Требование: о взыскании затрат
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
15 ноября 2016 г. |
Дело N А38-3404/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.11.2016.
Полный текст постановления изготовлен 15.11.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства социального развития Республики Марий Эл (ОГРН 1021200766597, ИНН 1200001148) на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.08.2016 по делу N А38-3404/2016,
принятое судьей Вопиловским Ю.А.
по заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл о взыскании с Министерства социального развития Республики Марий Эл 130 663 руб. 02 коп.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Между Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - Учреждение, Фонд) и Министерством социального развития Республики Марий Эл (далее - Министерство) заключены договоры от 30.12.2010 N 196-03/1, от 30.12.2011 N 238-03/1 и от 20.12.2012 N 242-03/1 о финансировании расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке.
В целях реализации права осуществления контроля Фондом проведена проверка целевого расходования Министерством средств, результаты которой нашли отражение в справках от 09.07.2013 N 31, от 30.12.2013 N 53, от 31.12.2013 N 53.
В ходе контрольных мероприятий Учреждением выявлены факты нецелевого использования Министерством средств федерального бюджета на выплату отдельных видов государственных пособий.
Претензией от 26.01.2016 Фонд потребовал от Министерства произвести возврат средств федерального бюджета, выделенных на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком лицам, на сумму 145 279 руб. 62 коп.
Требования, изложенные в претензии от 26.01.2016, Министерством в полном объеме исполнены не были, что послужило основанием для обращения Фонда в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании суммы в размере 130 663 руб. 02 коп.
Решением от 25.08.2016 Арбитражный суд Республики Марий Эл удовлетворил заявленное требование, взыскал с Министерства в пользу Фонда задолженность в виде неправомерно произведенных расходов на выплату пособий по уходу за ребенком в размере 130 663 руб. 02 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции.
По утверждению Министерства, нецелевого использования бюджетных средств им допущено не было, а излишняя выплата пособия вызвана представлением физическими лицами недостоверных сведений.
Фонд отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно действующему на момент предоставления и выплаты спорных ежемесячных пособий по уходу за ребенком Порядку финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1162 (далее - Порядок), финансовое обеспечение расходов на выплату пособия осуществляется за счёт средств, предусмотренных в федеральном бюджете на указанные цели, перечисляемых Фонду социального страхования Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации после поступления средств из федерального бюджета распределяет их между региональными отделениями Фонда на основании заявок региональных отделений Фонда. Региональные отделения Фонда перечисляют органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации средства на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия в соответствии с договорами между региональными отделениями Фонда и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации. Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, получателям и представляют в региональные отделения Фонда отчёты о расходовании средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия.
В соответствии с пунктами 5 - 7 Правил финансового обеспечения расходов на выплату отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1162 (далее - Правила N 1162), территориальный орган Фонда перечисляет уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации средства на финансирование расходов на выплату указанных государственных пособий на основании договора, заключённого ими в соответствии с типовой формой. Уполномоченный орган осуществляет перечисление средств получателям пособий через организации федеральной почтовой связи либо на счета в кредитных учреждениях, открытые указанными получателями. Уполномоченный орган ежемесячно представляет в территориальный орган Фонда отчёт о расходовании средств с приложением реестра лиц, которым произведена выплата пособий.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Частью 2 статьи 19 Закона N 81-ФЗ предусмотрено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине вследствие предоставления документов с заведомо неверными сведениями, сокрытия данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) (действовавшей до 03.08.2013) под нецелевым использованием бюджетных средств понималось направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Статья 306.4 БК РФ (вступившая в силу с 04.08.2013) предполагает, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно условиям договоров от 30.12.2010 N 196-03/1, от 30.12.2011 N 238-03/1, от 20.12.2012 N 242-03/1 Фонд осуществляет финансовое обеспечение расходов на выплату Министерством отдельных видов государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также уволенным (прекратившим деятельность, полномочия), в установленном порядке согласно Правилам N 1162.
Подпунктом "а" пунктов 3 названных договоров предусмотрено перечисление средств для выплаты пособий, указанных в пункте 2 Правил N 1162, на счет Министерства в течение 5 рабочих дней с даты поступления средств, но не позднее 10-го числа текущего месяца, на основании представленных им заявок в соответствии с Правилами.
В соответствии с подпунктом "е" пунктов 4 указанных договоров Министерство осуществляет контроль за назначением и выплатой пособий.
В силу подпункта "ж" пунктов 4 договоров Министерство обеспечивает целевое использование средств, выделенных на выплату пособий.
Согласно справкам о проведенных проверках от 09.07.2013 N 31, от 30.12.2013 N 53, от 31.12.2013 N 53 Михайлова Т.В. неправомерно получила пособие за период с 29.03.2012 по 29.09.2013 года в связи с тем, что она не является застрахованным лицом; Егошина Л.В., Поздееева О.А. неправомерно получили пособие за период, когда ребенок, за которым осуществлялся уход, находился в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении; Яковлева Э.О., Шишкин Д.В. неправомерно получили пособие после смерти несовершеннолетнего ребенка.
Факт перечисления пособия в адрес указанных лиц Министерством не оспаривается.
В данном случае непосредственно Министерство, не обеспечив надлежащего контроля за правомерностью назначения и выплаты пособий, допустило излишнюю выплату пособий названным лицам, в связи с чем спорная сумма была правомерно предъявлена ко взысканию с Министерства.
В обоснование апелляционной жалобы Министерство ссылается на то, что излишняя выплата пособия вызвана действиями физических лиц, в пользу которых такое пособие выплачено, следовательно, взыскание излишне выплаченных сумм пособий должно осуществляться не за счет Министерства, а за счет получателей пособий.
Между тем в рассматриваемой ситуации взаимоотношения между Фондом и Министерством урегулированы договорами, в результате ненадлежащего исполнения которых и произошла излишняя выплата пособий по уходу за ребенком в отношении граждан Михайловой Т.В., Егошиной Л.В., Поздеевой О.А., Яковлевой Э.О. и Шишкина Д.В. Взыскание в судебном порядке излишне выплаченных сумм пособия с граждан не освобождает Министерство от возврата Учреждению излишне выплаченных денежных средств.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что требования, изложенные в претензии от 26.01.2016, заявителем жалобы в полном объеме исполнены не были.
Расчет суммы излишне перечисленных пособий, подлежащей взысканию, судом проверен и признан обоснованным.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно взыскал с Министерства в пользу Фонда сумму излишне перечисленных пособий в размере 130 663 руб. 02 коп.
Апелляционная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Министерство от уплаты государственной пошлины освобождено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 25.08.2016 по делу N А38-3404/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства социального развития Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3404/2016
Истец: ГУ-РО ФСС РФ по РМЭ
Ответчик: Министерство социального развития Республики Марий Эл