Требование: об урегулировании разногласий при заключении договора аренды в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
21 ноября 2016 г. |
А73-8350/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тихоненко А.А.
судей Волковой М.О., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кейбал М.С.
при участии в заседании:
от Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы" - Дудин К.В., представитель по доверенности от 15.02.2016 N 11-16;
от Администрации города Комсомольска-на-Амуре - Мазалова Н.В., представитель по доверенности от 17.12.2015 N 1-1-17/88
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Комсомольска-на-Амуре
на решение от 19.08.2016
по делу N А73-8350/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ульяновой М.Ю.
по иску Публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979)
к Администрации города Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150)
об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельного участка
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (далее - ПАО "ФСК ЕЭС", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации города Комсомольска-на-Амуре (далее - Администрация, ответчик) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора аренды земельных участков от 02.03.2016 N 10111/3 (по приложению N 3 - расчет арендной платы за землю).
Решением от 19.08.2016 разногласия, возникшие между истцом и ответчиком, при заключении договора аренды земельных участков от 02.03.2016 N 10111/3, урегулированы путем принятия содержания Приложения N 3 к указанному договору в следующей редакции:
"Годовой размер арендной платы:
117 805 кв.м х 5 руб. 59 коп. = 658 529 руб. 95 коп., где:
- 5 руб. 59 коп. - предельная ставка арендной платы за 1 кв.м земельных участков, расположенных на территории Хабаровского края;
- 117 805 кв.м - площадь земельных участков.
Арендная плата за три месяца аренды составляет 164 632 руб. 49 коп.
Расчет арендной платы выполнен на основании пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", Приказа Минэкономразвиятия РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
По мнению апеллянта, судом неправомерно применен пункт 5 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 582, поскольку данные Правила регулируют порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, и не подлежат применению к договору аренды земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ФСК ЕЭС" выразило несогласие с изложенными в ней доводами, просило оставить решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционного суда представители ответчика и истца поддержали доводы жалобы и возражений на нее соответственно.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ПАО "ФСК ЕЭС" является организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, создано в целях обеспечения оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети.
В целях реализации инвестиционной программы по реконструкции линии электропередачи ВЛ-220 кВ Л-251/251-258 ПС "Комсомольская" - ПС "Старт" с отпайкой на ПС "Парус" в соответствии с Приказом Минэнерго России от 18.12.2015 N 980, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось 10.02.2016 в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровым номером 27:22:0000000:4907 площадью 113 104 кв.м и с кадастровым номером 27:22:0050401:245 площадью 4 701 кв.м с местоположением: Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре под существующими линиями электропередачи ВЛ-220 кВ Л-251/251-258 ПС "Комсомольская" - ПС "Старт" с отпайкой на ПС "Парус", для проведения их реконструкции, сроком на три месяца.
Администрацией подготовлен и направлен истцу договор аренды земельных участков от 02.03.2016 N 10111/3, в процессе согласования условий которого сторонами не урегулирован вопрос определения размера арендной платы за используемые земельные участки (Приложение N 3 к договору от 02.03.2016 N10111/3).
В редакции Администрации расчет арендной платы за землю предложен в следующей редакции: "Размер арендной платы за арендованную площадь в годовом исчислении (руб.) в 2016 году 1 705 427 руб. 65 коп.
За период с 01.04.2016 по 20.06.2016 арендная плата составляет 424 027 руб. 09 коп.
Расчет арендной платы за землю выполнен на основании постановления Администрации от 18.12.2015 N 3733-па".
Не согласившись с такими условиями о порядке расчета арендной платы за земельные участки, ПАО "ФСК ЕЭС" направило в адрес Администрации протокол разногласий, в котором изложило свою редакцию Приложения N 3 к договору аренды. Общество предложило определять размер арендной платы в следующем порядке: "Годовой размер арендной платы:
117 805 кв.м х 5 руб. 59 коп. = 658 529 руб. 95 коп., где:
- 5 руб. 59 коп. - предельная ставка арендной платы за 1 кв.м земельных участков, расположенных на территории Хабаровского края;
- 117 805 кв.м - площадь земельных участков.
Арендная плата за три месяца аренды составляет 164 632 руб. 49 коп.
Расчет арендной платы выполнен на основании пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ", Приказа Минэкономразвиятия РФ от 22.09.2011 N 507 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения объектов электроэнергетики (за исключением генерирующих мощностей)".
Поскольку протокол разногласий, направленный в адрес Администрации, подписан не был, ПАО "ФСК ЕЭС" обратилось с настоящим иском в Арбитражный суд Хабаровского края, в котором просило урегулировать возникшие при заключении договора разногласия.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу пункта 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В данном случае, спор возник в части установления в договоре аренды платы за аренду земельных участков, используемых для размещения объектов федеральных энергетических систем.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу статей 36, 89 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для эксплуатации объектов энергетики их владельцу предоставляются необходимые для этого земельные участки.
По общему правилу, закрепленному в пункте 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 ГК РФ).
В силу статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (платность использования земли).
Пунктом 4 статьи 22 и пунктом 2 статьи 65 ЗК РФ (в редакции, применимой к правоотношениям сторон) предусмотрено, что за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, определенная договором аренды.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015) предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации.
Согласно действующей с 01.03.2015 статье 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается, в том числе органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ в числе прочих перечислены объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Судом установлено, что земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставлены и используются обществом для реконструкции линии электропередачи ВЛ-220 кВ Л-251/251- 258 ПС "Комсомольская" - ПС "Старт" с отпайкой на ПС "Парус", в соответствии с Приказом Минэнерго России от 18.12.2015 N 980, в связи с чем с 01.03.2015 размер арендной платы за их использование подлежит определению с учетом приведенных норм права и в соответствии с Приказом N 507, принятым на основании пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
С учетом изложенного, довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения положений, установленных в Постановлении Правительства Хабаровского края от 30.12.2009 N 411-пр, отклоняется судом апелляционной инстанции.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по своей сути сводятся к переоценке обстоятельств, исследованных судом первой инстанции, и выражают несогласие ответчика с принятым решением, что не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
При установленных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 19.08.2016 по делу N А73-8350/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8350/2016
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ЕДИНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ
Третье лицо: ПАО "Федеральнаяч сетевая компанияЕдиной энергитической системы"