г. Санкт-Петербург |
|
25 июля 2017 г. |
Дело N А26-11499/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июля 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Волковой Т.В.,
при участии:
от истца (заявителя): Второвой К.Н. по доверенности от 01.01.2017 N 211-2017;
от ответчика (должника): Павловой М.Ю. по доверенности от 14.07.2017 N 16;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-13462/2017) УФАС по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2017 по делу N А26-11499/2016 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
к УФАС по Республике Карелия
3-е лицо: ООО "ГеоПром"
о признании незаконным решения
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее Общество) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия (далее Управление, УФАС) от 26.09.2016 по жалобе N 04-45/42-2016 в части признания жалобы ООО "ГеоПром" обоснованной".
Решением суда от03.05.2017 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе УФАС просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалобы, оспариваемое решение Управления является правомерным, в связи с чем у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленного Обществом требования.
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу.
Третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, основным видом деятельности ПАО "ТГК-1" (ранее ОАО "ТГК-1") является производство электроэнергии, дополнительными - торговля и передача электроэнергии.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" настоящий закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения.
Решением Совета директоров ОАО "ТГК-1" от 18.07.2013 утверждено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение), которое разработано в целях исполнения, в том числе Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и которым урегулированы отношения, связанные с осуществлением заявителем закупочной деятельности.
На основании распоряжения от 24.06.2016 N 76-ДЛ ПАО "ТГК-1" организовало и провело на сайте www.zakupki.gov.ru открый конкурс предложений на предмет - Приведение высотных отметок реперов ГЭС каскада в единую сеть для нужд Каскада Кемских ГЭС филиала "Карельский" ОАО "ТГК-1" (3400/6.42-2442), максимальная стоимость работ 380000 руб. без НДС.
Извещение о закупке N 31603814318 размещено на сайте 24.06.2016 (том 2 листы 126-127), срок окончания приема заявок и вскрытия конвертов с заявками - 11.07.2016 (том 2 лист 132).
Согласно протоколу заседания Комиссии по подведению итогов запроса предложений (далее - Комиссия) от 11.07.2016 N 66/1-2016 на участие в запросе предложений поступило три заявки от: ООО "Инженерный центр ВНИИГ" (предложена цена 290000 руб. без НДС), ООО "ГеоПром" (предложена цена 300000 руб. без НДС) и ООО "Карельский геодезический центр" (предложена цена 301262 руб. 44 коп. без НДС; том 2 листы 105-106).
Согласно протоколу заседания от 28.07.2016 N 66/2-2016 Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения заявок и проведении их дополнительного анализа (том 1 листы 30-31).
В пункте 1.2.24 Положения указано, что уторговывание - добровольное снижение участниками закупки цен заявок на участие в закупке после процедуры вскрытия заявок в целях повышения предпочтительности таких заявок для заказчика. Уторговывание может проводиться только в случае, если информация о возможности его проведения предусмотрена в документации о закупке.
Информация о возможном уторговывании предусмотрена в разделе 5.4 документации по закупке N 31603814318 (том 3 лист 2).
Согласно протоколу заседания от 11.08.2016 N 66/3-2016 Комиссия признала все поступившие заявки удовлетворяющими условиям запроса предложений и назначила процедуру уторговывания (том 2 лист 103).
Письмами от 15.08.2016 N 16-03/162, N 17-03/162 и N 18-03/162 ПАО "ТГК-1" известила, соответственно, ООО "Карельский геодезический центр", ООО "Инженерный центр ВНИИГ" и ООО "ГеоПром" о проведении процедуры уторговывания, предложив участникам открытого запроса предложений до 10 час. 00 мин. (время московское) 18.08.2016 представить по адресу: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Кирова, д. 43, отдел организации закупочной деятельности - конверты с новыми предложениями, включая новую сметную документацию.
В данных письмах отмечено, что участник запроса предложений, приглашенный на процедуру уторговывания, вправе не участвовать в ней, тогда его заявка остается действующей с ранее объявленной ценой.
Названные письма направлены участникам закупки по электронной почте 15.08.2016 и получены, соответственно, ООО "Карельский геодезический центр" в 13 час. 59 мин., ООО "Инженерный центр ВНИИГ" в 14 час. 01 мин. и ООО "ГеоПром" в 14 час. 02 мин. (том 2 листы 68-76).
Согласно протоколу заседания Комиссии от 11.08.2016 N 66/4-2016 в процедуре уторговывания участвовало только ООО "Карельский геодезический центр" с предложением стоимости работ в 261253 руб. 58 коп. без НДС (том 2 лист 103).
Согласно протоколу заседания от 25.08.2016 N 66/5-2016 Комиссия признала лучшей заявку ООО "Карельский геодезический центр" с ценой 308279 руб. 23 коп. (261253 руб. 58 коп. и НДС 18 процентов; том 2 листы 100-101).
02.09.2016 между ПАО "ТГК-1" (заказчик) и ООО "Карельский геодезический центр" (исполнитель) был заключен договор N 1254 на оказание услуг по приведению высотных отметок реперов ГЭС каскада в единую сеть (срок исполнения до 30.12.2016) стоимостью 308279 руб. 23 коп. (том 2 листы 90-99).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия юридического лица при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
09.09.2016 в Карельское УФАС России поступила жалоба ООО "ГеоПром" на действия ПАО "ТГК-1" при проведении закупки N 31603814318, обоснованная тем, что у него объективно не имелось возможности представить документы на процедуру уторговывания в определенный заказчиком срок. Соответственно, организатором закупки были нарушены установленные Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" принципы закупки. К жалобе приложена оферта о заключении договора на выполнение работ по приведению высотных отметок реперов ГЭС каскада в единую сеть на сумму 240000 руб. (283200 руб. с НДС).
В части 20 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" указано, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "ГеоПром" УФАС вынесено оспариваемое решение о признании жалобы обоснованной и выдаче ПАО "ТГК-1" предписания о внесении изменений в Положение в части установления срока, до истечения которого договор не может быть заключен.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:
1) неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;
2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;
3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
4) неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанная правовая норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий (бездействия) заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим. Соответственно, указанное в статье 6 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" положение о том, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и положения статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" должны применяться с учетом части 10 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592).
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в жалобе ООО "ГеоПром", по результатам рассмотрения которой было вынесено оспариваемое решение, не содержится сведений об обстоятельствах, перечисленных в части 10 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что довод Общества об отсутствии у Управления полномочий на рассмотрение жалобы ООО "ГеоПром" является обоснованным, а оспариваемое решение - не соответствующим как части 10 статьи 3 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ввиду отсутствия оснований для подачи жалобы в антимонопольный орган, так и части 1 статьи 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции" ввиду отсутствия оснований у антимонопольного органа для рассмотрения жалобы по существу.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение УФАС правомерно признано судом первой инстанции недействительным в обжалуемой Обществом части.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, сделанных по существу рассмотренного дела и основанные на неправильном толковании норм права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 мая 2017 года по делу N А26-11499/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.И. Протас |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-11499/2016
Истец: ПАО "Территориальная генерирующая компания N1"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия
Третье лицо: ООО "ГеоПром"