Требование: о взыскании долга, о расторжении договора
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
11 февраля 2016 г. |
Дело N А51-17965/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 04 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Ветошкевич,
судей Д.А. Глебова, С.Б. Култышева,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Е. Овечко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-12015/2015
на решение от 23.11.2015
судьи Е.Г. Клеминой
по делу N А51-17965/2015 Арбитражного суда Приморского края
по иску Департамента лесного хозяйства Приморского края (ИНН 2539085054, ОГРН 1072539005967)
к Индивидуальному предпринимателю Васильченко Оксане Борисовне (ИНН 250800276005, ОГРН 304250836400389)
третье лицо Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество"
о взыскании задолженности, о расторжении договора,
при участии: от лиц, участвующих в деле, представители не явились,
УСТАНОВИЛ:
Департамент лесного хозяйства Приморского края (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю Васильченко Оксане Борисовне (далее - ИП Васильченко О.Б., предприниматель) о взыскании 430503 рублей 48 копеек задолженности по договору от 30.12.2008 N 67/41, о расторжении договора от 30.12.2008 N 67/41.
Определением суда от 01.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Краевое государственное казенное учреждение "Приморское лесничество" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Департамент обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование со ссылкой на статью 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации и акт проверки Рослесхоза об исполнении органами государственной власти Приморского края переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования субвенций, выделяемых из федерального бюджета для их использования от 27.05.2011, указывает, что при расчете арендной платы по договору аренды N 68/41 от 30.12.2008 не применен повышающий коэффициент 3,5 - приближенность к автомобильным дорогам общего пользования (схема участка, приложение N1 к договору аренды), а также коэффициент 1,13 (Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ). Отмечает, что в результате перерасчета арендной платы, на основании вышеуказанного акта, образовалась задолженность перед бюджетами РФ.
Департамент, Учреждение, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, явку своих представителей в суд не обеспечили. Суд, руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся представителей истца и третьего лица.
В канцелярию суда от ИП Васильченко О.Б. поступила телефонограмма о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 АПК РФ, рассмотрел заявленное ходатайство и определил его удовлетворить.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 25.04.2006 Агентством лесного хозяйства по Приморскому краю проведен лесной конкурс на право заключения договора аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей на участке лесного фонда общей площадью 1,2 га на территории Волчанецкого лесничества ФГУ "Сергеевский лесхоз" в квартале N 51 (часть выделов N 7, 11) сроком на 25 лет, по результатам которого победителем признана ИП Васильченко О.Б., предложившая цену 9000 рублей при начальной (стартовой) цене 7500 рублей (Протокол N 29 от 25.04.2006).
По результатам конкурса ФГУ "Сергеевский лесхоз" Агентства лесного хозяйства по Приморскому краю и ИП Васильченко О.Б. заключен договор аренды участка лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей от 06.05.2006 N 13.
30.12.2008 в связи с приведением договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации Управлением лесным хозяйством Приморского края и ИП Васильченко О.Б. подписан Договор N 68/41 аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности.
Таким образом, договор от 30.12.2008 заключен в порядке переоформления ранее действовавшего и заключенного по результатам конкурса договора N 13 от 06.05.2006 на основании Приказа Управления лесным хозяйством Приморского края N 314 от 06.12.2007.
30.12.2008 между Управлением лесным хозяйством Приморского края (арендодатель) и ИП Васильченко О.Б. (арендатор) по результатам аукциона на срок 25 лет с момента государственной регистрации был заключен договор N 68/41 аренды лесного участка (далее - договор аренды) для осуществления рекреационной деятельности площадью 1,2 га, местоположение лесного участка: Приморский край, Находкинский городской округ, Сергеевское лесничество, Волчанецкое участковое лесничество, квартал 51, выделы 10, 20. Номер учетной записи в государственном лесном реестре 1105019/2 (пункт 2 договора аренды).
Из схем расположения и границы лесного участка, являющихся приложениями к указанным договорам, видно, что несмотря на разные номера выделов, в аренду как по одному, так и по второму договору передан один и тот же лесной участок.
В соответствии с пунктом 5 договора от 30.12.2008 арендная плата составляет 9000 рублей в год, в том числе минимальный размер арендной платы 8387 рублей.
В пункте 6 договора аренды установлено, что арендатор вносит арендную плату согласно приложению N 4 по счетам, выписываемым подведомственным арендодателю учреждением и представляет в течение 1 месяца такому органу документы, подтверждающие произведенную оплату.
Согласно пункту 7 договора арендодатель в одностороннем порядке вправе изменить размер фиксированной арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу площади лесного участка. Перерасчет арендной платы не требует внесения изменений в договор. Арендодатель обязан предварительно (за 15 дней) до направления счета на оплату известить арендатора о произведенном перерасчете арендной платы.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 30.12.2008. Обременение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.05.2009 за N 25-25- 22/004/2009-120.
Постановлением администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па Управление лесным хозяйством Приморского края переименовано в Департамент лесного хозяйство Приморского края.
В соответствии актом проверки Рослесхоза об исполнении органами государственной власти Приморского края переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования субвенций, выделяемых из федерального бюджета для их использования от 27.05.2011, установлено, что при расчете арендной платы договора аренды не применен повышающий коэффициент 3,5 - приближенность к автомобильным дорогам общего пользования, а также коэффициент 1,13 (Федеральный закон от 24.11.2008 N 204-ФЗ). О результатах проверки ответчик уведомлена письмами от 11.07.2011 N341 и от 11.09.2013 N367.
15.07.2015 Департамент направил предпринимателю претензионное письмо N 38-04-07/2777 с требованием об оплате задолженности по внесению арендной платы по договору аренды, а также предложение о расторжении договора аренды от 16.07.2015 исх.N38-04-07/2784 в связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендной платы за пользование лесным участком по договору аренды.
Невнесение ИП Васильченко О.Б. суммы арендных платежей явилось основанием для обращения Департамента в Арбитражный суд Приморского края с рассматриваемым исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу пункта 1 статьи 41 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
В соответствии со статьей 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным.
Так, по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок, в частности для осуществления рекреационной деятельности (пункт 1 статьи 72 ЛК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом.
На основании статьи 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 ГК РФ).
В рассматриваемом споре договор аренды заключен сторонами по результатам аукциона в 2006 год с определением окончательной цены договора в сумме 9000 рублей, а в 2008 году лишь произошло переоформление данного договора в связи с введением в действие Лесного кодекса Российской Федерации. Разногласий при подписании договора у сторон не возникло.
Как следует из искового заявления, в результате перерасчета арендной платы по факту проведённой проверки, произведенного Департаментом в соответствии с Постановлением Правительства от 17.09.2014 N 947 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности", размер арендной платы по договору аренды от 30.12.2008 N 68/41 составил 80249 рублей 19 копеек, в связи с чем у ответчика за период с 01.01.2009 по 30.06.2015 образовалась задолженность в сумме 321823,58 рубля в федеральный бюджет и в сумме 108679,90 рублей в краевой бюджет.
Между тем в силу части 2 статьи 74 ЛК РФ в редакции, действовавшей на момент переоформления договора, при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается.
Аналогичные положения содержит норма части 2 статьи 74 ЛК РФ и в редакции закона, действовавшего на момент предъявления рассматриваемого иска: при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ содержит специальное правило, согласно которому возможность изменения условий договора аренды, заключенного на аукционе, ограничена случаем, предусмотренным ЛК РФ (частью 7 статьи 53.7 ЛК РФ), что исключает применение норм гражданского законодательства в части условий и основания изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора. Аналогичная позиция содержится и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301ЭС14-448 по делу N А43-21805/2013.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При этом введенная Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ в статью 74 Лесного кодекса часть 2.1 содержит положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Системное толкование указанных положений Лесного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что закон не допускает возможности изменения условий заключенного по результатам аукциона договора на основании соглашения сторон или по требованию одной из его сторон, за исключением перечисленных в части 2 статьи 74 случаев.
В этой связи указанное истцом основание изменения условий договора аренды от 30.12.2008 N 68/41, обусловленное неприменением при его заключении повышающего коэффициента 3,5 (приближенность к автомобильным дорогам общего пользования), а также коэффициента 1,13 в соответствии с Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ, не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора.
Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства и содержащуюся в них информацию по правилам статей 67, 68 и 71 АПК РФ, арбитражный суд, приняв во внимание правовою позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12157/13, пришёл к обоснованному выводу об отсутствии у истца оснований для изменения условий договора аренды лесного участка от 30.12.2008 N 68/41, заключенного фактически по результатам проведения аукциона, в частности условия о размере арендных платежей, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении требования о взыскании доначисленных в одностороннем порядке сумм арендной платы.
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (пункт 2 статьи 450 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если в силу закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Пунктом 2 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Согласно статье 619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом, в частности, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату. Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.
Расторжение договора в судебном порядке носит исключительный характер, является по своей правовой природе санкцией, применяемой судом к злостному нарушителю договорных обязательств.
Вместе с тем, установив незаконность действий Департамента по начислению арендной платы сверх предусмотренного договором аренды лесного участка от 30.12.2008 N 68/41 размера, на что было указано арендодателем в претензионных письмах от 15.07.2015 N 38-04-07/2777 и от 16.07.2015 N38-04-07/2784, оснований для досрочного расторжения заключенного сторонами договора аренды в порядке статей 450-452, 619 ГК РФ у суда первой инстанции не имелось. Учитывая установленное, оставление требований истца в данной части без удовлетворения также является правомерным.
С учётом изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции счел, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании положений Лесного кодекса Российской Федерации и условий заключенного договора, в связи с чем сводятся к иному пониманию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которое не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для изменения или отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Приморского края не имеется, апелляционная жалоба Департамента удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.11.2015 по делу N А51-17965/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Ветошкевич |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17965/2015
Истец: ДЕПАРТАМЕНТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Ответчик: ИП Васильченко Оксана Борисовна
Третье лицо: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПРИМОРСКОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО"