г. Москва |
|
19 декабря 2016 г. |
Дело N А40-84145/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Дилинг Сити"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.10.2016 по делу N А40-84145/16,
принятое судьей В.В. Лапшиной,
по заявлению ООО "Дилинг Сити"
к Управлению Росреестра по г. Москве
об оспаривании уведомления,
при участии:
от заявителя: |
Чудаков А.А. по доверенности от 25.02.2016; |
от ответчика: |
Велиев М.Н. по доверенности от 31.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Дилинг сити" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Управлению Росреестра по Москве (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным уведомления от 15.01.2016 г. N 51-696/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и об обязании принять заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:10:0006003:1006 от 28.12.2015 к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 03.10.2016 по делу N А40-84145/16, в удовлетворении заявления ООО "Дилинг сити" об оспаривании уведомления Управления Росреестра по Москве от 15.01.2016 г. N 51-696/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отказано полностью.
С решением не согласился заявитель, подал апелляционную жалобу в которой просит, Отменить решение Арбитражного суда города Москвы от 03 октября 2016 года.э Принять по делу новый судебный акт. Признать уведомление N 51-696/2016 от 15.01.2016 незаконным и отменить его полностью.
Ответчик возражал на доводы жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2016 по делу N А40-84145/16 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 28.12.2015 г. ООО "Дилинг сити" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером 77:10:0006003:1006.
По результатам рассмотрения заявления Управлением Росреестра по Москве уведомлением от 15.01.2016 г. отказано Обществу в принятии документов.
Основанием для отказа в принятии документов послужило отсутствие в форме электронного документа и на бумажном носителе положительное экспертное заключение (подписанное квалифицированной электронной подписью), наличие которого предусмотрено статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", нарушение требований к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости в электронном виде (электронный документ не подписан квалифицированной электронной подписью оценщика), которые установлены Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об электронной подписи".
Не согласившись с вынесенным уведомлением 15.01.2016 г. N 51-696/2016, ООО "Дилинг сити" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из тех обстоятельств, что действия заинтересованного лица, связанные с отказом в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и Порядка, поскольку Обществом нарушены требования к оформлению положительного экспертного заключения которые и нарушение требований к оформлению отчета об оценке рыночной стоимости в электронном виде (электронный документ не подписан квалифицированной электронной подписью оценщика).
Уведомление от 15.01.2016 г. N 51-696/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности..
Судом рассмотрены все доводы заявителя, однако они не могут служить основанием для удовлетворения требований заявителя.
Поскольку совокупность обстоятельств, необходимых для признания
ненормативного правового акта недействительным (противоречие закону и нарушение прав и законных интересов) судом не установлена, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Правильно установив данные фактические обстоятельства, суд первой инстанции правомерно вынес оспариваемое решение.
В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998
N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:
- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагаются:
- кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;
- отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа в отношении отчета об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и в порядке, который предусмотрен порядком создания и работы комиссии. При этом договором на проведение оценки может быть установлена обязанность исполнителя обеспечить проведение экспертизы отчета.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости также могут прилагаться иные документы.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 263 от 04 мая 2012 г. утвержден Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 13 Порядка Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением следующих документов:
- кадастровый паспорт объекта недвижимости;
- нотариально заверенная копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию ошибочности указанных сведений;
- отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
- положительное экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно- правовому регулированию оценочной деятельности, требованиям стандартов и правил оценочной деятельности такой саморегулируемой организации оценщиков (далее - положительное экспертное заключение) в случаях, установленных настоящим Порядком.
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.
Пунктом 15 указанного Порядка предусмотрено, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано без приложения документов, указанных впункте 13 настоящего Порядка, или с нарушением сроков, или величина кадастровой стоимости объекта недвижимости, результаты определения которой оспариваются, ранее установлена в размере его рыночной стоимости, оно не принимается к рассмотрению, о чем секретарь комиссии в течение семи рабочих дней с даты поступления такого заявления уведомляет заявителя. Уведомление содержит перечень оснований, по которым заявление не принято к рассмотрению, с приложением самого заявления и приложенных к нему документов (в случае их наличия).
Согласно абзацу 6 части 16 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в числе необходимых документов также указано положительное экспертное заключение в форме электронного документа.
Согласно ч. 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа,
осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет, составленный в форме электронного документа, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 8 ст. 11 Закона об оценочной деятельности).
Доводы Общества о том, что отчет об оценке рыночной стоимости был приложен к заявлению в электронном виде и был подписан квалифицированной электронной подписью, судом отклоняется в связи с отсутствием доказательств.
Согласно заявлению, поданному Обществом на Комиссию (вх. N Управления 132008/15 от 28.12.2015 г.), к заявлению прилагался отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 24.11.2015 г. NТ4/1115-115Э (подлинник) на 63 листах в 1 экземпляре (п. 3 заявления), электронная версия отчета (п. 4 заявления).
Приложенные к заявлению документы были возвращены заявителю оспариваемым уведомлением, в том числе электронный носитель.
Сведений о том, что отчет в форме электронного документа был подписан квалифицированной электронной подписью, в указанных документах не имеется.
Так, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Закон об электронной подписи) квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим признакам:
- ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;
- для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Доказательств наличия указанных признаком заявитель не представил, как не представил суду и сам электронный носитель, либо соответствующие скрин-шоты страниц, выведенные на бумажный носитель.
Частью 1 статьи 65 АПК РФ предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Учитывая, в том числе, требования к отчету, экспертному заключению и порядку, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 04.07.2011 N 328, в случае предоставления в Комиссию положительного экспертного заключения, составленного в форме электронного документа, не подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, соответствующее заявление на основании пункта 15 порядка создания и работы Комиссии, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263, не принимается к рассмотрению.
Указанная позиция подтверждается Письмом Росреестра от 25.08.2014 N 15-01222/14.
Действия Управления, связанные с отказом в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности и Порядка.
Таким образом, уведомление от 15.01.2016 г. N 51-696/2016 об отказе в принятии документов на Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правильно определил правоотношения сторон, предмет доказывания по спору, с достаточной полнотой выяснил, исследовал и оценил в совокупности все значимые обстоятельства по делу, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения.
С учетом того, что иных доводов, подлежащих оценке, апелляционная жалоба не содержит, решение отмене не подлежит.
При подаче апелляционной жалобы ответчиком не уплачена государственная пошлина, которая в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на ответчика в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 03.10.2016 по делу N А40-84145/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-84145/2016
Истец: ООО ДИЛИНГ СИТИ
Ответчик: Управление Росреестра по г. Москве, Управление Росреестра по Москве