |
Дело N А33-6807/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 ноября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Егоровой Е.В.,
при участии:
от ответчика - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае- Петрушиной Т.Г., представителя по доверенности от 02.12.2015 N 03-52/04/13275, служебное удостоверение N 0249 от 03.03.2016;
от истца - индивидуального предпринимателя Крухмалевой Татьяны Викторовны - Артамоновой А.С., представителя по доверенности от 22.09.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 10 августа 2016 года по делу N А33-6807/2016, принятое судьёй Петроченко Г.Г.,
установил:
индивидуальный предприниматель Крухмалева Татьяна Викторовна (ИНН 246312067330, ОГРН 305246304000106, далее - ИП Крухмалева Т.В., истец) обратился в Арбитражный суд Красноярского края к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (ИНН 2466222186, ОГРН 1092468031479, далее -, ТУ Росимущества в Красноярском крае, ответчик) с требованием обязать заключить договор купли-продажи от 29.12.2015 находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:510, местоположение: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, общей площадью 826, 00 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов, в редакции протокола разногласий от 23.01.2016, предложенной покупателем, а именно:
"Договор купли-продажи находящегося федеральной собственности
земельного участка"
г. Красноярск.
В соответствии со статьями 9, 17, 39.1, 39.2, 39.3, 39.4, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, в рамках исполнения решения Арбитражного суда Красноярского края от 10.11.2015 N АЗЗ-1271/2015, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, действующее от имени Российской Федерации - собственника федерального имущества, именуемое в дальнейшем "Продавец", в лице руководителя Абрамова Владимира Владимировича, действующего на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, Приказа Минэкономразвития России от 16.10.2009 N 1660-л, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 21.10.2009 N 1014л, и индивидуальный предприниматель Крухмалева Татьяна Викторовна (ИНН 246312067330, паспорт серии 04 08 N 682433, выдан 11.11.2008 Отделением УФМС России по Красноярскому краю в Октябрьском районе г. Красноярска) (далее - ИП Крухмалева Т.В.), именуемая в дальнейшем "Покупатель", именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора
1.1. Продавец обязуется передать на праве собственности, а Покупатель принять и оплатить по цене и на условиях настоящего Договора земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100234:510, местоположение: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, общей площадью 826, 00 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов в границах, установленных в кадастровом паспорте земельного участка (далее по тексту Участок).
1.2. На Участке расположено сооружение - автодорога, протяженностью 59 м. Адрес объекта: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, от соор.65 по ул. Телевизорная, 1 до т.2 в районе нежилого здания по ул. Телевизорная, 1 "г", кадастровый номер объекта 24:50:0100234:403.
2.Передача участка
Учитывая, что Участок фактически находится в пользовании Покупателя, Договор имеет силу акта приема-передачи земельного участка, являющегося предметом Договора.
3.Плата по Договору
3.1.Цена выкупа Участка составляет 13 272 руб. 99 коп. (тринадцать тысяч двести семьдесят два рубля девяносто девять копеек). Цена выкупа определена в размере 2, 5 % кадастровой стоимости Участка в соответствии с п.1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
3.2. Сумма платежа перечисляется в ГРКЦ ГУ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярск, БИК 040407001 на р/сч 40101810600000010001, получатель - УФК по Красноярскому краю (ТУ Росимущества в Красноярском крае), ИНН 2466222186, КПП 246601001, в течение 30 рабочих дней с момента подписания настоящего Договора.
В платежном документе указывается идентификационный номер налогоплательщика, код ОКТМО-04071000.
В поле 104 платежного документа в обязательном порядке указывается код бюджетной классификации 16711406021016000430.
3.3 Полная оплата цены выкупа Участка должна быть произведена до регистрации права собственности на Участок.
4. Ограничения использования и обременения Участка 4.1. Ограничения использования Участка, установленные до заключения настоящего Договора, сохраняются до их прекращения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Права и обязанности Сторон
5.1.Продавец обязуется:
5.1.1:.Предоставить Покупателю сведения, необходимые для исполнения условий, установленных Договором. :
5.2.Покупатель обязуется:
5.2.1.Оплатить цену выкупа Участка в сроки ив порядке, установленные разделом 3 настоящего Договора.
5.2.2.Выполнять требования, вытекающие из установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничений прав на Участок.
5.2.3.Предоставлять информацию о состоянии Участка по запросам соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления, создавать необходимые условия для контроля за надлежащим выполнением условий настоящего Договора и установленного порядка использования Участка.
5.2.4.За свой счет в течение 30 (тридцати) рабочих дней обеспечить государственную регистрацию права собственности на Участок, после чего в течение 5 (пяти) рабочих дней предоставить выписку из единого государственного реестра зарегистрированных прав о государственной регистрации права и экземпляр Договора с отметкой о регистрации Продавцу.
6. Ответственность сторон
6.1.Покупатель несет ответственность перед третьими лицами за последствия отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности и находящегося на Участке, с момента подачи заявки на приватизацию Участка до государственной регистрации права собственности на Участок.
6.2.Стороны несут ответственность за невыполнение либо ненадлежащее выполнение условий Договора в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6.3.За нарушение сроков внесения платежей, указанных в разделе 3 настоящего Договора, Покупатель выплачивает пени из расчета 0,1% от цены выкупа Участка за каждый календарный день просрочки. Пени перечисляются в порядке, предусмотренном в п. 3.2 Договора.
7. Особые условия
7.1.Изменение указанного в пункте 1.1 настоящего Договора целевого назначения земель допускается в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
7.2.Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными лицами.
7.3.Настоящий Договор составлен в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. Первый экземпляр находится у Продавца. Второй у Покупателя. Третий экземпляр передается в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
8.Реквизиты сторон:
Продавец:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Юридический адрес: 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 63
Почтовый адрес: 660049, г. Красноярск, пр. Мира, 63
ИНН 2466222186, КПП 246601001
Телефон: (391) 221-52-27, факс: (391) 223-27-90
Электронная почта:е-шаИ: tu24@rosim.ru
Покупатель: Крухмалева Татьяна Викторовна (ИНН 246312067330)
Почтовый адрес: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Бабушкина, 41-53
9.Подписи Сторон:
Продавец:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае в лице руководителя В.В. Абрамова
Покупатель:
ИП Крухмалева Т.В."
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 августа 2016 года иск удовлетворен.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-в момент обращения с иском о признании недействительным ненормативного акта (Распоряжения), договор с истцом был заключен, т.к. подготовка и подписание договора без Распоряжения невозможно, оспаривая Распоряжение (в части), истец фактически оспорил и договор (в части цены выкупа земельного участка);
-после вступления в силу решения суда по делу N А33-2267/2016 от 11 апреля 2016 года и направления ответчиком дополнительных документов в адрес истца, во исполнение данного решения, нарушенные права и законные интересы истца были восстановлены;
-истец дважды обратился в суд с тождественными исками (когда признавал недействительным ненормативный акт (Распоряжение) в рамках дела N А33-2267/2016 и повторно о понуждении заключить Договор купли - продажи от 29.12,2015 в редакции предложенной истцом (NА33-6807/2016).
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2016 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 02.11.2016.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца пояснил, что признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и иски об урегулировании разногласий при заключении гражданско-правовых договоров являются разными способами защиты нарушенных прав; вытекают из различных по своей природе правоотношений (из публичных правоотношений - в случае оспаривания актов государственных органов, из гражданских правоотношений - при урегулировании разногласий при заключении договоров); рассматриваются арбитражным судом в различном порядке - в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации- для оспаривания актов государственных органов, в порядке искового производства - для споров об урегулировании разногласий при заключении договоров. Специфика земельных правоотношений состоит в том, что при приватизации земельных участков, являющихся государственной собственностью, для возникновения права частной собственности необходимо осуществление двух взаимосвязанных, но самостоятельных действий (этапов): 1) издание распорядительного акта, выражающего волю уполномоченного государственного органа на отчуждение земельного участка в частную собственность на соответствующих условиях;
2)заключение договора купли-продажи, являющегося правоустанавливающим основанием для возникновения частной собственности на земельный участок. В случае нарушения прав лица, заинтересованного на приобретение земельного участка в собственность, защита и восстановление нарушенных прав осуществляется с учетом специфики правоотношений, возникающих на каждом из указанных этапов. Требования, заявленные покупателем спорного земельного участка и рассмотренные в рамках арбитражных дел - N А33-2267/2016 и N А33-6807/2016, являются различными по правовой природе, а также порядку их рассмотрения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 10 ноября 2015 года по делу N А33-1271/2015 заявление ИП Крухмалевой Т.В. удовлетворено, признано незаконным бездействие ТУ Росимущества в Красноярском крае, выразившееся в непринятии решения о передаче в собственность за плату и не направлении проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:510 площадью 826 кв. м, местоположение участка: г. Красноярск, ул.Телевизорная, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование -размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов, как противоречащее положениям Конституции Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации. Устранить последствия незаконного бездействия в виде возложения на ТУ Росимущества в Красноярском крае следующих обязанностей: в двух недельный срок со дня принятия настоящего решения принять ненормативный акт о предоставлении индивидуальному предпринимателю Крухмалевой Татьяне Викторовне в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером: 24:50:0100234:510 площадью 826 кв.м, местоположение участка: г. Красноярск, ул.Телевизорная, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов; направить ненормативный акт в адрес ИП Крухмалевой Т.В.; в семидневный срок со дня принятия решения о предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность, подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, подписать его со стороны продавца и направить в адрес ИП Крухмалевой Т.В. (л.д.16-27).
Во исполнение указанного решения суда ТУ Росимущества в Красноярском крае письмом исх. N 03-56/08-14505 от 30.12.2015 (л.д.31), отправленным почтой 14.01.2016 и полученным заявителем 16.01.2016 (согласно штампам на почтовом конверте), направило Крухмалевой Т.В. договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2015 (л.д.32-34) и копию распоряжения от 28.12.2015 N 08-870р (л.д.37-38).
В соответствии с пунктом 1 Распоряжения ТУ Росимущества в Красноярском крае от 28.12.2015 N 08-870 р (далее - Распоряжение) ИП Крухмалевой Т.В. предоставить в собственность за плату земельный участок федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100234:510, местоположение: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, общей площадью 826, 00 кв. м, из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов.
Согласно пункту 2 Распоряжения определено: установить цену выкупа земельного участка, указанного пунктом 1 настоящего распоряжения, в размере 530 919 рублей 76 копеек (пятьсот тридцать тысяч девятьсот девятнадцать рублей семьдесят шесть копеек) в соответствии с Актом расчета цены выкупа земельного участка.
Цена выкупа земельного участка определена ответчиком в размере 100 процентов кадастровой стоимости указанного участка со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 26.03.2015 N 279 "Об утверждении Правил определения цены земельного участка, находящегося в федеральной собственности, при заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов", статью 39. 4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1271/2015 установлено, что ИП Крухмалева Т.В. обратилась 28.06.2012 к собственнику земельного участка - Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Красноярском крае с заявлением N 1 -ОГ о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:510 на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2015, подписанный от имени продавца руководителем - Абрамовым В.В., направлен покупателю письмом от 30.12.2015 N 03-56/08-14505.
Пункт 3.1 указанного договора изложен в следующей редакции: "Цена договора Участка составляет 530 919 рублей 76 копеек (пятьсот тридцать тысяч девятьсот девятнадцать рублей семьдесят шесть копеек). Цена выкупа определена в размере 100 % кадастровой стоимости Участка в соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением".
Письмом от 25.01.2016 ИП Крухмалева Т.В. сообщила продавцу- ТУ Росимущества в Красноярском крае о подписании договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2015, с протоколом разногласий, и предложением подписать указанный договор в редакции, предложенной покупателем (л.д.41-42).
Согласно протоколу разногласий покупателем предложена следующая редакция пункта 3.1 договора: "Цена выкупа Участка составляет 13 272 рубля 99 копеек (тринадцать тысяч двести семьдесят два рубля девяносто девять копеек). Цена выкупа определена в размере 2, 5 % кадастровой стоимости Участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.".
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2267/2016 от 11 апреля 2016 года заявление ИП Крухмалевой Т.В. удовлетворено; признаны незаконными пункты 2 и 4 Распоряжения ТУ Росимущества в Красноярском крае N 08-870 р от 28.12.2015, как противоречащие положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В качестве устранения последствия принятия незаконного (в части п. 2 и п. 4) Распоряжения N 08-870 р от 28.12.2015 обязать ТУ Росимущества в Красноярском крае установить цену выкупа земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100234:510, местоположение участка: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, площадью 826, 00 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов, в размере 2, 5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Из пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.05 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" следует, что при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, суды должны учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 445 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-1271/2015 установлено, что ИП Крухмалева Т.В. обратилась 28.06.2012 к собственнику земельного участка - Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Красноярском крае с заявлением N 1 -ОГ о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100234:510 на основании ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Договор купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2015, подписанный от имени продавца руководителем - Абрамовым В.В., направлен покупателю письмом от 30.12.2015 N 03-56/08-14505.
Пункт 3.1 указанного договора изложен в следующей редакции: "Цена договора Участка составляет 530 919 рублей 76 копеек (пятьсот тридцать тысяч девятьсот девятнадцать рублей семьдесят шесть копеек). Цена выкупа определена в размере 100 % кадастровой стоимости Участка в соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных Постановлением".
Письмом от 25.01.2016 ИП Крухмалева Татьяна Викторовна сообщила продавцу- ТУ Росимущества в Красноярском крае о подписании договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2015, с протоколом разногласий, и предложением подписать указанный договор в редакции, предложенной покупателем.
Согласно протоколу разногласий покупателем предложена следующая редакция пункта 3.1 договора: "Цена выкупа Участка составляет 13 272 рубля 99 копеек (тринадцать тысяч двести семьдесят два рубля девяносто девять копеек). Цена выкупа определена в размере 2, 5 % кадастровой стоимости Участка в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации.".
В данном случае у сторон при заключении договора купли-продажи земельного участка возникли разногласия по стоимости земельного участка, которые переданы на рассмотрение суда.
В силу части 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" обязывает собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, взять в аренду либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей в спорный период, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в спорный период, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в спорный период, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из содержания пунктом 5, 6, 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей в спорный период, следует, что правоотношения по предоставлению земельного участка в собственность собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникает в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления.
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что цена земли устанавливается субъектом Российской Федерации.
Порядок, условия и основания приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентированы статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015).
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до 01.03.2015 (на момент спорных правоотношений) исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду, в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Реализация прав лиц на выкуп земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены принадлежащие лицу объекты недвижимого имущества, порождает обязанность исполнительного органа государственной власти по совершению действий, направленных на выполнение законных требований заявителя. Право лица на приобретение земельного участка в собственность является безусловным.
Исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, названные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, обязаны с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения в установленный законом срок.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 11 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", разъяснено, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивные нормы о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до 01.07.2012 в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений.
При приобретении указанными лицами земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
В силу пунктов 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации правоотношения по предоставлению в собственность земельного участка собственнику расположенного на нем объекта недвижимости возникают в связи с подачей этим лицом соответствующего заявления, а по смыслу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" определяющим критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт обращения собственника недвижимого имущества с надлежащим заявлением о выкупе земельного участка до 01.07.2012.
Согласно решению по делу N А33-1271/2015, заявитель обратился с заявлением о приобретении земельного участка до 01.07.2012, необходимые для приватизации земельного участка документы заявителем представлены, право на приватизацию земельного участка заявителем подтверждено решением суда по указанному делу. Спорный участок находится в городе Красноярске Красноярского края, с населением менее трех миллионов человек. При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", выкупная цена спорного земельного участка подлежит определению в льготном размере 2, 5 % кадастровой стоимости участка.
Решением Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-2267/2016 от 11.04.2016 заявление ИП Крухмалевой Т.В. удовлетворено, признаны незаконными пункты 2 и 4 Распоряжения ТУ Росимущества в Красноярском крае N 08-870 р от 28 декабря 2015 года, как противоречащие положениям Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В качестве устранения последствия принятия незаконного (в части п. 2 и п. 4) Распоряжения N 08-870 р от 28.12.2015 обязать ТУ Росимущества в Красноярском крае установить цену выкупа земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100234:510, местоположение участка: Красноярский край, г. Красноярск, ул. Телевизорная, площадью 826, 00 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - размещение объектов инженерной инфраструктуры и линейных объектов, связанных с объектами, расположенными в зоне делового, общественного и коммерческого назначения, а также в смежных территориальных зонах, либо с обслуживанием таких объектов, в размере 2, 5 % кадастровой стоимости земельного участка.
Судом обоснованно указано на то, что к правоотношениям, возникающим в связи с подачей заявления, применяются нормы регулирования, действующие в данный период (период подачи заявления), в связи с чем подлежит установлению цена, определяемая на момент подачи заявления.
30.12.2015 ответчик направил истцу подписанный ответчиком договор с ценой выкупа 530 919 рублей 76 копеек.
Истец подписал договор от 30.12.2015 с протоколом разногласий от 23.01.2016 указав цену выкупа участка 13 272 рубля 99 копеек направив ответчику письмо от 25.01.2016.
25.05.2016 ответчик направляет истцу дополнительное соглашение подписанное истцом с ценой выкупа 13 272 рубля 99 копеек на основании распоряжения от 19.05.2016 о внесении изменений по цене выкупа земельного участка, при этом ответчик не подписал протокол разногласий предложенный и подписанный истцом, в котором цена выкупа была определена истцом верно.
15.06.2016 истец направил ответчик письмо с предложением подписать договор с протоколом разногласий. На момент рассмотрения спора ответчик отказался от подписания протокола разногласий, при оплате истцом цены выкупа 29.01.2016 в размере 13 272 рублей 99 копеек.
В соответствии с частью 3.1. статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
На основании вышеизложенного, иск правомерно удовлетворен судом первой инстанции, поскольку уклонение ответчика от подписания договора купли-продажи в редакции протокола разногласий от 23.01.2016 неправомерно.
Злоупотребление истцом правом не установлено судом, так как же как и не установлено нарушение прав ответчика.
Ссылки заявителя жалобы на подписание им дополнительного соглашения к договору противоречат статьям 420, 425, 432, 433 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку договор купли-продажи в редакции протокола разногласий заявителем жалобы не подписан. При этом договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Ссылка заявителя на то, что в момент обращения с требованием о признании недействительным ненормативного акта (Распоряжения), договор с истцом был заключен, поскольку подготовка и подписание договора без распоряжения невозможно, оспаривая распоряжение (в части), истец фактически оспорил и договор (в части цены выкупа земельного участка), отклонена судом апелляционной инстанции, как основанная на ошибочном толковании норм законодательства. Специфика земельных правоотношений состоит в том, что при приватизации земельных участков, являющихся государственной собственностью, для возникновения права частной собственности необходимо осуществление двух взаимосвязанных, но самостоятельных действий (этапов): 1) издание распорядительного акта, выражающего волю уполномоченного государственного органа на отчуждение земельного участка в частную собственность на соответствующих условиях; 2)заключение договора купли-продажи, являющегося правоустанавливающим основанием для возникновения частной собственности на земельный участок.
В качестве устранения последствия принятия незаконного (в части пункта 2 и пункта 4) Распоряжения N 08-870 р от 28.12.2015 суд обязал ответчика установить цену выкупа земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 24:50:0100234:510 в размере 2, 5 % кадастровой стоимости земельного участка, что не тождественно заключению договора.
Письмом от 25.01.2016 истец сообщила ответчику о подписании договора купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2015, с протоколом разногласий, и предложением подписать указанный договор в редакции, предложенной покупателем.
Протокол разногласий от 23.01.2016 к договору купли-продажи от 29.12.2015 направлен покупателем продавцу и получен продавцом 25.01.2016. В установленный законом 30-дневный срок со дня получения протокола разногласий продавец не известил покупателя об отклонении протокола разногласий либо об иных результатах его рассмотрения.
В ходе судебного заседания судом апелляционной инстанции исследовался договор купли-продажи, протокол разногласий. Заявитель жалобы не оспорил факт получения протокола.
Протокол разногласий к договору купли-продажи находящегося в федеральной собственности земельного участка от 29.12.2015, содержит редакцию пункта 3.1, в которой цена выкупа земельного участка определена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, учитывая, что решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.04.2016 по делу N А33-2267/2016, вступившим в законную силу, признано законным установление цены выкупа в отношении спорного земельного участка в размере 2, 5 % кадастровой стоимости.
Довод заявителя жалобы о том, что истец дважды обратился в суд с тождественными исками, подлежит отклонению.
Тождество исков устанавливается путем сопоставления элементов иска (предмета и основания) и спорящих сторон. Предмет иска - это конкретное требование, заявленное истцом к ответчику (например, расторжение договора, понуждение к заключению договора, признание сделки недействительной). Предмет иска нельзя отождествлять с объектом спора. Объектом спора может быть конкретная вещь, денежная сумма, объект недвижимости. Основание иска - это обстоятельства (факты), с которыми истец связывает свое материально-правовое требование к ответчику, составляющее предмет иска. И предмет, и основание иска отражаются в исковом заявлении либо в заявлении об изменении предмета или основания иска. Если все три элемента иска совпадают, тождество исков налицо.
Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и иски об урегулировании разногласий при заключении гражданско-правовых договоров являются разными способами защиты нарушенных прав, вытекают из различных по своей природе правоотношений, в частности, из публичных правоотношений - в случае оспаривания актов государственных органов, из гражданских правоотношений - при урегулировании разногласий при заключении договоров. Данные дела рассматривались судом в различном порядке - в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для оспаривания актов государственных органов, в порядке искового производства для споров об урегулировании разногласий при заключении договоров. Таким образом, требования, заявленные покупателем спорного земельного участка и рассмотренные в рамках арбитражных дел - N А33-2267/2016 и N А33-6807/2016, являются различными по правовой природе, а также порядку их рассмотрения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 10 августа 2016 года по делу N А33-6807/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-6807/2016
Истец: Крухмалева Татьяна Викторовна
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю