Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2017 г. N Ф01-5671/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Киров |
|
20 октября 2016 г. |
Дело N А17-2732/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Буториной Г.Г., Кононова П.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Токмановой К.Г.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Костромской области:
представителей администрации города Иванова - Солдатовой А.А., действующей на основании доверенности от 29.09.2016, Красоткиной О.С., действующей на основании доверенности от 26.08.2016,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации города Иванова
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.07.2016
по делу N А17-2732/2016, принятое судом в составе судьи Герасимова В.Д.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Пономаревой Ольги Владимировны (ОГРНИП 304370201900061; ИНН 370210769807)
к администрации города Иванова (ОГРН 1023700543624, ИНН 3728012487)
о признании недействительным постановления администрации города Иванова от 09.02.2010 N 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" в части утверждения проекта красных линий по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9,
установил:
индивидуальный предприниматель Пономарева Ольга Владимировна (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Пономарева О.В.) обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Иванова (далее - ответчик, Администрация) от 09.02.2010 N 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" в части утверждения проекта красных линий по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.07.2016 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Как считает Администрация, судом первой инстанции не установлено нарушение прав Предпринимателя обжалуемым постановлением. По мнению ответчика, заявитель при покупке земельного участка не мог не знать о прохождении красных линий по его земельному участку, поскольку на момент приобретения спорного земельного участка оспариваемый акт был принят. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что прохождение красной линии по спорному земельному участку не послужило основанием для отказа в приобретении данного земельного участка.
В дополнениях к апелляционной жалобе Администрация утверждает, что спорный земельный участок по генеральному плану попадает в территорию перспективного развития направления улично-дорожной сети (строительство автодороги от улицы Бубнова до улицы Профсоюзной). По мнению заявителя жалобы, отсутствие либо наличие красных линий на данном земельном участке не отменяет и не изменяет значение генерального плана города и перспективные направления. Ответчик считает, что судом первой инстанции неправильно истолковано понятие "красные линии", поскольку красные линии могут быть границами и перспективных, и планируемых, и вновь образуемых территорий общего пользования. Администрация обращает внимание на то, что обоснование необходимости утверждения красной линии по территории земельных участков улицы Садовая детально описано в текстовой части генерального плана города Иванова, утвержденного на период до 2025 года. Опровергая выводы суда, заявитель жалобы отмечает, что оспариваемое постановление разработано на основании генерального плана города Иванова, в соответствии с которым ул. Бубнова является магистральной улицей общегородского значения регулируемого движения, перспективным направлением.
Более подробно доводы Администрации изложены в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней, поддержаны представителями в судебных заседаниях суда апелляционной инстанции 20.09.2016, 18.10.2016, проведенных с использованием систем видеоконференц-связи.
ИП Пономарева О.В. представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором опровергает доводы ответчика, настаивает на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель представителей в судебное заседание 20.09.2016 не направил, о времени и месте проведения извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителя указанного лица.
В порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрение дела откладывалось на 18.10.2016 в 13 часов 40 минут.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ, пунктом 37 Регламента арбитражных судов Российской Федерации, в связи с нахождением в отпуске судьи Минаевой Е.В. в составе суда произведена замена судьи Минаевой Е.В. на судью Кононова П.И.
В судебное заседание 18.10.2016 заявитель представителей не направил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей указанного лица.
16.09.2016 в суд апелляционной инстанции от Администрации поступили дополнения к апелляционной жалобе от 09.09.2016 вместе с дополнительными документами, а именно: постановление Администрации от 12.07.2016 N 1288 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной улицами Садовая, Марии Рябининой, Третьего Интернационала, Бубнова" вместе с графическим материалом (схема); постановление Администрации от 22.04.2016 N 752 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметьевским, улицами Спартака, Шошина, Товарной, Наумова" вместе с графическим материалом (схема); постановление Администрации от 11.08.2016 N 1496 "О внесении изменений в постановление Администрации города Иванова от 22.04.2016 N 752 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметьевским, улицами Спартака, Шошина, Товарной, Наумова".
Представитель ответчика в судебном заседании 18.10.2016 заявила ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов, приложенных к письменным пояснениям к дополнениям на апелляционную жалобу: постановления главы города Иванова от 13.09.2016 N 59, корректуры генерального плана города Иванова - план района, прилегающего к городу, корректуры генерального плана - схема транспортной инфраструктуры, генерального плана - картограмма интенсивности движения, фрагмента схемы транспортной инфраструктуры, пояснительной записки корректура генерального плана города текстовая часть.
В приобщении к материалам дела постановления Администрации от 22.04.2016 N 752 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметьевским, улицами Спартака, Шошина, Товарной, Наумова", постановления Администрации от 12.07.2016 N 1288 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной улицами Садовая, Марии Рябининой, Третьего Интернационала, Бубнова"; постановления Администрации от 11.08.2016 N 1496 "О внесении изменений в постановление Администрации города Иванова от 22.04.2016 N 752 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметьевским, улицами Спартака, Шошина, Товарной, Наумова", постановления главы города Иванова от 13.09.2016 N 59 "О проведении публичных слушаний по документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметьевским, улицами Рыбинской, Товарной, Наумова, Сакко, Марии Рябининой, набережной реки Уводь" отказано протокольным определением от 18.10.2016.
Представленные в суд апелляционной инстанции ответчиком дополнительные доказательства (корректура генерального плана города Иваново - план района, прилегающего к городу, корректура генерального плана - схема транспортной инфраструктуры, генеральный план - картограмма интенсивности движения, фрагмент схемы транспортной инфраструктуры, пояснительная записка корректура генерального плана города текстовая часть) приобщены апелляционным судом к материалам дела протокольным определением от 18.10.2016.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ИП Пономарева О.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером: 37:24:010134:9, категория земель: земли населенных пунктов с разрешенным видом использования: административные здания, площадь 565 кв. м., адрес (местонахождение) объекта: Ивановская область, г. Иваново, ул. Садовая, д. 47 (свидетельство о государственной регистрации права от 31.03.2016, л.д. 13). Указанный земельный участок приобретен на основании договора купли-продажи от 24.11.2014 (л.д. 11). Как указал заявитель, спорный земельный участок по вышеуказанному адресу сформирован и поставлен на кадастровый учет 30.01.2006.
23.11.2015 ответчик выдал Предпринимателю градостроительный план земельного участка (далее - ГПЗУ). При получении ГПЗУ заявителем установлено, что по указанному участку проходит красная линия.
Постановлением Администрации от 09.02.2010 N 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" (далее - Постановление от 09.02.2010 N 200) утвержден проект красных линий, в том числе по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9 (л.д. 9-10).
Полагая, что указанное постановление Администрации в части утверждения красных линий по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9 не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, ИП Пономарева О.В. обратилась в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением.
Исходя из положений пункта 11 статьи 1, части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), части 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что утверждение красных линий по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9, принадлежащего на праве собственности ИП Пономаревой О.В., препятствует заявителю в реализации его градостроительных намерений, в связи с чем удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, отзыва на жалобу, заслушав представителей ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Как следует из пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 названного Федерального закона).
При этом статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 N 613, установлено, что глава города Иванова и администрация города Иванова вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова, которые являются муниципальными правовыми актами.
Следовательно, оспариваемый акт принят Администрацией в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В силу части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в том числе генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 26, частями 1, 2, 5 статьи 41 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной названным Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
При этом основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ).
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция N 18-30).
Согласно пункту 4.1 названной Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. По смыслу данной нормы красные линии устанавливаются в целях обозначения границ территорий общего пользования, как существующих, так и планируемых.
Под территориями общего пользования понимают территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (пункт 12 статьи 1 ГрК РФ).
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции N 18-30).
В пункте 4.4 Инструкции N 18-30 определено, что при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления.
В силу пункта 5.2 Инструкции N 18-30 разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает, в том числе пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частями 4, 5 статьи 23 ГрК РФ красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, разрабатывается на основании генерального плана городского округа.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция N 150).
В силу пункта 4 статьи 3.2.1 названной Инструкции план современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки, что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
На плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохраняемые участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично-дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения (пункт 7 статьи 3.2.1 Инструкции N 150).
Согласно пункту 5 статьи 3.2.1 Инструкции N 150 на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
Из вышеприведенных нормативных положений следует, что утверждение проекта красных линий относится к полномочиям органа местного самоуправления. При этом красные линии могут обозначать как существующие, так и проектируемые границы территорий общего пользования и являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, разрабатывается на основании генерального плана городского округа.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым постановлением Администрации утверждены красные линии, устанавливающие планируемую границу территории общего пользования, в том числе по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9.
Как указывает Администрация в отзыве на заявление в суд первой инстанции (л.д. 50-54) и в апелляционной жалобе, основанием для разработки проекта красных линий на территории города Иванова являлись генеральный план города Иванова (далее - генеральный план), утвержденный решением Ивановской городской Думы от 27.12.2006 N 323, Правила землепользования и застройки города Иванова, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 N 694 (далее - Правила землепользования).
В соответствии с генеральным планом земельный участок (кадастровый номер 37:24:010134:9) по адресу: г. Иваново, ул. Садовая, д.47 расположен на пересечении с ул. Бубнова. Улица Бубнова является одной из магистральных улиц города Иванова. Территории улиц Садовой, Марии Рябининой, Бубнова, Сакко, Третьего Интернационала, Рыбинской являются перспективными направлениями. Спорный земельный участок попадает в территорию, в отношении которой проводятся работы по подготовке документации по планировке территории города Иванова. Данная территория является перспективным направлением улично-дорожной сети (строительство автодороги от улицы Бубнова до улицы Профсоюзной). Обозначенные мероприятия направлены на улучшение экологической среды, на разгрузку городских магистралей и организацию безопасности движения транспорта и пешеходов. Для развития транспортной инфраструктуры на расчетный срок проектом намечается к строительству: развязка при пересечении магистральных направлений: ул. Фрунзе и дорогой грузового движения по ул. 1-ой Минеевской; две развязки при пересечении магистральными направлениями: Павловского оврага; 13 развязок железнодорожных магистральных линий с магистральными улицами; 7 мостов через р. Уводь и 2 моста через р. Харинка.
Согласно пояснениям ответчика факт реализации мероприятий генерального плана города Иванова подтверждается постановлениями Администрации от 22.04.2016 N 752 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметевским, улицами Спартака, Шошина, Товарной, Наумова", от 12.07.2016 N 1288 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной улицами Садовая, Марии Рябининой, Третьего Интернационала, Бубнова", от 11.08.2016 N 1496 "О внесении изменений в постановление Администрации от 22.04.2016 N 752 "О подготовке документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметевским, улицами Спартака, Шошина, Товарной, Наумова", от 13.09.2016 N 59 "О проведении публичных слушаний по документации по планировке территории города Иванова, ограниченной проспектом Шереметевским, улицами Рыбинской, Товарной, Наумова, Сакко, Марии Рябининой, набережной реки Уводь".
В приобщении данных постановлений к материалам дела отказано протокольным определением суда апелляционной инстанции от 18.10.2016. Вместе с тем вне зависимости от принятия (непринятия) Администрацией на момент рассмотрения спора в суде мер по подготовке документации по планировке территории, рассматриваемые красные линии отображены на основании генерального плана города и обозначают границу перспективной (планируемой) территории общего пользования. Обоснование необходимости прохождения красных линий по спорному земельному участку отражено в текстовой части генерального плана.
В рамках реализации генерального плана законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд.
Данное право связывается с положениями статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), согласно которой земельный участок, находящийся в собственности частного лица, может стать участком общего пользования, когда его изымают для государственных или муниципальных нужд и на нем создают общедоступный объект.
При этом само по себе отсутствие в оспариваемом постановлении и в материалах дела доказательств выкупа земельного участка или его резервирования для муниципальных нужд не исключает возможность реализации полномочий органа местного самоуправления.
Таким образом, в рассматриваемом случае применительно к прохождению красных линий по земельному участку с кадастровым номером 37:24:010134:9 ответчик доказал планирование строительства объектов, прямо предусмотренных пунктом 11 статьи 1 ГрК РФ, в частности строительство автодороги от улицы Бубнова до улицы Профсоюзной (территория перспективного развития направления улично-дорожной сети).
По смыслу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования: такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе.
Таким образом, утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка и, соответственно, заявитель не лишен возможности владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Отсутствие либо наличие красных линий на данном земельном участке не отменяет и не приуменьшает значение генерального плана города Иванова и его перспективные направления.
Иной подход нивелировал бы предусмотренные пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ГрК РФ полномочия ответчика в области градостроительной деятельности.
Соответственно, постановление от 09.02.2010 N 200 в оспариваемой части соответствует законодательству.
Кроме того, оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в совокупности исключает возможность удовлетворения заявленных требований (статья 198 АПК РФ).
Материалами дела подтверждено, что красные линии, установленные Постановлением от 09.02.2010 N 200, не пересекают находящееся на спорном земельном участке строение.
Из материалов дела следует, что Предпринимателем был изменен вид разрешенного использования спорного земельного участка с индивидуального жилищного строительства на административное здание. В материалы дела представлен разработанный в 2016 году "Эскизный проект офисного здания по ул. Садовая, д.47 в г. Иваново". При этом разработанный эскизный проект предполагаемого к возведению офисного здания в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, в целях получения соответствующего разрешения не представлялся. Доказательств того, что в результате издания оспариваемого постановления Администрации Предприниматель не может использовать земельный участок с кадастровым номером 37:24:010134:9 в соответствии с установленным видом разрешенного использования, заявителем не представлено. По мнению суда апелляционной инстанции, утверждение красных линий по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9 не препятствует заявителю в реализации его градостроительных намерений в существующих границах красных линий, что подтверждается представленным в материалы дела ГПЗУ (чертеж ГПЗУ Приложение 1).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.07.2010 N 931-О-О "По жалобе гражданки Андроновой Ольги Олеговны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 39 и 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Закона Санкт-Петербурга "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", статей 7 и 8 Закона Санкт-Петербурга "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В связи с чем аргументы Предпринимателя относительно нарушения оспариваемым постановлением его прав на дальнейшее использование земельного участка в целях предпринимательской деятельности судом апелляционной инстанции не принимаются.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку Постановление Администрации от 09.02.2010 N 200 в оспариваемой части соответствует законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно не возлагает на него какие-либо обязанности, то оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, в данном случае имеет место несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах апелляционную жалобу ответчика следует удовлетворить, решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.07.2016 по делу N А17-2732/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина, уплаченная заявителем при обращении в суд первой инстанции, остается на заявителе.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. Поскольку ответчик, освобожденный от уплаты государственной пошлины, при обращении в суд апелляционной инстанций государственную пошлину не оплачивал, оснований для распределения судебных расходов по апелляционной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу администрации города Иванова удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Ивановской области от 05.07.2016 по делу N А17-2732/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт: в удовлетворении требований индивидуального предпринимателя Пономаревой Ольги Владимировны о признании недействительным постановления администрации города Иванова от 09.02.2010 N 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" в части утверждения проекта красных линий по улице Садовая города Иванова по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:010134:9 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
Г.Г. Буторина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-2732/2016
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 января 2017 г. N Ф01-5671/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Пономарева Ольга Владимировна
Ответчик: Администрация г. Иваново