Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении жилья, в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
10 ноября 2016 г. |
А79-10917/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Кириловой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Роспан" (ОГРН 1102124001363, ИНН 2124033098, г. Новочебоксарск, ул. Пионерская, д. 5) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.05.2016
по делу N А79-10917/2015,
принятое судьей Афанасьевым А.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Роспан"
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, изложенного в письме от 24.08.2015 N 07-12/3609,
без участия лиц,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Роспан" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра), изложенного в письме от 24.08.2015 N 07-12/3609, об отказе в перерегистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 21:02:000000:244, 21:02:010205:111 в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Чувашской Республике (далее - Учреждение).
Решением от 30.05.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу просит в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.05.2016 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, 27.07.2015 в Управление Росреестра поступило обращение Общества от 24.07.2015 N б/н о перерегистрации права собственности на земельные участки, принадлежащие Обществу с кадастровыми номерами 21:02:000000:244 и 21:02:010205:111 в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов.
Письмом от 24.08.2015 N 07-12/3609 Управление Росреестра сообщило Обществу о невозможности проведения перерегистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 21:02:000000:244 и 21:02:010205:111, принадлежащие Обществу, в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов, так как согласно сведениям государственного кадастра недвижимости на государственной кадастровом учете данные земельные участки указаны как сформированные для строительства многоквартирного дома, документов, свидетельствующих о формировании указанных земельных участков как общего имущества, необходимого для целей содержания и эксплуатации многоквартирного дома, в регистрирующем органе не имеется.
Кроме того, Управление Росреестра в данном письме указало, что Обществом не соблюден порядок обращения с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности, предусмотренный статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), согласно которому регистрация прав на недвижимое имущество носит заявительный характер.
Посчитав указанный ответ Управления Росреестра не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
Формы заявлений о государственной регистрации права (перехода права) и требования по заполнению утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.11.2013 N 722 "Об утверждении форм заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ограничений (обременений), перехода, прекращения прав на недвижимое имущество, об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о погашении записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя), об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника (его законного представителя), требований к их заполнению, а также требований к формату таких заявлений в электронной форме".
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявителем лично или посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (далее также в настоящей статье - посредством почтового отправления).
В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, посредством почтового отправления, подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации прав должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (абзац 3 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ).
Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 09.12.2014 N 789 (далее -Административный регламент), определена процедура приема и регистрации заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так, согласно пункту 208 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является получение сотрудником, ответственным за прием документов, от заявителя в ходе личного приема заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых необходимых для предоставления государственной услуги документов, за исключением документов, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе и которые предоставляются органу, осуществляющему регистрацию прав, в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - прилагаемые необходимые документы).
В ходе приема документов от заявителя сотрудник, ответственный за прием документов, проверяет представленные заявление о предоставлении государственной услуги и документы на предмет: 1) оформления заявления о предоставлении государственной услуги в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Российской Федерации; 2) наличия прилагаемых необходимых документов (пункт 210 Административного регламента).
При получении документов на государственную регистрацию прав сотрудник, ответственный за прием документов, вносит соответствующую запись в книгу учета документов с указанием даты и времени получения таких документов с точностью до минуты (пункт 211 Административного регламента).
Суд первой инстанции установил и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось в Управление Росреестра письмом от 24.07.2015 N б/н, которое было вручено нарочно сотруднику Управления Росреестра, ответственному за прием входящей корреспонденции, и зарегистрировано как входящая корреспонденция за входящим N 07/1455 от 27.07.2015, а не как заявление о государственной регистрации перехода права собственности.
При этом суд правомерно указал, что заявителем не представлено доказательств его обращения с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в порядке, предусмотренном статьями 13, 16 Федерального закона N 122-ФЗ.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами установлен Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В данном случае, рассмотрев обращение Общества, Управление Росреестра направило ему письмо от 24.08.2015 N 07-12/3609, в котором сообщило заявителю о невозможности проведения перерегистрации права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 21:02:000000:244 и 21:02:010205:111, принадлежащие Обществу, в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирных домов.
Изучив представленные в дело доказательства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ответ, указанный в письме от 24.08.2015 N 07-12/3609, был дан Управлением Росреестра в порядке статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ и по своему содержанию носил разъяснительный характер, следовательно, решением об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на заявленные земельные участки в порядке, предусмотренном статьей 20 Закона о регистрации, не является.
Кроме того, как установил суд, из представленных в материалы дела документов следует и Управление Росреестра в отзыве на апелляционную жалобу подтвердило, что Общество в порядке, установленном статьями 13, 16 Федерального закона N 122-ФЗ обратилось в Управление Росреестра с заявлениями о государственной регистрации прекращения права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 21:02:000000:244, 21:02:010205:111 лишь 07.04.2016, то есть в ходе рассмотрения настоящего спора в арбитражном суде; по результатам рассмотрения данных заявлений были приняты соответствующие решения.
В этой связи доводы Общества по существу не принимаются, как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра, изложенное в письме от 24.08.2015 N 07-12/3609, не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В связи с предоставленной Обществу отсрочкой по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы таковая подлежит взысканию в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 30.05.2016 по делу N А43-10917/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Роспан" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Роспан" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10917/2015
Истец: ООО "Роспан"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике по г. Новочебоксарск
Третье лицо: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ЧР в лице его филиала, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новочебоксарску Чувашской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике