Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2017 г. N Ф07-1154/17 настоящее постановление изменено
г. Вологда |
|
23 ноября 2016 г. |
Дело N А13-2379/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 ноября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И. при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Горбуновой Ю.А. по доверенности от 08.09.2016 N 310,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 августа 2016 года по делу N А13-2379/2016 (судья Мамонова А.Е.),
установил:
открытое акционерное общество "Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО" (место нахождения: 162604, Вологодская область, город Череповец, улица Моченкова, дом 17; ИНН 3528006260, ОГРН 1023501246273; далее -ОАО "ФЭСКО", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (место нахождения: 160001, город Вологда, проспект Победы, дом 33; ИНН 3525039187; ОГРН 1023500884087; далее - Отделение ФСС, фонд, учреждение) от 31.12.2015 N 481 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 25 августа 2016 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Отделение ФСС с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении заявления общества отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено без участия представителя общества в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя учреждения, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, Отделением ФСС на основании решения от 01.10.2015 N 748 в отношении общества проведена документальная выездная проверка по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств страхователем ОАО "ФЭСКО" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 07.12.2015 N 2879н/с.
На основании акта проверки и по итогам рассмотрения возражений общества Отделением ФСС принято решение от 31.12.2015 N 481 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором отражено, что в нарушение статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), пункта 3 Правил начисления, учета и страхования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, обществом в 2012-2014 годах занижена база для начисления страховых взносов на сумму 1 342 356 руб. 72 коп., в том числе:
- 39 545 руб. 74 руб. - выплаты, которые не относятся к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, не принятые к зачету расходы на цели обязательного социального страхования;
- 1052 руб. 55 коп. - назначенное и выплаченное пособие по листкам нетрудоспособности, имеющим признаки подделки;
- 23 070 руб. - оплата стоимости молока, выдаваемого работникам, у которых по результатам аттестации рабочих мест не предусмотрена выдача молока или других равноценных продуктов;
- 822 998 руб. 50 коп. - оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств работодателя (из них 25 925 руб. - сумма частичной оплаты путевки, произведенной работникам, являющимся инвалидами);
- 443 724 руб. 79 руб. - выходное пособие, выплаченное работникам при расторжении трудового договора по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ);
- 11 965 руб. 14 коп. - сумма заработной платы, выплаченная уволенным работникам.
Указанным решением заявителю начислены и предложены к уплате недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 13 581 руб. 28 коп. и пени по состоянию на 31.12.2015 в размере 1406 руб. 99 руб.
Не согласившись с решением учреждения, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что организации, производящие выплаты и другие вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 названного Закона лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2, 5 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников; суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому страхователем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся в Законе N 212-ФЗ, в соответствии с частью 1 статьи 7 которого объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 1 части 1 статьи 5 этого Закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Закона.
В силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждено представителем ответчика в апелляционном суде, одновременно с проведением проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое решение, фондом на основании решения от 01.10.2015 N 692 в отношении ОАО "ФЭСКО" также проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт от 07.12.2015 N 2861.
На основании акта проверки и по результатам рассмотрения возражений общества отделением ФСС принято решение от 31.12.2015 N 405 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
При этом в названном решении фонд также пришел к выводу о том, что в нарушение статей 7, 8, 9 Закона N 212-ФЗ обществом в 2012-2014 годах занижена база для начисления страховых взносов на сумму 1 292 241 руб. 72 коп., в том числе:
- 39 545 руб. 74 руб. - выплаты, которые не относятся к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов, не принятые к зачету расходы на цели обязательного социального страхования;
- 1052 руб. 55 коп. - назначенное и выплаченное пособие по листкам нетрудоспособности, имеющим признаки подделки;
- 23 070 руб. - оплата стоимости молока, выдаваемого работникам, у которых по результатам аттестации рабочих мест не предусмотрена выдача молока или других равноценных продуктов;
- 772 883 руб. 50 коп. - оплата стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников за счет средств работодателя;
- 443 724 руб. 79 руб. - выходное пособие, выплаченное работникам при расторжении трудового договора по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 77 ТК РФ;
- 11 965 руб. 14 коп. - сумма заработной платы, выплаченная уволенным работникам.
Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной подтвердил, что указанное решение учреждения вынесено в связи с выявленными нарушениями требований Закона N 212-ФЗ по тем же обстоятельствам деятельности общества, что и оспариваемое в раках настоящего спора решение.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Вологодской области от 17 мая 2016 года по делу N А13-2377/2016, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 августа 2016 года, удовлетворены в полном объеме требования общества о признании недействительным решения Отделения ФСС от 31.12.2015 N 405, которое признано не соответствующим Закону N 212-ФЗ и недействительным.
В кассационном порядке судебные акты по делу N А13-2377/2016 фондом не оспорены и вступили в законную силу.
При этом как в рамках настоящего спора, так и в рамках дела N А13-2377/2016 участвуют одни и те же стороны.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Преюдиция - это установление судом конкретных фактов, которые закрепляются в мотивировочной части судебного акта и не подлежат повторному судебному установлению при последующем разбирательстве иного спора между теми же лицами. Преюдициальность предусматривает не только отсутствие необходимости повторно доказывать установленные в судебном акте факты, но и запрет на их опровержение.
В соответствии с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В связи с этим суд обоснованно признал тот факт, что обстоятельства, установленные арбитражным судом по делу N А13-2377/2016, признаются доказанными для настоящего спора, а судебные акты по указанному делу имеют преюдициальное значение для дела N А13-2379/2016., поэтому суд не вправе делать переоценку выводов суда по делу N А13-2377/2016, заново оценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, связанные с наличием нарушений требований законодательства.
С учетом изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что у учреждения не имелось правовых оснований для принятия в отношении заявителя оспариваемого решения от 31.12.2015 N 481.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, изложенные в обжалуемом решении. Несогласие фонда с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены (изменения) обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 25 августа 2016 года по делу N А13-2379/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Докшина |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-2379/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 мая 2017 г. N Ф07-1154/17 настоящее постановление изменено
Истец: ОАО Череповецкая спичечная фабрика "ФЭСКО"
Ответчик: ГУ-Вологодское государственное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации