Требование: о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
16 сентября 2016 г. |
Дело N А51-417/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 15 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Л.А. Бессчасной,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Аква Эконом",
апелляционное производство N 05АП-6643/2016
на решение от 18.05.2016
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-417/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению закрытого акционерного общества "Аква Эконом" (ИНН 2528000210, ОГРН 1122505000441, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 18.10.2012)
к Департаменту рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края (ИНН 2540143984, ОГРН 1082540004843, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.05.2008)
о признании незаконными приказа от 25.09.2015 N 85, приказа от 02.10.2015 N 86, решения о расторжении Соглашения от 13.04.2015 N8, изложенного в письме от 28.09.2016 N 43/1-2313, об обязании предоставить государственную поддержку в виде субсидии из краевого бюджета на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств,
при участии:
от Департамента рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края - представитель Булейко А.В. по доверенности от 11.05.2016 сроком на 1 год, служебное удостоверение N 6231,
от ЗАО "Аква Эконом" - представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Аква Эконом" (далее - заявитель, общество, ЗАО "Аква Эконом") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)), к Департаменту рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края (далее - Департамент) о признании незаконными приказа от 25.09.2015 N 85, приказа от 02.10.2015 N 86, решения о расторжении Соглашения от 13.04.2015 N8, изложенного в письме от 28.09.2016 N 43/1-2313, об обязании предоставить государственную поддержку в виде субсидии из краевого бюджета на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.05.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 18.05.2016, общество просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ЗАО "Аква Эконом".
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на отсутствие законных оснований для исключения общества из Перечня получателей субсидий из краевого бюджета на возмещение части затрат на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств.
Перечень оснований для отказа в предоставлении субсидии является закрытым. Поскольку общество выполнило обязанность по предоставлению полного пакета документов на получение субсидии, то у Департамента отсутствовали причины для отказа в ее предоставлении.
По мнению заявителя, Постановление Администрации Приморского края от 13.06.2013 N 236-па "О Порядке предоставления в 2013 - 2017 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае" не содержит положений, обязывающих предприятие рыбохозяйственного комплекса осуществлять производственную деятельность в период получения субсидии.
Департамент в представленном и приобщённом к материалам дела письменном отзыве на апелляционную жалобу общества, поддержанном в судебном заседании его представителем, с доводами жалобы не согласен, решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя- без удовлетворения.
Общество, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечило, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 13 июня 2013 года N 236-па "О Порядке предоставления в 2013 - 2017 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития береговой рыбопереработки в Приморском крае" (далее по тексту - Порядок N236-па) между ЗАО "Аква Эконом" и Департаментом было заключено Соглашение о комплексном участии в реализации государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 -2017 годы" от 13.04.2015 N 8 (далее - Соглашение N8).
Приказом Департамента N 16 от 06.03.2015 ЗАО "Аква Эконом" было включено в Перечень получателей субсидии из краевого бюджета на возмещение части затрат на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств (далее - Перечень получателей субсидии).
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения N 8 общество письмом от 24.09.2015 N 1 направило в Департамент документы и сведения, установленные администрацией Приморского края для получения государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств.
Рассмотрев предоставленные документы и сведения, Департамент письмом от 02.10.2015 N 43/1-2387 сообщил обществу об отказе в предоставлении субсидии в связи с тем, что приказом Департамента от 25.09.2015 N 85 ЗАО "Аква Эконом" исключено из Перечня получателей субсидии. Отказ в предоставлении субсидии оформлен приказом от 02.10.2015 N86.
В письме Департамента от 28.09.2015 N 43/1-2313 приведены причины принятия решения об исключении ЗАО "Аква Эконом" из Перечня получателей субсидий, которые, по мнению Департамента, свидетельствуют о несоответствии ЗАО "Аква Эконом" условиям предоставления субсидий, определенным Постановлением Администрации Приморского края от 13 июня 2013 года N 236-па.
Указанным письмом Департамент сообщил обществу о расторжении Соглашения N 8.
Посчитав решения Департамента, выразившиеся в исключении ЗАО "Аква Эконом" из Перечня получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств, в одностороннем отказе от исполнения Соглашения, в отказе от предоставления субсидии, незаконными и нарушающими права и законные интересы ЗАО "Аква Эконом", последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе общества и в отзыве Департамента на нее, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 1 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
В соответствии со статьей 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Указанные субсидии предоставляются, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта.
Таким образом, для предоставления субсидий коммерческим организациям необходимо наличие в бюджете субъекта Федерации условия о предоставлении субсидии с указанием цели, на которые будет представлена субсидия.
Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) определено, что поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства представляет собой деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" принятие и организация выполнения программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования относится к одному из основных полномочий органов местного самоуправления.
В целях создания благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства и повышение его влияния на социально-экономическое развитие Приморского края и в соответствии постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 389-па "Об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 - 2017 годы" Администрация Приморского края постановлением от 13.06.2013 N 236-па утвердила Порядок предоставления в 2013 - 2017 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае (далее - Порядок N236-па), а также размеры ставок для расчета предоставляемых в 2013 - 2017 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае.
Указанный Порядок N 236-па в 2013 - 2017 годах субсидий из краевого бюджета на государственную поддержку развития прибрежного рыболовства, рыбоперерабатывающих и холодильных мощностей в Приморском крае определяет цель, условия предоставления субсидий, критерии отбора организаций, имеющих право на получение субсидии, и порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Согласно пункту 2 Порядка N 236-па субсидии предоставляются организациям, осуществляющим рыбохозяйственную деятельность на территории Приморского края (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), включенным в перечень получателей субсидий (далее - перечень получателей субсидии), в целях возмещения части затрат, в том числе, на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств (пункт 2.5 Порядка).
Субсидии на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 указанного Порядка, предоставляются при условии приобретения с 1 января 2013 года в соответствии с Перечнем оборудования нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и ввода его в эксплуатацию.
Критериями отбора организаций на получение субсидий, согласно пункту 4 Порядка N 236-па, являются:
а) осуществление рыбохозяйственной деятельности на территории Приморского края организациями, зарегистрированными на территории Приморского края;
б) заключение кредитных договоров, договоров финансовой аренды (лизинга) (для получения субсидий на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктами 2.1 и 2.2 пункта 2 настоящего Порядка);
в) отсутствие процедур банкротства;
г) отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
д) осуществление видов предпринимательской деятельности, предусмотренных кодом 15.2 раздела D Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1) (для получения субсидий на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктами 2.3, 2.4 пункта 2 настоящего Порядка).
Для включения в Перечень в целях получения субсидий на возмещение части затрат, предусмотренных подпунктом 2.5 пункта 2 Порядка, организации единовременно в срок до 25 ноября текущего финансового года представляют в департамент следующие документы:
а) заявление;
б) копии учредительных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации;
в) копию договора о приобретении нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования;
г) копии документов, подтверждающих постановку на баланс организации нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации;
д) копии актов приема-передачи нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования, заверенные руководителем организации;
е) копии актов выполненных работ (в части монтажа нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования), заверенные руководителем организации.
Основаниями для отказа во включении организации в Перечень являются несоответствие организации условиям и критериям, установленным пунктами 3, 4 Порядка и непредставление (представление не в полном объеме) документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка.
Согласно пункту 8 Порядка предоставление субсидий организации, включенной в Перечень, осуществляется на основании ежегодно заключаемого с Департаментом соглашения.
Во исполнение указанных положений Порядка N 236-па и в целях его реализации Департамент на основании представленных обществом документов и сведений приказом от 06.03.2015 N 16 включил ЗАО "Аква Эконом" в Перечень получателей субсидии на возмещение части затрат на приобретение нового технологического оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств.
13.04.2015 между Департаментом и обществом было заключено Соглашение о комплексном участии в реализации государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013 -2017 годы" от 13.04.2015 N 8. Предметом данного Соглашения является сотрудничество сторон по реализации мероприятий Государственной программы, предусматривающей предоставление государственной поддержки для достижения конечных целей, выражающихся в расширении производства и реализации конкурентоспособной российской рыбо- и морепродукции.
Согласно пункту 2.1.4 Соглашения N 8 Департамент обязуется посещать предприятие рыбохозяйственного комплекса с целью контроля за соблюдением условий, установленных при предоставлении субсидии, определенных Порядком N 389-па и Соглашением N8.
В целях соответствия ЗАО "Аква Эконом" критериям участника государственной программы "Развития рыбохозяйственного комплекса Приморского края" и наличия нового технологического оборудования, представленного для получения субсидии из краевого бюджета, Департаментом в период с 09 по 10 сентября 2015 проведена выездная проверка с участием руководителя общества, в ходе которой в процессе посещения ЗАО "Аква Эконом" арендуемого помещения по адресу: пос.Терней, устье реки Серебрянка на правом берегу в 500-х метрах западнее маяка Страшный, составлен отчет от 14.09.2015.
Согласно данному отчету в ходе выездной проверки сотрудниками Департаменты было установлено несоответствие общества условиям предоставления субсидии, а именно:
1) у здания отсутствует крыша, в результате чего дождевая вода просачивается через потолок и попадает в помещение, заливая установленное оборудование. Часть крыши была снесена ураганом в январе текущего года, остальная часть демонтирована ЗАО "Аква Эконом", с зимы ремонт не производится;
2) количество технологического оборудования, предъявленного к субсидированию, не соответствует заявленному. Так, согласно спецификации к договору N 10-06/14 от 10 июня 2014 года: отсутствуют упаковщики DZQ600 однокамерные с размером вакуумной камеры 600x800x600 - 2 штуки;
3) по информации Главы администрации Тернейского городского поселения В.В. Гриценко предприятие не работает с марта текущего года, арендную плату не выплачивает 6 месяцев; 4) по информации Администрации Тернейского муниципального района Приморского края от 14.09.2015 N 1441 ЗАО "Аква Эконом" деятельность не осуществляет, налоги и обязательные платежи в государственные службы не уплачивает.
Письмом от 22.09.2015 N 43/1-2279 Департамент уведомил общество о несоответствии количества технологического оборудования, предъявленного к субсидированию, заявленному согласно спецификации к договору N 10-06/14 от 10.06.2014, предметом которого являлась покупка необходимого оборудования и на субсидирование которой подавало документы общество.
Кроме этого, причинами для отказа в предоставлении спорной субсидии и исключение Департаментом общества из Перечня послужил совокупный анализ следующих сведений.
По информации Управления Роспотребнадзора по Приморскому краю от 24.09.2015 N 14213 ЗАО "Аква Эконом" за период с 01.07.2009 по настоящее время уведомление о начале осуществления 12 А51-417/2016 предпринимательской деятельности в Управление Роспотребнадзора по Приморскому краю не представляло.
В материалах дела имеется письмо Межрайонной ИФНС России N 6 по Приморскому краю от 21.04.2016 N 06-40-01/02070, согласно которому по состоянию на 21.04.2016 задолженность составила 77067,19 руб., в том числе налог на прибыль 1000 рублей, транспортный налог - 1019,23 руб., сбор за пользование ВБР - 75047,96 руб. При этом по разрешениям, полученным ЗАО "Аква Эконом" в 2015 г., платежей не было.
Письмом от 14.09.2015 N 1441 администрация Тернейского муниципального района сообщила, что ЗАО "Аква Эконом" деятельность не осуществляет; за период 2013-2015 налоги и обязательные платежи в государственные службы не уплачиваются. Из выписки следует, что общество применяло общую систему налогообложения (кроме деклараций по транспортному налогу представляло "нулевую отчётность"), с 01.01.2015 применяет упрощённую систему налогообложения; согласно сведениям численность работников в 2012 году составила 1 человек, в 2013 и 2014 гг. численность отражена - 0 человек, сведения в ПФ по форме РСВ-1 в 2014 году не представлялись, сведения по форме 2-НДФЛ за 2012, 2013, 2014 не представлялись. Согласно сообщений Приморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства), в 2014 г. разрешения на вылов (добычу ) обществу не выдавались; 03.11.2015 и 23.10.2015 выданы разрешения на добычу 40 т креветки и 100 т краба, освоение указанных квот обществом не осуществлялось.
Помимо этого, общество не отрицает предоставление сведений с "нулевой" отчетностью в период 2013-2015, что свидетельствует об отсутствии работников, и, соответственно, неведении деятельности обществом.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции сделать правильный вывод об отсутствии фактической рыбохозяйственной деятельности общества. Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая, что ЗАО "Аква Эконом" не соответствует условиям предоставления субсидий, определенным пунктами 2, 3 Порядка N 236-па, коллегия считает верным вывод суда первой инстанции о правомерности вынесения Департаментом приказа Департамента от 25.09.2015 N 85 об исключении общества из Перечня получателей субсидий на возмещение части затрат на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств.
Доводы общества в подтверждение ведения рыбопромышленной деятельности со ссылкой на наличие разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов N 252015020857 от 23.10.2015, также необоснованны, так как согласно письму ТУ Федерального агентства по Росрыболовству от 13.04.2016 N 06-15/1987 ЗАО "Аква Эконом" в 2015 году получило разрешения на вылов (добычу) водных биологических ресурсов - 40 тонн креветки и 100 тонн краба, однако, их вылов (добычу) не осуществляло.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Порядок N 236-па не содержит положений, обязывающих предприятие рыбохозяйственного комплекса осуществлять производственную деятельность в период получения субсидии, коллегия признает ошибочным, поскольку из анализа пункта 2 Порядка N 236-по следует противоположное утверждение, а именно, субсидии предоставляются организациям, осуществляющим рыбохозяйственную деятельность на территории Приморского края (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), включенным в перечень получателей субсидий.
Поскольку приказ Департамента от 25.09.2015 N 85 об исключении общества из перечня получателей субсидий на возмещение части затрат на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств вынесен Департаментом при наличии на то правовых оснований, то приказ от 02.10.2015 N86 об отказе в предоставлении обществу субсидии на возмещении части затрат на приобретение нового технологического рвбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств за период 13 июня 2014 года - 25 сентября 2014 года соответствует действующему законодательству и не противоречит Порядку N236-па.
Доводы общества о незаконности указанного решения от 02.10.2015 N 86 в связи с отсутствием оснований для отказа в предоставлении субсидии, предусмотренных пунктом 18 Порядка, коллегия также не принимает, поскольку действия данного пункта распространяется на предприятия, включенные в Перечень получателей субсидий, в то время как ООО "Аква Эконом" было исключено из данного перечня Приказом N 85 от 25.09.2015.
Коллегия также считает необходимым отметить, что к числу основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства статьей 14 Закона N 209-ФЗ отнесен заявительный порядок обращения указанных субъектов за оказанием поддержки.
Данный принцип означает, что поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается органами государственной власти и органами местного самоуправления по обращениям таких субъектов.
При обращении заявителей за оказанием поддержки такие лица должны представить документы, подтверждающие их соответствие категории субъектов малого и среднего предпринимательства и условиям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (часть 2 статьи 14 Закона N 209-ФЗ).
Согласно пункта 1 части 5 статьи 14 Закона N 209-ФЗ в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные соответствующими федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства, или представлены недостоверные сведения и документы.
Таким образом, общество, не представив соответствующие документы, или представив документы, содержащие недостоверные сведения, несет риск отказа в предоставлении субсидии.
Согласно пункту 2.2.1 Соглашения N 8 общество обязано предоставлять необходимые документы и сведения, установленные Администрацией Приморского края, для получения государственной поддержки в виде субсидий.
Однако, как следует из материалов дела, в нарушение данного пункта ЗАО "Аква Эконом" неоднократно предоставляло не в полном объеме документы для выплаты субсидий, в связи с чем Департаментом издавались приказы об отказе в предоставлении субсидий.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.2.4 Соглашения N 8 (в соответствии с изменениями согласно Дополнительному соглашению N 1 от 10.07.2015) общество обязано предоставлять отчет о выполнении целевых показателей результативности субсидий ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по форме согласно приложению N 2 к Соглашению.
В нарушение названного пункта Отчет за второй квартал 2015 года представлен с нарушением срока предоставления.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, данное Соглашение может быть расторгнуто в одностороннем порядке одной из сторон путём письменного уведомления другой стороны (пункт 3.1 Соглашения N 8).
Ноднократные нарушения условий Соглашения также, наряду с отсутствием ведения обществом рыбохозяйственной деятельности, являются основаниями для его расторжения в соответствии с пунктом 3.1 названного соглашения.
Коллегия считает необходимым отметить, что субсидии юридическим лицам - производителям товаров (работ, услуг) в силу части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставляются при самостоятельном ведении лицами соответствующего вида деятельности и носят компенсационной характер и предоставляются в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения ( возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанных услуг.
Материалами дела установлено отсутствие ведения рыбохозяйственной деятельности "Аква Эконом", в связи с чем коллегия апелляционного суда полагает, что оспариваемые обществом приказы от 25.09.2015 N 85 и от 02.10.2015 N 86, решение о расторжении Соглашения от 13.04.2015 N8, изложенное в письме от 28.09.2016 N 43/1-2313, являются законными и обоснованными, а у Департамента отсутствуют основания для предоставления обществу государственной поддержки в виде субсидии на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 АПК РФ, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате издания ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, судебная коллегия считает, что обществом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов в связи с отказом Департамента в предоставлении субсидии и исключении общества из Перечня получателей субсидии.
Принимая во внимание обстоятельства настоящего дела, оспариваемые приказы от 25.09.2015 N 85, от 02.10.2015 N 86, решение о расторжении Соглашения от 13.04.2015 N8, изложенное в письме от 28.09.2016 N 43/1-2313 соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы заявителя, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в удовлетворении требований обществу отказано, то у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания восстановления прав последнего путем понуждения Департамента предоставить государственную поддержку в виде субсидии из краевого бюджета на приобретение нового технологического рыбоперерабатывающего оборудования и модернизацию береговых рыбоперерабатывающих производств.
Выводы суда первой инстанции в обжалуемой части сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены судебного акта в обжалуемой части.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в сумме 1 500 рублей относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.05.2016 по делу N А51-417/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Л.А. Бессчасная |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-417/2016
Истец: ЗАО "Аква Эконом"
Ответчик: департамент рыбного хозяйства и водных биологических ресурсов Приморского края
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2016 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6643/16
28.06.2016 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4884/16
28.06.2016 Определение Арбитражного суда Приморского края N А51-417/16
18.05.2016 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-417/16