Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании затрат, о взыскании убытков, о признании незаконным акта органа власти
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
25 ноября 2016 г. |
Дело N А66-7274/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 25 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Успех-А" на решение Арбитражного суда Тверской области от 14 сентября 2016 года по делу N А66-7274/2016 (судья Белова А.Г.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Успех-А" (ОГРН 1076952034477, ИНН 6950073417; место нахождения: 170008, город Тверь, проспект Победы, дом 35, офис 60; далее - общество, ООО "Успех-А") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Тверской области (ОГРН 1026900579551, ИНН 6902010199; место нахождения: 170036, город Тверь, Петербургское шоссе, дом 53а; далее - управление, УФК) о признании незаконным решения о возврате в Арбитражный суд Тверской области исполнительного листа серии ФС N 006325174 с отметкой об его исполнении; о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения и совершить действия по исполнению требований исполнительного листа серии ФС N 006325174, а именно: действия по перечислению процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 18 012 руб. 91 коп.; а также о взыскании 3000 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины и 5000 рублей в возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области (ОГРН 1106952029315, ИНН 6950125150; место нахождения: 170100, город Тверь, улица Советская, дом 33; далее - агентство).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 14 сентября 2016 года по делу N А66-7274/2016 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Успех-А" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Считает также ошибочным вывод суда об исполнении должником надлежащим образом и в установленный срок решения суда. Полагает, что взысканные решением суда проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат оплате независимо от установленных в Бюджетном кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) порядке и сроках исполнения вступившего в законную силу судебного акта.
УФК в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Агентство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в адрес УФК от ООО "Успех-А" 09.11.2015 поступило заявление от 09.11.2015 N 910 о предъявлении исполнительного листа к исполнению (том 1, лист 52), к которому прилагались, в том числе, решение Арбитражного суда по Тверской области от 18.12.2014 N А66-2080/2013; исполнительный лист серии ФС N 006325174 (том 1, листы 7-10).
Из указанных документов следовало, что должником является агентство, с которого подлежало взыскать с пользу общества 401 001 руб. основного долга, 6104 руб. 13 коп. расходов по уплате государственной пошлины, а также в случае неисполнения судебного акта и проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации в размере 8,25 % годовых за каждый день просрочки исполнения судебного акта с момента вступления судебного акта в законную силу и до его фактического исполнения на всю взысканную сумму.
При вынесении решения в части взыскания названных процентов суд руководствовался положениями пункта 2 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 22 "О некоторых вопросах присуждения взыскателю денежных средств за неисполнение судебного акта" (далее - постановление N 22).
Платежными поручениями от 25.11.2015 N 56770 и от 30.11.2015 N 72652 (том 1, листы 56-57) обществу перечислено соответственно 401 001 руб. основного долга и 6104 руб. 13 коп. государственной пошлины.
В графе "назначение платежа" указанных платежных поручений содержится ссылка на осуществление платежных операций во исполнение исполнительного листа ФС N 006325174.
Поскольку проценты за пользование чужими денежными средствами в адрес общества перечислены не были, ООО "Успех-А" обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенного следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 названного Кодекса вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов, а также невыполнение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.01.2001 N 1-П, неправомерная задержка исполнения судебного решения должна рассматриваться как нарушение права на справедливое правосудие в разумные сроки, что предполагает необходимость справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
Согласно пункту 8 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278, агентство финансируется за счет средств федерального бюджета.
Как верно отметил суд первой инстанции, порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируются главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В отличие от Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" БК РФ не предусматривает добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 БК РФ.
Взыскатель, получив исполнительный лист от суда и желая осуществить исполнение вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные БК РФ.
ООО "Успех-А" полагает что, у суда не было оснований для применения статьи 242.2 БК РФ, поскольку отношения между ООО "Успех-А" и агентством возникли не в результате незаконных действий (бездействия) государственного органа, а в результате неисполнения обязательств по государственному контракту. Также ООО "Успех-А" считает, что суд ошибочно применил положения статьи 242.2 БК РФ, так как исполнительные документы им направлялись в УФК в соответствии со статьей 242.3 БК РФ.
Вместе с тем, статья 242.3 БК РФ регламентирует порядок и сроки исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Статья 242.3 БК РФ аналогично статье 242.2 БК РФ не предусматривает
добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем и носит исключительно заявительный характер. Предельный срок исполнения исполнительных документов также составляет - три месяца со дня поступления заявления с исполнительными документами в орган Федерального казначейства.
Кроме того, статья 242.3 БК РФ не регламентирует основания возникновения обязательств обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника: в результате незаконных действий (бездействия) федерального казенного учреждения или в результате не надлежащего исполнения государственного контракта.
Как было отмечено ранее, решением Арбитражного суда по Тверской области от 18.12.2014 по делу N А66-2080/2013 проценты за пользование чужими денежными средствами взысканы судом с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления N 22, в случае неисполнения судебного акта.
В связи с этим апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что в рассматриваемом случае целью взыскания процентов за неисполнение судебного акта является обеспечение исполнения судебных актов.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 04.03.2015 разъяснено, что проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 ГК РФ, подлежат начислению только в случае, если судебный акт не исполнен в установленный БК РФ срок. Проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ, не начисляются.
Согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение в Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации или финансовые органы муниципальных образований с обязательным приложением документов, перечисленных в пункте 2 статьи 242.1 этого кодекса.
В силу пункта 1 статьи 242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета
К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ).
В соответствии с пунктами 2, 3-8 статьи 242.3 БК РФ орган Федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанной информацией представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.
Орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Должник обязан представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.
При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган Федерального казначейства приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе Федерального казначейства (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как было отмечено ранее в постановлении, с соответствующим заявлением общество обратилось в УФК 09.11.2015 (том 1, лист 52).
Управлением в срок, не превышающий пяти дней, в адрес агентства направлено предусмотренное пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ уведомление от 11.11.2015 N 92 о поступлении исполнительного документа (том 1, лист 53).
Агентством в десятидневный срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 242.3 БК РФ, в адрес управления направлено письмо от 19.11.2015 N 5322-01 о направлении органу государственной власти (государственному органу), осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, в ведении которого находится должник, запроса требования о необходимости выделения дополнительных лимитов бюджетных обязательств (том 1, лист 54 и лист 55).
После предоставления дополнительных лимитов платежными поручениями от 25.11.2015 N 56770 и от 30.11.2015 N 72652 (том 1, листы 56-57) обществу перечислено соответственно 401 001 руб. основного долга и 6104 руб. 13 коп. государственной пошлины.
Следовательно, срок исполнения исполнительных документов со дня их поступления в управление до перечисления в пользу общества составил менее одного месяца.
Из приведенных выше норм БК следует, что предельный срок исполнения судебных документов составляет три месяца со дня поступления заявления с исполнительными документами в орган Федерального казначейства.
В связи с этим, в срок, установленный как пунктом 6 статьи 242.2 БК РФ так и статьей 242.3 БК РФ, судебный акт по делу N А66-2080/2013 исполнен и оснований для начисления процентов по статье 395 ГК РФ не имелось. УФК действовало в соответствии с требованием бюджетного законодательства и с учетом разъяснений Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований, в том числе и в части взыскания судебных расходов.
Помимо того следует отметить, что пункт 2 постановления N 22, признан не подлежащим применению (абзац 6 пункта 133 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 14 сентября 2016 года по делу N А66-7274/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Успех-А" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-7274/2016
Истец: ООО "УСПЕХ - А"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ