Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 февраля 2017 г. N Ф02-8029/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
21 ноября 2016 г. |
Дело N А33-11500/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "21" ноября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шошина П.В.,
судей: Белан Н.Н., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи при содействии Четвертого арбитражного апелляционного суда:
от федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (заявителя) - Кмитовой И.Г., представителя по доверенности от 19 августа 2016 года N 195;
от Министерства обороны Российской Федерации (третьего лица) - Кмитовой И.Г., представителя по доверенности от 21 января 2015 года N 212/2/91;
при участии в здании Третьего арбитражного апелляционного суда:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ответчика) - Зоркиной И.В., представителя по доверенности от 14 декабря 2015 года N 70-55/109;
от муниципального казенного учреждения "Комитет муниципального имущества города Канска" (третьего лица) - Овчинникова Д.Н., представителя по доверенности от 24 марта 2016 года N 54;
от администрации города Канска (третьего лица) - Овчинникова Д.Н., представителя по доверенности от 15 июня 2016 года;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя - федерального государственного казённого учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "07" сентября 2016 года по делу N А33-11500/2016, принятое судьей Шишкиной И.В.,
установил:
федеральное государственное казённое учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7536029036, ОГРН 1037550010519, далее по тексту также заявитель, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (ИНН 2466124510, ОГРН 1042402980290; далее также ответчик, Управление Росреестра по Красноярскому краю) с требованиями:
- признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по своевременной регистрации перехода права на имущество;
- обязать устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем проведения регистрации перехода права собственности на имущество к муниципальному образованию Администрации города Канска на объекты недвижимого имущества, переданные в муниципальную собственность на основании приказа Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Канска".
Определениями Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2016 года, от 25 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), администрация города Канска (ИНН 2450010250, ОГРН 1022401360662), муниципальное казенное учреждение "Комитет муниципального имущества города Канска" (ИНН 2450002594, ОГРН 1022401363324).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 7 сентября 2016 года в удовлетворении заявления отказано.
Отказывая в требованиях заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что имущество, о государственной регистрации перехода права собственности на которое было заявлено, фактически администрацией города Канска не принято, последняя не выразила волю на переход данного имущества в муниципальную собственность, а ответчик принял все зависящие от него меры для осуществления государственной регистрации перехода права.
Не согласившись с данным судебным актом, ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-11500/2016 и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
По мнению заявителя, обжалуемое решение незаконно и необоснованно. В силу абзаца 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче. Позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П, и определения от 7 декабря 2006 года N 542-О, от 4 декабря 2007 года N 828-О, была сформирована задолго до принятия Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и при ином нормативном регулировании. Действующее законодательство прямо указывает на обязанность органов государственной регистрации в десятидневный срок с момента получения приказа о передаче объектов в муниципальную собственность осуществить государственную регистрацию перехода прав на данное военное имущество без заявления правообладателя, то есть органа муниципальной власти. Оформление передаточного акта или иного документа, подтверждающего передачу имущества, нормами названного Федерального закона не предусмотрено. Единственным необходимым документом для осуществления государственной регистрации является решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти, после принятия которого у Министерства обороны Российской Федерации прекратилось право собственности на спорное имущество. Состояние имущества также не имеет значение для рассмотрения настоящего дела.
Определениями Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 октября 2016 года апелляционная жалоба ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 15 ноября 2016 года, удовлетворено ходатайство последнего об участии в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи при содействии Четвертого арбитражного апелляционного суда.
Информация о времени и месте проведения заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru) 21 октября 2016 года.
В судебном заседании представитель ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления Росреестра по Красноярскому краю отклонил доводы апелляционной жалобы по основаниям, приведенным в представленном суду отзыве. Полагает обжалуемое решение законным и обоснованным. По мнению ответчика, Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержит положений о государственной регистрации права собственности принимающей военное имущество стороны без заявления. Кроме того, в силу пункта 5 статьи 18 указанного Федерального закона для государственной регистрации права собственности необходимо два экземпляра решения о передаче военного недвижимого имущества, тогда как у Управления Росреестра по Красноярскому краю имеется только один экземпляр. Ответчик не требует для государственно регистрации перехода права предоставления передаточного акта, вместе с тем обоснованность применения правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, подтверждается практикой Верховного Суда Российской Федерации, в том числе определением от 8 февраля 2016 года N 304-ЭС15-18700. Материалами дела подтверждается, что муниципальное образование не согласно принять в муниципальную собственность 92 объекта военного имущества, и как следствие, не обращается в Управление Росреестра по Красноярскому краю с соответствующим заявлением.
Представитель администрации города Канска и муниципального казенного учреждения "Комитет муниципального имущества города Канска" отзыв на апелляционную жалобу не представил, поддержал доводы ответчика, изложенные последним в отзыве.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 18 ноября 2016 года. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена на официальном сайте федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) в разделах "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru) и "Календарь судебных заседаний" (rad.arbitr.ru) 16 ноября 2016 года.
По окончании перерыва рассмотрение дела продолжено.
Представители ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, Министерства обороны Российской Федерации, администрации города Канска и муниципального казенного учреждения "Комитет муниципального имущества города Канска" не прибыли.
От ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России и Министерства обороны Российской Федерации суду апелляционной инстанции поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
В силу части 3 статьи 156, части 5 статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Представитель Управление Росреестра по Красноярскому краю поддержал позицию, изложенную в представленном ранее отзыве на апелляционную жалобу.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Приказами Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Канска" и от 14 июля 2015 года N 663 "О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408" (л.д. 36, 69), объекты недвижимого имущества, указанные в Приказе (92 объекта военного имущества, в том числе 90 зданий и сооружений и 2 земельных участка), определено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Канск в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Начальнику ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России предписано обеспечить передачу имущества в собственность муниципального образования город Канск, подписание передаточного акта в 4-х экземплярах, направление передаточного акта в одном экземпляре администрации города Канска, направление подписанного акта в Управление Росреестра по Красноярскому краю.
Письмом от 18 февраля 2016 года N 52/3888 (л.д. 27) Управление Росреестра по Красноярскому краю сообщило главе города Канска о поступлении в Росреестр приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Канска" и от 14 июля 2015 года N 663 "О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны РФ от 28.04.2015 N 408" и рекомендовало в кратчайшие сроки обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности города Канска на переданное по приказу имущество с приложением второго экземпляра копий Приказов (л.д. 2).
Письмом от 18 февраля 2016 года N 52/3889 Управление Росреестра по Красноярскому краю сообщило начальнику Канского отдела Управления Росреестра по Красноярскому краю о поступлении в Росреестр приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N408 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Канска" и от 14 июля 2015 года N 663 "О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны РФ от 28.04.2015 N 408", просило проконтролировать своевременность представления заявления на регистрацию от администрации г. Канска, осуществить государственную регистрацию права собственности города Канска на переданное имущество в течении 10 календарных дней с момента поступления заявления (л.д. 25).
Письмом от 18 февраля 2016 года N 52/3892 (представлено в электронном виде, л.д. 46) Управление Росреестра по Красноярскому краю сообщило ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России о поступлении указанных выше Приказов в Управление Росреестра по Красноярскому краю 15 февраля 2016 года, их перенаправлении в Канский отдел Управления Росреестра по Красноярскому краю и необходимости для проведения государственной регистрации заявления о государственной регистрации от администрации города Канска.
Письмом от 1 марта 2016 года N 627 (л.д. 104) администрация города Канска, ссылаясь на выраженную ранее позицию о поэтапном принятии в муниципальную собственность объектов указанных в Приказе от 25 апреля 2015 года N 408, и проведенное в 2015 году комиссионное обследование предаваемого имущества, сообщила ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России об отказе в принятии в муниципальную собственность 28 объектов недвижимого имущества в связи с невозможностью их дальнейшей эксплуатации (перечень объектов приведен в приложении к письму).
В письме от 23 мая 2016 года N 141/5/2/8618 (л.д. 122) ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России просило МКУ "Комитет муниципального имущества города Канска" направить в адрес ФГКУ "Сибирское-ТУИО" Минобороны России подписанный передаточный акт в 4-х экземплярах с перечнем принимаемых 60-ти объектов. На объекты недвижимого имущества, в количестве 32-х, для проведения соответствующих мероприятий по списанию объектов находящихся в неудовлетворительном, аварийном состоянии, просил предоставить в адрес Учреждения сформированный перечень данных объектов с материалами фотофиксации каждого объекта и гарантийного письма на производство демонтажных работ за счет средств и сил органов местного самоуправления.
Письмом от 14 июня 2016 года N 1655 (л.д. 123, 126) администрация города Канска гарантировала выполнение мероприятий по демонтажу объектов недвижимого имущества методом обрушения с последующей утилизацией строительного мусора установленным порядком с предоставлением актов на демонтаж в отношении 26 объектов.
Кроме того, письмом от 14 июня 2016 года N 1656 (л.д. 127, 128) администрация города Канска сообщила ФГКУ "Сибирское-ТУИО" Минобороны России о принятом ею решении о поэтапном принятии в собственность муниципального образования город Канск недвижимого имущества, и направила односторонне подписанный передаточный акт в отношении 11 объектов (л.д. 129-131).
Ответным письмом от 8 июля 2016 года N 14/5/2/11412 (л.д. 133) ФГКУ "Сибирское-ТУИО" Минобороны России просило администрацию города Канска подписать акты приема-передачи объектов недвижимого имущества к приказу заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408 с отражением всех объектов недвижимого имущества.
Письмом от 11 августа 2016 года N 141/5/6/13684 (л.д. 135) ФГКУ "Сибирское-ТУИО" Минобороны России сообщило Главе города Канска о формировании комплекта документов на списание объектов, расположенных по адресу: Красноярский край, г. Канск, мкр-н Солнечный, с последующим направлением в Департамент имущественных отношений для принятия правового решения о списании указанных объектов.
Заявление администрации города Канска о государственной регистрации права собственности за муниципальным образованием город Канск на переданное по приказу от 25 апреля 2015 года N 408 имущество в Управление Росреестра по Красноярскому краю не поступило. Акты приема-передачи недвижимого имущества не подписаны.
ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России, полагая, что государственная регистрация перехода права собственности должна быть осуществлена не позднее 26 февраля 2016 года, а неосуществление Управлением Росреестра по Красноярскому краю государственной регистрации права собственности муниципального образования город Канск на переданное из федеральной собственности имущество нарушает его права и законные интересы, как лица, вынужденного нести бремя содержания имущества, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для принятия решения суда о признании действий (бездействия) государственного органа незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанными действиями гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, совершения, возлагается на орган или лицо, которые их приняли, совершили.
При этом, исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Ответчиком не оспаривалось при рассмотрении настоящего дела то обстоятельство, что 15 февраля 2016 года им были получены Приказы Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Канска" и от 14 июля 2015 года N 663 "О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408", согласно которым объекты недвижимого имущества, указанные в Приказе (92 объекта военного имущества, в том числе 90 зданий и сооружений и 2 земельных участка), определено передать из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Канск. Государственная регистрация перехода права не произведена до настоящего времени.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" под недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с данным Федеральным законом, понимаются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - Единый государственный реестр прав).
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Объекты недвижимости, от государственной регистрации которых ответчик, по мнению заявителя, необоснованно уклоняется, передавались в собственность муниципального образования город Канск в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества_").
В силу части 8 статьи 3 названного выше Федерального закона N 423-ФЗ предусмотренное частью 1 настоящей статьи решение о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности является основанием для:
1) прекращения в отношении переданного военного недвижимого имущества права собственности Российской Федерации и (или) права хозяйственного ведения, права оперативного управления организаций на здания, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, которые находятся в границах военных городков или указанных в пункте 2 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона земельных участков (за исключением объектов, перечисленных в пункте 4 части 2 настоящей статьи), а также прекращения права постоянного (бессрочного) пользования организаций на земельные участки без согласия этих организаций и федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых они находятся, и независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации;
2) возникновения на переданное недвижимое имущество права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которым передано такое имущество;
3) возникновения на перечисленные в пункте 4 части 2 настоящей статьи объекты и образованные под такими объектами земельные участки права федеральной собственности.
Согласно частям 10, 11 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества_" право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такое имущество возникает с даты принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения о безвозмездной передаче военного недвижимого имущества из федеральной собственности в случае, если права на передаваемое из федеральной собственности военное недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а в случае, если такие права были зарегистрированы, то они прекращаются и возникает право собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на это имущество с момента государственной регистрации перехода права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 9 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества_" в течение двух рабочих дней со дня принятия предусмотренного частью 1 настоящей статьи решения принявший такое решение федеральный орган исполнительной власти направляет его в орган государственной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых безвозмездно передается военное недвижимое имущество.
Вместе тем, в соответствии с пунктом 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", по общему правилу, государственная регистрация прав проводится в заявительном порядке.
Абзац 8 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что государственная регистрация перехода прав на военное недвижимое имущество осуществляется без заявления правообладателя в десятидневный срок со дня поступления решения о передаче военного недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Однако, в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П Конституционный суд Российской Федерации признал положения части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части, устанавливающей порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они предполагают необходимость волеизъявления субъекта Российской Федерации на такую передачу.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2006 года N 542-О "По запросу Законодательного собрания Республики Карелия о проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также жалобе главы города Екатеринбурга на нарушение теми же законоположениями конституционного права на местное самоуправление", федеральный законодатель, регламентируя в федеральном законе разграничение государственной и муниципальной собственности на основе разграничения публично-властных полномочий и устанавливая порядок передачи имущества в результате такого разграничения, должен обеспечивать учет и согласование интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в частности с целью сохранения имущественной самостоятельности названных публичных образований.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года N 828-О-П "По жалобе главы администрации муниципального района "Читинский район" Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разъяснено, что необходимость выявления позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств для содержания передаваемого имущества.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 7 февраля 2012 года N 234-О-Р "Об отказе в принятии к рассмотрению ходатайства Совета народных депутатов Кемеровской области о разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П", арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
Принимая во внимание буквальное содержание приведённых выше норм права и позиции Конституционного суда Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что сам по себе Приказ Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Канска" в редакции Приказа от 14 июля 2015 года N 663 "О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408", не является безусловным основанием для осуществления государственной регистрации перехода права собственности в отсутствие волеизъявления полномочного органа муниципального образования о принятии имущества в муниципальную собственность.
Действительно, действующим законодательством установлена упрощенная (ускоренная) процедура безвозмездной передачи военного недвижимого имущества из федеральной собственности в собственность муниципального образования и государственной регистрации перехода права: единственным основанием для перехода права является соответствующее решение о передаче имущества. Однако, утверждение заявителя о достаточности принятия уполномоченным федеральным органом государственной власти решения о передаче имущества в муниципальную собственность для осуществления государственной регистрации перехода права противоречит нормам действующего законодательства в их истолковании, данном Конституционным Судом Российской Федерации.
Доводы о не применении правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации по причине того, что она была сформулирована до принятия Федерального закона от 8 декабря 2011 года N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества_", судом апелляционной инстанции отклоняются как несостоятельные. Вопреки утверждениям заявителя, позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30 июня 2006 года N 8-П и Определениях от 7 декабря 2006 года N 542-О, от 4 декабря 2007 года N 828-ОП, была впоследствии поддержана и в определении от 7 февраля 2012 года N 234-О-Р, вынесенного после принятия указанного Федерального закона.
Кроме того, обоснованность применения указанной выше позиции признана Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 7 августа 2015 года N 307-ЭС15-9175, от 13 августа 2015 года N 304-ЭС15-8986, от 8 февраля 2016 года N 304-ЭС15-18700 по делу N А45-14815/2014.
Из материалов дела следует, что спорные объекты недвижимого имущества фактически не передавались муниципальному образованию город Канск, Приказ от 25 апреля 2015 года N 408 не исполнен, между заявителем и администрацией города Канска имеется спор об объеме возможного к принятию в муниципальную собственность имущества, судебный акт по которому не вступил в законную силу на момент рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции (дело N А33-7505/2016). В регистрационный орган не представлялись документы, свидетельствующие о принятии муниципальным образованием город Канск объектов, указанных в Приказе от 25 апреля 2015 года N 408.
В свою очередь, представленными в материалы дела доказательствами подтверждается, что Управление Росреестра по Красноярскому краю предприняло меры к проведению государственной регистрации, в частности письмом от 18 февраля 2016 года N 52/3888 Управление Росреестра по Красноярскому краю сообщило главе города Канска о поступлении в Росреестр приказов заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 апреля 2015 года N 408 "О передаче объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Канска" и от 14 июля 2015 года N 663 "О внесении изменений в приказ заместителя Министра обороны РФ от 28.04.2015 N 408" и рекомендовало в кратчайшие сроки обратиться с заявлением о государственной регистрации права собственности города Канска на переданное по приказу имущество с приложением второго экземпляра копий Приказов.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что Управлением Росреестра по Красноярскому краю было допущено незаконное бездействие в части неосуществления государственной регистрации перехода права на спорное имущество.
При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не рассматривает вопрос о распределении на сторон судебных расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жлобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "07" сентября 2016 года по делу N А33-11500/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
П.В. Шошин |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11500/2016
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 февраля 2017 г. N Ф02-8029/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральное государственное казённое учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю
Третье лицо: Администрация города Канска, Министерство обороны РФ, МКУ КУМИ г.Канска, Четвертый арбитражный апелляционый суд
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2017 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-8029/16
09.02.2017 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4450/16
21.11.2016 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6701/16
15.11.2016 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4450/16
07.09.2016 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-11500/16
31.08.2016 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4450/16