Требование: о понуждении заключить договор, об урегулировании разногласий при заключении договора по муниципальному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владимир |
|
18 октября 2016 г. |
Дело N А79-12397/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.10.2016.
Полный текст постановления изготовлен 18.10.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Богуновой Е.А., Фединской Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Урмановой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Козловского района Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 05.07.2016 по делу N А79-12397/2015,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары", г. Чебоксары, к Администрации Козловского района Чувашской Республики, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "Теплоснаб", об урегулировании разногласий по муниципальному контракту N р59-6-0270 от 01.12.2015,
в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Первого арбитражного апелляционного суда,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары") обратилось в суд с исковым заявлением к администрации Козловского района Чувашской Республики (далее - Администрация) об обязании заключить муниципальный контракт на поставку природного газа N р59-6-0270 от 01.12.2015 в редакции истца на следующих условиях: пункты 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1, абзац 7 пункта 3.3, пункты 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.4.4, абзацы 3, 5 пункта 6.7 и приложение N 1 муниципального контракта Nр59-6-0270 от 12.11.2015 принять в редакции общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Чебоксары" (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 05.07.2016 Арбитражный суд Чувашской Республики исковые требования ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" удовлетворил.
Пункты 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1, абзац 7 пункта 3.3, пункты 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.4.4, абзацы 3, 5 пункта 6.7 и приложение N 1 муниципального контракта N р59-6-0270 от 12.11.2015 принял в редакции ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары".
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права.
Оспаривая законность принятого по делу решения, заявитель указал, что положения муниципального контракта противоречат требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По мнению заявителя, суд не применил статью 168 ГК РФ, полагая, что положения контракта в части возложения солидарной ответственности на администрацию Козловского района Чувашской Республики противоречат федеральному законодательству и являются недействительными.
Стороны явку представителей в заседание суда не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.12.2015 ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары" направило в администрацию Козловского района Чувашской Республики письмо с предложением в срок до 07.12.2015 подписать муниципальный контракт от 12.11.2015 N р59-6-0270 на поставку природного газа на 2016 год для муниципальных нужд Вурнарского района Чувашской Республики.
22.12.2015 ответчик направил в адрес истца муниципальный контракт, подписанный с протоколом разногласий.
Стороны муниципального контракта не достигли соглашения по редакции пунктов 1.2, 2.2, 2.3, 2.6, 2.7, 3.1, абзаца 7 пункта 3.3, пунктов 3.4.1, 3.4.3, 4.2.2, 4.2.3, 4.2.5, 4.2.7, 4.2.8, 4.4.4, абзацев 3, 5 пункта 6.7 и приложения N 1 муниципального контракта N р59-6-0270 от 12.11.2015, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 названного Кодекса, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (статья 526 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (пункт 1 статьи 527 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов в силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон о теплоснабжении).
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 6 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее Закон о теплоснабжении).
Пунктом 4 статьи 9 Закона Чувашской Республики от 18.10.2004 N 19 "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике" к вопросам местного значения муниципального района отнесена организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Заключение спорного муниципального контракта для сторон является предметом регулирования специального закона Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон N 44-ФЗ).
В статье 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи размещения заказов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при которых заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт или иную гражданско-правовую сделку только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Так, в пункте 8 части 1 названной статьи установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с частью 15 статьи 34 N 44-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 93 указанного закона, контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.
На основании части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Как следует из материалов дела, Администрация Козловского района Чувашской Республики направила ответчику расчет-заявку потребности в природном газе для муниципальных нужд Козловского района (потребители, финансируемые за счет бюджетных средств) на 2016 год Приложение N 1 (л.д. 22), расчет-заявку потребности в природном газе для муниципальных нужд Козловского района (потребители, финансируемые за счет внебюджетных средств) на 2016 год Приложение N 2 (л.д. 25), расчет-заявку потребности в природном газе для муниципальных нужд Козловского района (организации коммунального комплекса) Приложение N 3 (л.д. 24).
Согласно указанным расчетам заявок потребность в природном газе на 2016 год для муниципальных нужд Козловского района всего составляет 6 859 327 куб.м., в том числе для потребителей, финансируемых за счет бюджетных средств и организаций коммунального комплекса.
Статьей 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" предусмотрено, что при заключении государственного или муниципального контракта на поставку газа для государственных или муниципальных нужд в нем должен учитываться объем потребления газа, согласованный государственным или муниципальным заказчиком в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в постановлении от 02.09.2010 N 667 "О порядке согласования государственным (муниципальным) заказчиком объемов потребления газа для государственных (муниципальных) нужд".
Указанный в муниципальном контракте объем природного газа утвержден комиссией, созданной по приказу Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Чувашской Республики от 25.03.2014 N 03/1-03/117 и согласован в ООО "Газпроммежрегионгаз".
Как следует из протокола разногласий и искового заявления администрация соглашается заключить муниципальный контракт только в части объемов поставляемого истцом природного газа на нужды подведомственных администрации организациям, исключая из муниципального контракта объемы газа, согласованные на нужды теплоснабжающей организации ООО "Теплоснаб", необходимого для обеспечения теплом населения Козловского района Чувашской Республики.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом.
В силу статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации при поставке товаров покупателям по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд оплата товаров производится покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, если иной порядок определения цен и расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом (абзац 1).
При оплате покупателем товаров по договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд государственный или муниципальный заказчик признается поручителем по этому обязательству покупателя (абзац 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации поручительство может возникать на основании закона при наступлении указанных в нем обстоятельств. Правила настоящего Кодекса о поручительстве в силу договора применяются к поручительству, возникающему на основании закона, если законом не установлено иное.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обеспеченного поручительством обязательства влечет солидарную ответственность поручителя и должника перед кредитором, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (статья 363 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае Администрация, направившая заявку на поставку природного газа для муниципальных нужд в определенном объеме, обеспечивающем потребности всех категорий получателей (подведомственные муниципальные бюджетные учреждения, администрации сельских поселений, а также организации коммунального комплекса) является поручителем в силу закона (пункт 2 статьи 532, пункт 2 статьи 361 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем у нее возникает солидарная ответственность поручителя по оплате всего объема поставляемого энергоресурса.
Таким образом, в ситуации, когда администрация не оспаривает объем поставляемого подведомственным Заказчику организациям (учреждениям) и иным уполномоченным Заказчиком организациям, указанным в Реестре получателей (Приложение N 1,N 2) природного газа, принятие на себя обязанности по обеспечению оплаты только в части подведомственных ему организаций противоречит вышеуказанным нормам Гражданского кодекса РФ и Закона N 44-ФЗ.
Поскольку администрация исключает из муниципального контракта объемы газа, согласованные ей и необходимые для деятельности ООО "Теплоснаб", выполняющего функцию теплоснабжения населения Козловского района Чувашской Республики, в связи с чем, вносит в текст договора соответствующие изменения, учитывая наличие у Администрации солидарной обязанности по оплате поставленного газа, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности заключения муниципального контракта N р59-6-0270 от 12.11.2015 в редакции истца.
Ссылка ответчика на то, что данное Администрацией поручительство может быть оформлено только путем выдачи муниципальной гарантии, правомерно отклонена судом, поскольку в рассмотренном деле возникшие между истцом и Администрацией правоотношения имеют иной правовой характер (параграф 4 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не подпадают под определение муниципальной гарантии.
Обстоятельства дела судом исследованы полно и всесторонне, доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаются необоснованными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и не подтверждаются материалами дела.
Таким образом, обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта в любом случае, судом не установлено, поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по оплате государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы судом не рассматривается, поскольку заявитель жалобы в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.07.2016 по делу N А79-12397/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Козловского района Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-12397/2015
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Чебоксары"
Ответчик: Администрация Козловского района Чувашской Республики
Третье лицо: Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, ООО "Теплоснаб"