Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29 сентября 2016 г. N 03АП-4844/16
г. Красноярск |
|
29 сентября 2016 г. |
Дело N А33-20751/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "22" сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" сентября 2016 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Морозовой Н.А.,
судей: Борисова Г.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г.,
при участии:
от ответчика (сельскохозяйственного потребительского кооператива "Планета") -
от истца (Министерства сельского хозяйства Красноярского края) -
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского кооператива "Планета"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "28" июня 2016 года по делу N А33-20751/2015, принятое судьёй Кужлевым А.В.,
установил:
Министерство сельского хозяйства Красноярского края (ИНН 2466213840, ОГРН 1082468046627) (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к сельскохозяйственному потребительскому кооперативу "Планета" (ИНН 2416005852, ОГРН 1112448000906) (далее - ответчик, СПК "Планета") о взыскании в доход краевого бюджета 400 000 рублей 00 копеек субсидии.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "28" июня 2016 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на следующие обстоятельства.
- Вывод суда первой инстанции о том, что документы, подтверждающие строительство истцом указанных объектов (документы на земельный участок, разрешение на строительство, строительная документация, акты о вводе объектов в эксплуатацию, документы о принятии объектов на баланс и т.д.) ответчиком ни при проведении проверки, ни при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности, ни при рассмотрении настоящего дела ответчиком не представлены не соответствует действительности.
- В материалах дела имеется заявление ответчика на предоставление субсидии в соответствии с которыми СПК "Планета" просило предоставить субсидию под завоз на арендованный земельный участок бани в комплекте, что свидетельствует о том, что истцу еще до предоставления денежных средств ответчику было известно о том, что на эти денежные средства не будет возводиться объект недвижимости, а только завозится готовый строительный комплект на земельный участок, который находится в аренде.
- В соответствии с Проектом базы ответчик обязался "приобрести несколько домиков для проживания туристов". В материалах дела отсутствуют письменные доказательства, подтверждающие обязанность СПК "Планета" осуществить строительство объектов недвижимости, осуществить ввод их в эксплуатацию и произвести государственную регистрацию права на них.
- Объекты дом и баня изначально могли быть возведены только как временные сооружения, так как при предоставлении субсидии государственный орган обладал достаточным количеством информации, что регистрация права собственности в отношении данных объектов недвижимости невозможна, учитывая отсутствие у СПК "Планета" права собственности на земельный участок.
- Термин "объект капитального строительства" является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию "объект недвижимого имущества", имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание. Под указанный термином в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено.
- Покупка материалов для строительства осуществлялась в соответствии с договорами поставки от 15.08.2012 N 156 и 08.10.2012 N 196, оплата по которым произведена в безналичной форме.
- Первичная документация отражена в налоговых декларациях, в соответствии с которыми рассчитана сумма налога для оплаты в бюджет. Указанная сумма соответствует первичной документации.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с изложенными в ней доводами, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель ответчика в судебном заседании изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
14.08.2012 Сельскохозяйственный потребительский кооператив "Планета" обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с заявлением от его включении в реестр субъектов агропромышленного комплекса Красноярского края.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 17.08.2012 N 515-о СПК "Планета" включен в реестр субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки.
20.08.2012 СПК "Платнета" обратился в Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края с заявлением на предоставление субсидии на компенсацию части затрат на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности. К заявлению был приложен Проект создания гостевого комплекса на базе кооператива "Планета" (Проект), отчёт о фактически понесённых расходах на реализацию Проекта, а также приложены копии документов, подтверждающие данные расходы.
Проект предусматривал создание гостевого комплекса на базе кооператива, с целью организации деятельности в сфере сельского туризма на территории Красноярского края (Ирбейский район, д. Хомутово) на землях, арендованных по договору аренды земельного участка по адресу: д. Хомутово Ирбейского района, ул. Набережная, д.33, площадью 5000 кв.м. от 01.07.2012 N б/н. Согласно пункту 1.3 данного договора аренды от 01.07.2012 N б/н срок его действия составляет 11 месяцев со дня подписания.
Реализация проекта гостевого комплекса предполагала организацию отдыха на местных туристических маршрутах. Планировалось приобретение нескольких гостевых домов для проживания туристов и оказание дополнительных услуг: услуги бани, проведение экскурсионных конных прогулок, экскурсионных прогулок по рекам Кан и Агул на моторных лодках, прокат лодок и снегоходов, организация рыбалки с прокатом рыболовного снаряжения. Постоянный приток туристов позволил бы увеличить спрос на мясо - молочную продукцию, которую реализуют пайщики кооператива. Проектом было предусмотрено создание до 10-20 рабочих мест.
Согласно проекту в августе - сентябре 2012 года планировалось приобретение дома и бани, а также годовая выручка от реализации проекта в сумме 5 148 000 рублей, где затраты на содержание данного гостевого комплекса заработная плата, отчисления на социальные нужды, амортизация, материальные затраты и прочие затраты) составляют сумму 2 787 600 рублей в год.
Также ответчиком была представлена копия инвентарной карточки учета объектов основных средств по унифицированной форме N ОС-6, согласно которой деревянный дом в сборе стоимостью 600 000 рублей принят к учету и введен в эксплуатацию по акту ввода в эксплуатацию N 1 (инвентарная карточка N 1 от 31.08.2012).
Между истцом и ответчиком в рамках оказания государственной поддержки в соответствии с Законом края от 21.02.2006 N 17-4487 между СПК "Планета" (субъект агропромышленного комплекса) и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (Министерство) заключено соглашение о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации от 29.08.2012 N 16/78.
Указанное соглашение определяет порядок взаимодействия сторон по реализации мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки субъекту агропромышленного комплекса в соответствии с законом от 21.02.2006 N 17-4487.
В силу пункта 2.2.4 соглашения ответчик обязался предоставлять истцу квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом и 20-го февраля года, следующего за отчетным годом соответственно.
Согласно пунктам 2.2.8, 2.2.9 Соглашения от 29.08.2012 N 16/78 СПК "Планета" гарантирует, что документы, предоставляемые для получения государственной поддержки и информация, предоставляемая в рамках Соглашения СПК "Планета" являются достоверными. СПК "Планета" песет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений содержащихся в документах, предоставляемых для получения средств государственной поддержки.
В силу положений пункта 2.4 соглашения отвтчик обязан возвратить в краевой бюджет предоставленные средства государственной поддержки в случае нарушения условий их предоставления.
По платежному поручению N 676641 от 21.09.2012 истец перечислил ответчику сумму субсидии в размере 400 000 рублей
СПК "Планета" с ООО "КрасЛесПродукт" заключены договоры на общую сумму 1 000 000 рублей:
* договор от 15.08.2012 N 156 на сумму 600 000 рублей на поставку материалов для сборки деревянного дома для проживания, оплата произведена платежными поручениями от 24.08.2012 N 001 на сумму 200 000 рублей, от 24.08.2012 N 002 на сумму 200 000 рублей, от 24.08.2012 N 003 на сумму 200 000 рублей, товарные накладные N 15 от 16.08.2012, N16 от 20.08.2012, N17 от 22.08.2012;
* договор от 08.10.2012 N 196 на сумму 400 000 рублей на поставку материалов для сборки деревянной бани с актом о приеме-передаче материалов от 11.10.2012, в подтверждение оплаты представлено платежное поручение от 08.10.2012 N 010 на сумму 400 000 рублей (в назначении платежа указан договор от 04.10.2012 N 157), товарная накладная N 32 от 11.10.2012.
В составе отчета о расходовании средств субсидии в октябре 2012 года ответчиком была представлена копия инвентарной карточки учета объектов основных средств по унифицированной форме N ОС-6, согласно которой баня из оцилиндрованного бревна, 5*5 стоимостью 400 000 рублей принята к учету и введен в эксплуатацию по акту ввода в эксплуатацию N 2 от 22.10.2012 (инвентарная карточка N 2 от 22.10.2012).
В целях исполнения пункта 2.2.4. ответчик предоставил истцу бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на 31.12.2013 и 31.09.2014.
Приказом Министерства сельского хозяйства Красноярского края от 15.12.2014 N 692-0 на основании заявления председателя СПК "Планета" Заблоцкого А.В.
СПК "Планета" исключен из реестра субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки.
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Красноярского края от 01.04.2015 N 223-о проведена выездная проверка СПК "Планета", по результатам которой составлен акт от 18.05.2015. Согласно указанному акту условия и цели предоставления субсидии в 2012 году на компенсацию части затрат на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, предусмотренной статьёй 27.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", а также Постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N 605-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы", СПК "Планета" не соблюдены.
В письме от 19.05.2015 N 23-27/2556 (почтовое уведомление от 27.05.2015 N 76971) истец предложил ответчику подписать указанный выше акт.
В письме от 08.07.2015 N 23-27/3499 (почтовое уведомление от 10.07.2015 N 81259) истец указал ответчику на необходимость возвратить полученную субсидию в размере 400 000 рублей.
17.07.2015 ответчик обратился к истцу с заявлением о предоставлении срока для предоставления документально обоснованных возражений на акт от 18.05.2015.
26.10.2015 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено постановление N 46ю-15.15.5-15 о привлечении СПК "Планета" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
26.10.2015 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено постановление N 47ю-15.15.5-15 о привлечении председателя СПК "Планета" Заблоцкого А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
Ответчиком материалы дела в качестве доказательства осуществления деятельности по реализации проекта представлены:
- кассовая книга СПК "Планета" за 2012, 2013 и 2014 годы;
* книга СПК "Планета" учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на 2012 год;
* расходные кассовые ордера (на сумму 697 001 рублей) и приходные кассовые ордера (на сумму 682 360 рублей) за период с июля по декабрь 2012 года;
* расходные кассовые ордера (на сумму 339 000 рублей) и приходные кассовые ордера (на сумму 298 250 рублей) за 2013 год;
* расходные кассовые ордера (на сумму 114 000 рублей) и приходные кассовые ордера (на сумму 112 960 рублей) за период с января по август 2014 года;
* расходные кассовые ордера (на сумму 178 000 рублей) и приходные кассовые ордера (на сумму 96 960 рублей) за период с мая по сентябрь 2015 года;
* договор аренды транспортного средства (трактор Беларус 82, год выпуска 1995) от 01.07.2012, заключенный между ответчиком и Снежинцким Н.Е. (размер арендной платы 30 000 рублей в месяц, срок действия договора 11 месяцев);
* договор аренды технического средства (автомобиль LITE ACE NOAN, год выпуска 1997, г/н о752ох, СТС 24УУ 853965) от 03.03.2013, заключенный между истцом и Заблоцким А.В. (размер арендной платы 10 000 рублей в месяц, срок аренды 11 месяцев).
В качестве оплачиваемых услуг в приходных кассовых ордерах указано следующее: размещение палатки, летняя мансарда, моторная лодка, доставка до Ново-Мариновки, заброска по рекам, дрова, рыбалка, стоянка авто, баня, домик, снегоход, конная прогулка.
МИФНС N 7 по Красноярскому краю в ответ на запросу суда в материалы дела представлена информация о банковских счетах ответчика (N 40703810349180000011, N 40703810349180000010), а также бухгалтерская и налоговая отчетность СПК "Планета" за 2012-2014 годы.
АО "Российский Сельскохозяйственный банк" в материалы дела представлена выписка по расчетному счету ответчика N 40703810349180000010 за период с 01.01.2012 по 31.12.2015.
Истец, ссылаясь на то, что ответчиком нарушены условия получения субсидии и в добровольном порядке полученная субсидия ответчиком не возвращена, обратился в суд с соответствующим иском.
Оценив обстоятельства дела и исследованные по делу доказательства в их совокупности, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам должны определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 1 статьи 27.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края" (далее - Закон края от 21.02.2006 N 17-4487) сельскохозяйственным потребительским кооперативам, созданным сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, являющимся сельскохозяйственными товаропроизводителями, предоставляются субсидии на компенсацию части затрат на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, в том числе на сельский туризм.
Согласно пункту 2 статьи 27.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 порядок и условия предоставления государственной поддержки, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для ее получения, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются Правительством края.
В соответствии с пунктом 2.3.1 Постановления Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N 605-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010 - 2012 годы" (далее Программа от 23.11.2009 N 605-п) СПК "Планета" является сельскохозяйственным потребительским кооперативом первого уровня, а именно создан сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Механизм реализации государственной поддержки, перечень затрат, связанных с реализацией проекта и подлежащих субсидированию, размер предоставляемой субсидии, а также условия предоставления установлены подразделом 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605-п.
Согласно пункту 2 подраздела 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605-п под проектом понимается выполнение комплекса действий, связанных с вложением средств, обоснованных расчетно-финансовой документацией, в развитие сельского туризма на территории Красноярского края, а также установлено, что проект должен быть реализован в соответствии с графиком реализации проекта.
В соответствии с пунктом 5 подраздела 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605-п субсидия предоставляется в полном объеме после документального подтверждения расходов, произведенных кооперативом первого уровня на реализацию проекта за счет собственных и (или) заемных средств, в размере 60 процентов от общей стоимости затрат.
Субсидированию подлежат затраты, произведенные в полном объеме в период с декабря 2011 года по ноябрь 2012 года включительно.
Пунктом 6 подраздела 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605-п предусмотрено, что в случае изменения направления вида деятельности, указанного в проекте, в течение трех лет со дня получения субсидии, а также в случае непредставления документов, подтверждающих понесенные в соответствии с проектом затраты, подлежащие субсидированию, кооператив первого уровня возвращает в краевой бюджет денежные средства, полученные на компенсацию части затрат на реализацию проекта.
Согласно пункту 7 подраздела 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605-п предоставление субсидий, осуществляется Министерством на основании Порядка предоставления субсидий на компенсацию части затрат на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, перечня и форм документов, необходимых для получения субсидий, приложение N 5 к подразделу 2.3 "Механизм реализации программы" (далее - Порядок предоставления субсидии).
В соответствии с пунктом 4 статьи 5, статьей 8 Закона края от 21.02.2006 N 17-4487 средства государственной поддержки из краевого бюджета предоставляются субъектам агропромышленного комплекса края при соблюдении заключении и исполнении соглашения о предоставлении государственной поддержки с органом исполнительной власти края в сфере агропромышленного комплекса.
В целях определения порядка взаимодействия сторон в рамках оказания государственной поддержки в соответствии с Законом края от 21.02.2006 N 17-4487 между СПК "Планета" и Министерством сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края (далее - Министерство) заключено соглашение о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации от 29.08.2012 N 16/78.
В пункте 2.3.7 программы от 23.11.2009 N 605-п содержится норма о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности. Предоставление такой субсидии осуществляется кооперативам первого уровня. Под проектом понимается выполнение комплекса действий, связанных с вложением средств, обоснованных расчетно-финансовой документацией, в развитие сельского туризма на территории Красноярского края. Проект должен содержать следующую информацию: направление несельскохозяйственного вида деятельности; мероприятия и объемы финансирования; финансово-экономическое обоснование по мероприятиям; социальный эффект от реализации проекта; график реализации проекта. Проект должен быть реализован в соответствии с графиком реализации проекта.
В перечень затрат, связанных с реализацией проекта и подлежащих субсидированию (подпункт 3 пункта 2.3.7 программы от 23.11.2009 N 605-п), входят: расходы на строительство здания (части здания), сооружения, предназначенных для осуществления несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности; расходы, связанные с приобретением и (или) изготовлением (производством), в том числе сборкой основных средств.
Размер субсидии составляет 40 % от общей стоимости затрат на реализацию проекта, но не более 2 000 000 (двух миллионов) рублей по одному проекту (подпункт 4 пункта 2.3.7 программы). Субсидия предоставляется в полном объеме после документального подтверждения расходов, произведенных кооперативом первого уровня на реализацию проекта за счет собственных и (или) заемных средств, в размере 60 % от общей стоимости затрат.
В случае изменения направления вида деятельности, указанного в проекте, в течение трех лет со дня получения субсидии, а также в случае непредоставления документов, подтверждающих понесенные в соответствии с проектом затраты, подлежащие субсидированию, кооператив первого уровня возвращает в краевой бюджет денежные средства, полученные на компенсацию части затрат на реализацию проекта (подпункт 6 пункта 2.3.7 программы).
Таким образом, условиями предоставления субсидии на компенсацию части затрат на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, в частности, сельского туризма, помимо указанных выше, являются: соблюдение графика реализации проекта; осуществление вида деятельности, указанного в проекте, в течение трех лет со дня получения субсидии, а также предоставление достоверных сведений и документов, подтверждающих понесенные в соответствии с проектом затраты, подлежащие субсидированию.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2.3.7 программы расчетная сумма субсидии на реализацию проекта "Создание гостевого комплекса на базе кооператива "Планета" составила 40% от общей стоимости затрат по проекту или 400 000 рублей, и в полном объеме перечислена Министерством на расчетный счет СПК "Планета" платежным поручением от 21.09.2012 N 676641.
Факт получения субсидии в размере 400 000 рублей ответчиком не оспаривается.
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Красноярского края от 01.04.2015 N 223-о проведена выездная проверка СПК "Планета", по результатам которой составлен акт от 18.05.2015. Согласно указанному акту условия и цели предоставления субсидии в 2012 году на компенсацию части затрат на реализацию проектов, направленных на развитие несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, предусмотренной статьёй 27.3 Закона Красноярского края от 21.02.2006 N 17-4487 "О государственной поддержке субъектов агропромышленного комплекса края", а также Постановлением Правительства Красноярского края от 23.11.2009 N 605-п "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Создание и развитие системы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Красноярском крае на 2010-2012 годы", СПК "Планета" не соблюдены. В том числе СПК "Планета" не подтвердило принадлежность ему объектов недвижимого имущества (деревянного дома и бани), не представило документы, подтверждающие получение ответчиком выручки, заявленной в проекте, создание рабочих мест.
26.10.2015 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено постановление N 46ю-15.15.5-15 о привлечении СПК "Планета" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
26.10.2015 Службой финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края вынесено постановление N 47ю-15.15.5-15 о привлечении председателя СПК "Планета" Заблоцкого А.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В перечень затрат, связанных с реализацией проекта и подлежащих субсидированию (подпункт 3 пункта 2.3.7 программы от 23.11.2009 N 605-п), входят: расходы на строительство здания (части здания), сооружения, предназначенных для осуществления несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности; расходы, связанные с приобретением и (или) изготовлением (производством), в том числе сборкой основных средств.
Ответчик представил истцу карточку учета объектов основных средств по унифицированной форме N ОС-6, согласно которой деревянный дом в сборе стоимостью 600 000 рублей принят к учету и введен в эксплуатацию по акту ввода в эксплуатацию N 1 (инвентарная карточка N 1 от 31.08.2012), а также копию инвентарной карточки учета объектов основных средств по унифицированной форме N ОС-6, согласно которой баня из оцилиндрованного бревна, 5*5 стоимостью 400 000 рублей принята к учету и введена в эксплуатацию по акту ввода в эксплуатацию N 2 от 22.10.2012 (инвентарная карточка N 2 от 22.10.2012).
Имеющиеся в материалах дела договоры от 15.08.2012 N 156 и от 08.10.2012 N 196 и приложенные к ним счета-фактуру, товарные накладные, акты приема-передачи выполненных работ подтверждают лишь приобретение материалов для сборки дома и бани, но не строительство указанных объектов недвижимости.
Представленная в материалы дела ответчиком бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2012, 2013, 2014 годы, в поле, которое заполняется работником налогового органа имеет отметку, о сдаче данной отчетности 09.10.2015 в Центр налогового консультирования. Таким образом, бухгалтерская отчетность за 2012-2014 годы, соответствующая предоставленным в материалы дела первичным документам была предоставлена в налоговый орган только 09.10.2015, то есть после возбуждения производства по настоящему делу.
Указанное обстоятельство подтверждается также представленной в материалы дела налоговым органом бухгалтерской и налоговой отчетностью ответчика за 2012-2014 годы с отметкой о поступлении в налоговый орган 16.11.2015 (т.6, л.д.109).
В материалы дела ответчиком представлена кассовая книга за 2012, 2013, 2014 годы, книга доходов расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения за 2012, 2013, 2014 годы (заполнена до сентября 2015 года), расходные кассовые ордера и приходные кассовые ордера за 2012-2015 годы.
Исследовав вышеуказанные доказательства суд апелляционной инстанции указывает, что расходные кассовые ордера и приходные кассовые ордера за 2012-2015 годы внесены в кассовую книгу ответчика и книга доходов расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - КУДИР), все итоговые суммы по книгам совпадают.
Однако отражение основных средств в КУДИР отсутствует, также как отсутствуют в представленных налоговых декларациях заявленные в 2014-2015 году расходы.
В представленной КУДИРЕ отражена единственная хозяйственная операция, которую оказывал ответчик - "услуга сельского туризма", однако как некий самостоятельный вид таких услуг не может оказываться, поскольку, по мнению апелляционного суда предполагает набор самостоятельных видов услуг (проживание, аренда, питание, прокат, организация прогулок и т.д.).
Кроме того, согласно приказа Минфина России от 22.10.2012 N 135н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их исполнения", организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут КУДИР, в которой в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
Также апелляционный суд учитывает то обстоятельство, что представленные ответчиком первичные документы ранее ни при проведении проверки истцом, ни при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности, не представлялись.
Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 2.2.4 соглашения о предоставлении государственной поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам и организациям потребительской кооперации от 29.08.2012 N 16/78, заключенного между истцом и ответчиком, ответчиком истцу представлен бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на 31.12.2013 и 31.09.2014 в котором отсутствуют сведения о наличии основных средств.
Помимо этого, в приходных кассовых ордерах ответчиком поименованы, например, такие виды услуг как, летняя мансарда, моторная лодка, дрова, снегоходы, которые на балансе ответчика в качестве основных средств не отражены, иных документов, подтверждающих предоставление данных услуг ответчиком также не представлено.
Копии представленных ответчиком в материалы дела инвентарных карточек учета объектов основных средств по унифицированной форме N ОС-6 от 31.08.2012 N 1 и от 22.10.2012 N 2, согласно которых деревянный дом в сборе стоимостью 600 000 рублей принят к учету и введен в эксплуатацию по акту ввода в эксплуатацию N 1, баня из оцилиндрованного бревна стоимостью 400 000 рублей принята к учету и веедена в эксплуатацию по акту ввода в эксплуатацию от 22.10.2012 N 2 составлены ответчиком в одностороннем порядке и не подтверждают создания в 2012 году объектов недвижимого имущества (деревянного дома и бани), поскольку в представленном ответчиком бухгалтерском балансе не отражены.
Таким образом, расходы произведенные ответчиком на строительство деревянного дома и бани не могут быть отнесены к реализации проекта заявленного на субсидирование.
Доводы ответчика о том, что в материалах дела имеется заявление ответчика на предоставление субсидии в соответствии с которым СПК "Планета" просило предоставить субсидию под завоз на арендованный земельный участок бани в комплекте, что свидетельствует о том, что истцу еще до предоставления денежных средств ответчику было известно о том, что на эти денежные средства не будет возводиться объект недвижимости, а только завозится готовый строительный комплект на земельный участок, который находится в аренде отклоняются апелляционным судом.
Указывая, что проекте записано "приобретение нескольких домиков", заявитель не учитывает следующего.
В перечень затрат, связанных с реализацией проекта и подлежащих субсидированию (подпункт 3 пункта 2.3.7 программы от 23.11.2009 N 605-п), входят: расходы на строительство здания (части здания), сооружения, предназначенных для осуществления несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности; расходы, связанные с приобретением и (или) изготовлением (производством), в том числе сборкой основных средств.
Как следует из материалов дела, реализация проекта гостевого комплекса предполагала организацию отдыха на местных туристических маршрутах. Планировалось приобретение нескольких гостевых домов для проживания туристов и оказание дополнительных услуг: услуги бани, проведение экскурсионных конных прогулок, экскурсионных прогулок по рекам Кан и Агул на моторных лодках, прокат лодок и снегоходов, организация рыбалки с прокатом рыболовного снаряжения.
Апелляционный суд указывает, что указанный проект не предполагал номинальную доставку бани и дома в комплекте, очевидно, что указанные объекты должны были быть введены в эксплуатацию и их приобретение на выделенные истцом средства должно быть подтверждено документально.
Суд первой инстанции, указывая на отсутствие документов подтверждающих строительство истцом указанных объектов (документы на земельный участок, разрешение на строительство, строительная документация, акты о вводе объектов в эксплуатацию, документы о принятии объектов на баланс и т.д.), указывал перечень данных документов как альтернативу, а не как обязательное условие наличия именно объектов капитального строительства.
Апелляционный суд так же учитывает, что в проекте было указано, что туристический комплекс планируется разместить на земельном участке, находящемся в собственности пайщиков. Таким образом, орган принимающий решение не мог исходить из того, что участок не принадлежит кооперативу.
Речь в данном случае, по мнению апелляционного суда, идет именно об обоснованности использования предоставленной в рамках сложившихся взаимоотношений между истцом и ответчиком субсидии.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответчиком были нарушены условия предоставления субсидии:
- ответчик не подтверждено соответствие произведённых затрат представленному им Проекту (пункт 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605-п);
* не подтвержден размер собственных расходов, произведенных ответчиком на реализацию Проекта в размере не менее 60% от общей стоимости затрат, а также о расходовании этих затрат в период с 01.12.2011 по 30.11.2012 (подпункт 5 пункта 2.3.7. 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605-п);
* не подтверждены затраты в размере 40% на реализацию Проекта на средства государственной поддержки (подпункт 6 пункта 2.3.7. 2.3.7 Программы от 23.11.2009 N 605 -п).
На основании изложенного, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требования истца о взыскании с ответчика 400 000 рублей полученной субсидии являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы кооператива по оплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей, уплаченных по чеку-ордеру от 25.07.2016 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на сельскохозяйственный потребительский кооператив "Планета".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "28" июня 2016 года по делу N А33-20751/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-20751/2015
Истец: министерство сельского хозяйства Красноярского края
Ответчик: Потребительский кооператив Сельскохозяйственный "Планета"
Третье лицо: Андрияхин Игорь Иванович, АО КФ "Россельхозбанк", Барабаева Ирина Олеговна, Глава администрации Тумаковского сельсовета, Захаров Николай Николаевич, МИФНС N 7 по Красноярскому краю, ПАО "Сбербанк России", Прудников Иван Михайлович, Шевченко Александр Владимирович