Требование: о взыскании госпошлины и судебных издержек, о взыскании пени;о взыскании долга, затрат и пени, о взыскании пени, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами по государственному контракту
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
18 октября 2016 г. |
А04-9990/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Дроздовой В.Г., Тихоненко А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Подрядчик": не явились;
от ГКУ "Строитель": не явились,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик"
на решение от 24.05.2016
по делу N А04-9990/2015
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Фадеевым С.М.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Подрядчик"
к Государственному казенному учреждению "Строитель"
о взыскании 5 546 168,88 рублей
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Подрядчик" (ОГРН 1073808027149, г. Белгород, далее - ООО "Подрядчик") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением о взыскании с государственного казенного учреждения Амурской области "Строитель" (ОГРН 1082801008674, г. Благовещенск, далее - ГКУ Амурской области "Строитель") задолженности по государственному контракту от 13.12.2013 N 133 в размере 1 693 207,61 руб., задолженности по государственному контракту от 02.06.2014 N 57 в размере 1 720 004,88 руб., задолженности по государственному контракту от 23.06.2014 N 107 в размере 1 733 012,19 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по государственному контракту от 13.12.2013 N 133 в размере 116 019,88 руб., пени за просрочку платежа по государственному контракту от 02.06.2014 N 57 в размере 141 427,40 руб., пени за просрочку платежа по государственному контракту от 23.09.2014 N 107 в размере 142 496,92 руб., судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 45 000 руб.
Также ООО "Подрядчик" просило понудить ГКУ Амурской области "Строитель" заключить дополнительное соглашение к государственному контракту от 13.12.2013 N 133 и признании необходимости выполнения дополнительных объемов работ, не учтенных ценой контракта в размере 844 866,96 руб., внести изменения в п. 5.1 государственного контракта от 13.12.2013 N 133 и изложить его в следующей редакции: "Выполнить работы по Контракту и передать их результат государственному заказчику генподрядчик обязуется не позднее 30 мая 2015 года", об обязанности генподрядчика выполнить своими силами дополнительный объем работ, об обязанности государственного заказчика оплатить дополнительные работы не позднее 31.12.2014 с ООО "Подрядчик".
Требования обоснованы неисполнением ответчиком обязательств по государственным контрактам от 13.12.2013 N 133, от 02.06.2014 N 57, от 23.06.2014 N 107 в части понесенных истцом затрат на перебазировку техники, командировочных расходов, работ по устройству не титульных временных зданий и сооружений.
Решением от 24.05.2016 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "Подрядчик" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В отзыве на апелляционную жалобу ГКУ Амурской области "Строитель" с ее доводами не согласилось, просило оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указывая на отсутствие доводов в обоснование заявленной апелляционной жалобы, что свидетельствует о злоупотреблении истцом процессуальным правом на обжалование судебного акта.
В судебное заседание, проводившемся путем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Амурской области, стороны, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, апелляционную жалобу, отзыва на нее, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, между ГКУ Амурской области "Строитель" (Государственный заказчик) и ООО "Подрядчик" (Генподрядчик) заключены государственные контракты от 13.12.2013 N 133, от 02.06.2014 N 57, от 23.09.2014 N 107.
Согласно названным государственным контрактам Генподрядчик обязался в счет оговоренной разделом 4 настоящих контрактов стоимости выполнить работы по строительству объекта "Малоэтажное быстровозводимое жилье город Тында, мкр. Таежный" 2 этап, 1 пусковой (внутриплощадочные сети, инженерные сооружения) в соответствии с условиями настоящего Контракта, утвержденной проектной документацией, строительными нормами и правилами, календарным графиком производства работ (Приложение N 2) и передать результат работ Государственному заказчику.
Государственный заказчик, в свою очередь, обязался принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (п. 2.1 контрактов).
В соответствии с п.п. 4.1, 4.3 контрактов общая стоимость работ по государственным контрактам:
от 13.12.2013 N 133 составляет 75 262 875 руб., с учетом НДС 18% - 11 480 777,54 руб.,
от 02.06.2014 N 57 составляет 43 270 253,01 руб.,
от 23.09.2014 N 107 составляет 31 814 839,43 руб. и включает в себя стоимость всего объема работ, согласно расчетной цены Государственного заказчика по настоящим контрактам, в том числе стоимость: материалов, оборудования, транспортировка материалов и оборудования до строительной площадки, эксплуатация машин и механизмов, перебазировки техники, командировочных расходов, пусконаладочных работ, заработной платы, накладных расходов, сметной прибыли, всех обязательных платежей и налогов, необходимых для выполнения работ Генподрядчиком по контракту, и другие затраты Генподрядчика, связанные с исполнением настоящих контрактов.
Пунктами 4.2, 4.1 контрактов закреплено, что цена государственных контрактов от 13.12.2013 N 133, от 02.06.2014 N 57, от 23.09.2014 N 107 соответствует Приложениям N 1 - "Протокол контрактной цены", которое является неотъемлемой частью настоящих контрактов и устанавливается на весь период действия контрактов и может быть изменена только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Пунктом 5.1 контрактов установлены сроки выполнения работ Генподрядчиком: по контракту от 13.12.2013 N 133 не позднее 31.05.2014, по контракту от 02.06.2014 N 57 не позднее 31.08.2014, по контракту от 23.09.2014 N 107 не позднее 30.10.2014.
В последующем, по условиям п. 4.1 контракта, в редакции утвержденного определением Арбитражного суда Амурской области от 25.09.2014 по делу N А04-5274/2014 мирового соглашения, Генподрядчик обязался выполнить работы по государственному контракту от 13.12.2013 N 133 и передать их результат Государственному заказчику не позднее 31.12.2014.
Пунктами 11.2.1., 11.2.2, 11.3.1, 11.3.2 предусмотрено взыскание неустойки (пеня, штраф) на неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактами.
Истцом выполнены работы, предусмотренные государственными контрактами: от 13.12.2013 N 133 на общую сумму 74 467 446 руб., от 02.06.2014 N 57 на общую сумму 42 885 094,82 руб., от 23.09.2014 N 107 на общую сумму 31 492 707 руб., что подтверждается справками формы КС-3.
Вместе с тем, истец полагает, что на стороне ответчика имеется задолженность части понесенных истцом затрат на перебазировку техники, командировочных расходов, работ по устройству не титульных временных зданий и сооружений по государственным контрактам от 13.12.2013 N 133, от 02.06.2014 N 57, от 23.06.2014 N 107.
Кроме того, в связи с внесением Государственным заказчиком изменений в рабочую документацию по водонапорной башне (ВНС) 2 этапа 1 пускового комплекса истец неоднократно обращался с письмами к ответчику от 04.03.2015 N 002-03/15, от 27.03.2015 N 017-03/15, от 13.04.2015 N 06-04/15, от 23.04.2015 N 025-04/15 с просьбой об увеличении цены контракта на сумму дополнительных работ в размере 844 866,96 руб., а также продлении срока исполнения контракта до 30.05.2015, обосновывая указанные обстоятельства тем, что в связи с внесением Государственным заказчиком изменений в рабочую документацию по водонапорной башне (ВНС) 2 этапа 1 пускового комплекса у Генподрядчика возникла необходимость в выполнении дополнительных работ, без которых исполнение Генподрядчиком своих обязательств по контракту в части выполнения работ по ВНС не представляется возможным.
Письмами от 11.03.2014 N 06-01/510, от 29.04.2015 N 06-01-875/774 государственный заказчик указывал истцу на то, что государственный контракт от 13.12.2013 N 133 заключен на основании Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005, в соответствии с которым изменение цены контракта, сроков исполнения и объемов работ недопустимо. В связи с тем, что в процессе исполнения контракта были произведены изменения проектных решений, без увеличения объемов работ, что повлечет за собой увеличение их стоимости, заказчик предлагал рассмотреть вопрос о расторжении государственного контракта по обоюдному согласию сторон.
Генподрядчиком были выполнены дополнительные работы в целях надлежащего исполнения государственного контракта от 13.12.2013 N 133.
Считая необходимым заключить дополнительное соглашение к государственному контракту от 13.12.2013 N 133 и признать необходимость выполнения дополнительных объемов работ, не учтенных ценой контракта в размере 844 866,96 руб., внести изменения в п. 5.1 государственного контракта от 13.12.2013 N 133 и изложить его в следующей редакции: "Выполнить работы по Контракту и передать их результат государственному заказчику генподрядчик обязуется не позднее 30 мая 2015 года", об обязанности генподрядчика выполнить своими силами дополнительный объем работ, об обязанности государственного заказчика оплатить дополнительные работы не позднее 31.12.2014 с ООО "Подрядчик", истец обратился с настоящим исковым заявлением в суд.
Правоотношения сторон подлежат регулированию положениями главы 37 Гражданского кодекса РФ о подряде, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также положениями статей 309, 310 ГК РФ, предусматривающих исполнение обязательства надлежащим образом.
В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В силу пункта 2 статьи 767 ГК РФ изменение условий государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускается в случаях, предусмотренных законом.
Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ содержит перечень условий государственного контракта, изменение которых не допускается ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке. Изменение сроков выполнения работ прямо не названо в данной норме.
Как следует из государственного контракта на выполнение работ по строительству по объекту "Малоэтажное быстровозводимое жилье город Тында, мкр. Таежный" 2 этап, 1 пусковой (внутриплощадочные сети, инженерные сооружения) от 13.12.2013 N 133, контракт заключен с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В связи с вступлением с 01.01.2014 в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Закон N 94-ФЗ утратил силу.
В части 1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ указано, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
К отношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свою силу.
Часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) предусматривает, что при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 названного Федерального закона.
В соответствии со статьей 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности не предоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
Пункт 1 статьи 716 ГК РФ возлагает на подрядчика обязанность предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность завершения работы в установленный срок.
Согласно пункту 2 той же статьи подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
При таких обстоятельствах, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, установив фактические обстоятельства дела, исследовав и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований истца в части понуждения ГКУ Амурской области "Строитель" заключить дополнительное соглашение к государственному контракту от 13.12.2013 N 133 и признать необходимость выполнения дополнительных объемов работ, не учтенных ценой контракта в размере 844 866 руб. 96 коп., а также внесение изменений в п. 5.1 государственного контракта от 13.12.2013 N 133 и изложении его в следующей редакции: "Выполнить работы по Контракту и передать их результат государственному заказчику генподрядчик обязуется не позднее 30 мая 2015 года", об обязанности генподрядчика выполнить своими силами дополнительный объем работ, об обязанности государственного заказчика оплатить дополнительные работы не позднее 31.12.2014 с ООО "Подрядчик".
Судом первой инстанции также обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований по взысканию задолженности по государственным контрактам от 13.12.2013 N 133 в размере 1 693 207,61 руб., от 02.06.2014 N 57 в размере 1 720 004,88 руб., от 23.06.2014 N 107 в размере 1 733 012,19 руб. в части понесенных истцом затрат на перебазировку техники, командировочных расходов, работ по устройству не титульных временных зданий и сооружений, исходя из следующего.
Согласно расчету истца задолженность по государственному контракту от 13.12.2013 N 133 в размере 1 693 207,61 руб. включает в себя: 429 767 руб. - затраты, понесенные на перебазировку техники; 418 573,65 руб. - затраты на временные здания и сооружения; 844 866,96 руб. - дополнительные работы, в части выполнения работ по ВНС.
По расчету истца задолженность по государственному контракту от 02.06.2014 N 57 в размере 1 720 004,88 руб., включает в себя: 602 288,86 руб. - затраты, понесенные на перебазировку техники; 1 117 716,02 руб. - затраты, понесенные на командировочные расходы.
В соответствии с расчетом истца задолженность по государственному контракту от 23.09.2014 N 107 в размере 1 733 012,19 руб. включает в себя: 728 502,19 руб. - затраты, понесенные на перебазировку техники; 1 004 510 руб. - затраты, понесенные на командировочные расходы.
Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 8.2 контрактов результат работ, выполненных Генподрядчиком, оформляются ежемесячно актами о приемке выполненных работ (акт по форме КС-2), справками о стоимости выполненных работ и затрат (справки по форме КС-3).
Датой окончания работ по контракту считается дата утверждения Государственным заказчиком акта о приемке законченного строительством объекта (КС-11) и предоставления Генподрядчиком всей исполнительной документации (п. 5.4 контрактов).
Пунктом 4.3 государственных контрактов предусмотрено, что цена контракта включает в себя стоимость всего объема работ, согласно расчетной цены Государственного заказчика по настоящим контрактам, в том числе стоимость: материалов, оборудования, транспортировка материалов и оборудования до строительной площадки, эксплуатация машин и механизмов, перебазировки техники, командировочных расходов, пусконаладочных работ, заработной платы, накладных расходов, сметной прибыли, всех обязательных платежей и налогов, необходимых для выполнения работ Генподрядчиком по контракту, и другие затраты Генподрядчика, связанные с исполнением настоящих контрактов.
Таким образом, затраты, обусловленные командировочными расходами и перебазировкой техники, включены в расчетную цену контрактов.
Пунктом 9.8 контракта от 13.12.2013 N 133 установлено, что временные здания и сооружения возводятся Генподрядчиком за счет Государственного заказчика без учета стоимости возвратных материалов.
По окончании строительства возвратные расходные материалы после разборки временных зданий и сооружений являются собственностью Генподрядчика.
Расчеты между Государственным заказчиком и Генподрядчиком за временные здания и сооружения производятся по сметам предварительно согласованным с Государственным заказчиком в пределах средств на эти расходы, предусмотренных Контрактом.
Работы по возведению временных зданий и сооружений считаются выполненными после подписания акта о приемке выполненных работ по форме КС-2, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акта о вводе в эксплуатацию временных зданий и сооружений по форме КС-8.
Оплату за временные здания и сооружения Государственный заказчик осуществляет на основании форм КС-2, КС-3, КС-8 и счета-фактуры.
Денежные средства, предусмотренные на возвратные расходные материалы в сметах на временные здания и сооружения, Генподрядчику не оплачиваются.
После приемки временных зданий и сооружений они передаются Государственным заказчиком Генподрядчику в безвозмездное срочное пользование на период строительства на основании акта приема-передачи.
Генеральный подрядчик обеспечивает контроль за сохранностью временных зданий и сооружений и использованием их по целевому назначению.
В соответствии с ГСН 81-05-01-2001 затраты на временные здания и сооружения, определены на основании данных ПОС.
Кроме того, в соответствии с п. 1.4 ГСН 81-05-01-2001 затраты по возведению, сборке, разборке, амортизации, текущему ремонту и перемещению нетитульных временные зданий и сооружений оплачиваются в составе норм накладных расходов, без расшифровки, без предъявления подтверждающих документов и порядок их оплаты не оговаривается условиями Контракта, в то время как в соответствии с разделом 3 ГСН 81-05-01-2001 порядок расчетов и передачи в пользование Подрядчику фактически построенных титульных временных зданий и сооружений должен быть оговорен условиями договора.
Таким образом, пунктом 9.8 контракта определен порядок расчетов и передачи в пользование подрядчика исключительно титульных временных зданий и сооружений.
Отнесение временных зданий и сооружений к титульным и нетитульным осуществляется в соответствии с ГСН 81-05-01-2001 (Приложения 2, 3).
Заявленные истцом затраты относятся к нетитульным зданиям и сооружениям, учтенным и оплаченным подрядчику в составе норм накладных расходов.
Материалами дела подтверждается, что ответчик оплатил выполненные истцом работы по государственным контрактам от 13.12.2013 N 133, от 02.06.2014 N 27, от 23.09.2014 N 107 в полном объеме.
Поскольку судом признаны необоснованными требования о взыскании задолженности по государственным контрактам от 13.12.2013 N 133 в размере 1 693 207,61 руб., от 02.06.2014 N 57 в размере 1 720 004,88 руб., от 23.06.2014 N 107 в размере 1 733 012,19 руб. в части понесенных истцом затрат на перебазировку техники, командировочных расходов, работ по устройству не титульных временных зданий и сооружений, судом правомерно отклонены требования по взысканию процентов за пользование чужими денежными средствами по государственному контракту от 13.12.2013 N 133 в размере 116 019,88 руб., пени за просрочку платежа по государственному контракту от 02.06.2014 N 57 в размере 141 427,40 руб., пени за просрочку платежа по государственному контракту от 23.09.2014 N 107 в размере 142 496,92 руб.
В связи с отказом в иске в полном объеме, суд первой интенции по правилам статьи 110 АПК РФ отнес на истца расходы по оплате услуг представителя.
С учетом установленного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения, основанного на правильном установлении фактических обстоятельств дела и оценки представленных доводов сторон
Довод апелляционной жалобы о неправильном применении судом материального права не нашел своего подтверждения.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 24.05.2016 по делу N А04-9990/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-9990/2015
Истец: ООО "Подрядчик"
Ответчик: ГКУ "Строитель"
Третье лицо: Болдырева Ольга Владимировна, Межрайонная ИФНС России N1 по Амурской области