Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Вологда |
|
15 сентября 2016 г. |
Дело N А13-3832/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 сентября 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Мурахиной Н.В. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Куликовой М.А.,
при участии от заявителя Покровской Л.С. по доверенности от 06.07.2015, от административного органа Ходневой Г.А. по доверенности от 19.05.2016, от кооператива Матвеевой Е.Н. по доверенности от 29.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2016 года по делу N А13-3832/2016 (судья Логинова О.П.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада" (место нахождения: 188304, Ленинградская обл., Гатчинский р-н, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751; далее - общество, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада") в лице производственного отделения "Череповецкие электрические сети" (место нахождения: 162604, Вологодская обл., г. Череповец, Кирилловское шоссе, д. 86) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (место нахождения: 160001, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3; ОГРН 1043500093889, ИНН 3525144576; далее - управление, Росреестр, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 09.03.2016 N 08-23-33-38/2016 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 02.03.2016, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора сельскохозяйственного производственного кооператива (сельскохозяйственная артель) "Русь" (место нахождения: 162570, Вологодская обл., Шекснинский р-н, с. Чаромское, ул. Центральная, д. 34; ОГРН 1033500888585, ИНН 3524008595; далее - кооператив, СПК "Русь"), администрации Шекснинского муниципального района (место нахождения: 162560, Вологодская обл., Шекснинский р-н, рп. Шексна, ул. Пролетарская, д. 14; ОГРН 1053500556273, ИНН 3524010393; далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2016 года постановление управления от 09.03.2016 N 08-23-33-38/2016 признано незаконным и отменено полностью. Предписание управления от 02.03.2016 признано недействительным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ). На управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Северо-Запада". Кроме того, с управления в пользу общества взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3000 рублей.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на использование обществом земельного участка без согласия собственника земельного участка, в том числе без надлежащим образом оформленных прав на земельный участок, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного положениями статьи 7.1 КоАП РФ. Указывает на нарушение почвенного слоя и подсева многолетних трав в связи с неправомерным использованием земельного участка в виде размещения 8 дополнительных опор. Считает, что предписание должностного лица государственного органа не подлежит обжалованию в порядке рассмотрения судом дел об административных правонарушениях.
Администрация в отзыве просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Общество в отзыве доводы жалобы не признало, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Кооператив в отзыве поддержал доводы жалобы.
Администрация надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направила, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, в связи с этим разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель управления поддержала доводы жалобы, представитель заявителя возражала против ее удовлетворения. Представитель СПК "Русь" поддержала доводы жалобы, пояснив, что земля, на которой установлены дополнительные опоры линии электропередач, находится в аренде кооператива, используются для сельскохозяйственного производства, никаких действий по согласованию работ общество не предпринимало.
Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в целях установления факта наличия или отсутствия признаков нарушения земельного законодательства, 22.01.2016 заместителем главного государственного инспектора Шекснинского района по использованию и охране земель проведено административное обследование земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:151, расположенного по адресу: Вологодская область, Шекснинский район, Чаромский сельсовет СПК "Русь".
По результатам административного обследования составлен акт административного обследования объекта земельных отношений от 22.01.2016 N 2, в котором отражено следующее: земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:151, расположенный по адресу: Вологодская область, Шекснинский район, Чаромский сельсовет, СПК "Русь", площадью 12 276 000 кв. м, с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, находится в собственности Шекснинского муниципального района Вологодской области и предоставлен в аренду СПК "Русь" на основании постановления администрации Шекснинского района от 20.01.1999 N 41.
Согласно сведениям государственного кадастра границы земельного участка не определены в соответствии с действующим законодательством. Площадь участка, указанная в государственном кадастре недвижимости, составляет 12 276 000 кв. м.
На дату административного обследования 22.01.2016, земельный участок с кадастровым номером 35:23:0000000:151 не огорожен, используется СПК "Русь" в соответствии с видом разрешенного использования.
В ходе обследования было выявлено, что при проведении работ по реконструкции воздушной линии электропередачи 10 кВ "Медвежье" в октябре 2015 года общество в районе деревень Ступново, Назарово Чаромского сельсовета без согласования с собственником и арендатором установило дополнительные деревянные опоры в количестве 8 шт., расстояние между опорами 50 м, охранная зона 10 м от крайних проводов, что мешает обрабатывать земельный участок в полном объеме широкозахватной техникой.
По результатам произведенных замеров, установлено, что общество заняло и использует часть земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:151 площадью 7000 кв. м для установки и эксплуатации опор для воздушной линии электропередачи. Кроме того при проведении работ по реконструкции, техникой были оставлены глубокие колеи у деревни Ступново Чаромского сельсовета, в результате этого был поврежден не только плодородный слой почвы, но и подсев многолетних трав на общей площади 3400 кв. м, проведенный СПК "Русь" весной 2015 года, чем нанесен материальный ущерб предприятию (пояснения председателя СПК "Русь"). Общая площадь земельного участка занятого обществом для реконструкции и установки опор воздушной линии электропередачи составляет 10 400 кв. м.
В ходе административного обследования Росреестром установлено, что в ответ на обращение председателя СПК "Русь" Управлением муниципальной собственности Шекснинского муниципального района Вологодской области в адрес общества было направлено письмо от 22.10.2015 N 3727 о том, что согласно пункту 2 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для капитального или текущего ремонта линейного объекта осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа. За разрешением на использование части земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:151, по которому проходит воздушная линия электропередачи 10 кВ "Медвежье" общество в администрацию Шекснинского муниципального района Вологодской области не обращалось и не согласовывало работы по реконструкции линии электропередач в части использования данного земельного участка с арендатором - СПК "Русь".
По результатам административного обследования составлены акт от 22.01.2016 N 2 и протокол об административном правонарушении от 01.03.2016. В протоколе указано, что действия общества по использованию части земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:151 для реконструкции воздушной линии электропередач 10 кВ "Медвежье" без документов на право собственности, пользования или аренды земельного участка, противоречат требованиям статей 25, 26 ЗК РФ и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Заместитель главного государственного инспектора Шекснинского района Быстрова Т.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, 09.03.2016 вынесла постановление N 08-23-33-38/2016, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Также по результатам проверки заместителем главного государственного инспектора Шекснинского района Быстровой Т.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 02.03.2016, в котором отражено, что общество по состоянию на 01.03.2016 использует части земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:151 площадью 7000 кв.м и 3 400 кв.м без установления юридических отношений с собственником земельного участка - для установки и эксплуатации дополнительных опор для воздушной линии электропередачи 10кВ "Медвежье". Обществу предписано, в соответствии со статьей 71 ЗК РФ, в срок до 25.04.2016 устранить указанное нарушение в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Общество не согласилось с постановлением о привлечении к административной ответственности и выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Судом первой инстанции принято решение об удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Статьей 7.1 КоАП РФ установлена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу пунктов 1 статей 25 и 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ). Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что административный орган не вменяет обществу в вину размещение всего объекта недвижимости - электросетевого комплекса "Подстанция ПС 35/10 кВ Чаромское с линиями электропередач общей протяженностью 63,5 км" на чужом земельном участке без соответствующих прав, при этом считает незаконным размещение 8 опор воздушной линии электропередачи 10 кВ "Медвежье" без предоставления земельного участка.
В дополнительных пояснениях административный орган указал, что размер земельного участка, указанный в протоколе по делу об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания определен неправильно.
При проведении проверки установлено, что общество по состоянию на 01.03.2016 использует часть земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:151 площадью 10 400 кв.м.: 7 000 кв.м для установки опор и 3 400 кв.м. поврежденного плодородного слоя почвы. Из пояснений следует, что 3 400 кв.м. поврежденного плодородного слоя почвы входит в 7 000 кв.м самовольно используемой площади для установки и эксплуатации опор. Расчет этой площади составлен исходя из установки дополнительных деревянных опор в количестве 8 штук, расстояния между опорами 50 м, охранной зоны 10 м от крайних проводов и подтверждается схемой, составленной при административном обследовании земельного участка (т.1, л.87).
Следовательно, из указанной схемы и описания правонарушения следует, что управление вменяет обществу использование не только части земельного участка непосредственно расположенной под установленными опорами, но и части земельного участка, на которой оставлены глубокие колеи от техники и поврежден плодородный слой почвы.
При этом вменение обществу в качестве действия по самовольному занятию земельного участка повреждения плодородного слоя почвы и подсева многолетних трав на общей площади 3400 кв.м необоснованно, поскольку административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы установлена частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Как правильно отметил суд первой инстанции, статьей 39.33 ЗК РФ установлены исключения, а именно отдельные виды использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
Так, в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ к таким случаям отнесено капитальный или текущий ремонт линейного объекта; строительство временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.
При этом в пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ предусмотрено, что виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), также устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, в пункте 5 данного перечня приведены такие объекты как линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В вышеуказанном пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ так же указано, что Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Однако порядок и условия размещения таких объектов на территории Вологодской области нормативным правовым актом или соответствующим актом субъекта Российской Федерации по состоянию на октябрь 2015 года не установлены.
Пунктом 2 статьи 39.33 ЗК РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 настоящей статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 39.34 настоящего Кодекса также указано, что разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
С 01.03.2015 действует порядок, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 N 1244.
Следовательно, федеральным законодательством предусмотрены как основания использования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на основании разрешения уполномоченного органа, так и случаи использования земельных участков, находящихся в государственной собственности без их предоставления в установленном порядке.
Из материалов дела и объяснений лиц, данных при рассмотрении дела судом первой инстанции, следует, что воздушная линия электропередачи 10 кВ "Медвежье" введена в эксплуатацию в 1980 году. Согласно свидетельству о государственной регистрации серии 35-СК N 373640 обществу принадлежит на праве собственности электросетевой комплекс "Подстанция ПС 35/10 кВ Чаромское с линиями электропередач общей протяженностью 63,5 км" и техническому паспорту на объект недвижимости (т. 1, л. 155-164) в состав данного недвижимого имущества входит также воздушная линия электропередачи 10 кВ "Медвежье". Земельный участок под объектом недвижимости не оформлен.
При этом в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об установлении зоны с особыми условиями использования по объекту ВЛ 10 кВ "Медвежье" (т. 1, л. 114-116).
Данный земельный участок занят обществом для размещения линии электропередачи 10 кВ "Медвежье".
Порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности этих линий установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Порядок N 486).
Пунктом 4 данного Порядка установлены нормы отвода земли под опоры в зависимости от класса напряжения ВЛ.
Как следует из пункта 5 Порядка N 486 конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
Таким образом, объекты инженерных сетей и коммуникаций, расположенные на спорном земельном участке, соответствуют перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Исходя из изложенного, в действиях общества отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, доказательств самовольного занятия или использования земельного участка в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель, административным органом не получено; вопрос о правомерности использования земельного участка для размещения воздушной линии электропередачи определенного класса напряжения, в том числе при ремонте такой линии, административным органом при производстве дела об административном правонарушении с учетом вышеперечисленных положений не исследовался.
Доводы подателя жалобы о том, что обществом производились работы по реконструкции либо по ремонту уже существующей ВЛ 10 кВ "Медвежье", а не по размещению новой линии электропередач, для чего необходимо получение разрешения на использование земельного участка, подлежат отклонению, поскольку вид производимых работ правового значения не имеет.
Довод административного органа и третьих лиц о том, что земельный участок был предоставлен в аренду СПК "Русь", поэтому положения статьи 39.33 не применимы, не может быть принят, поскольку СПК "Русь" использует земли сельхозназначения на основании договора аренды с администрацией от 26.04.2002, оформленном на основании постановления администрации от 20.01.1999 N 41, однако, договор аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрирован, в нем отсутствует кадастровый номер земельного участка, границы земельного участка с кадастровым номером 35:23:0000000:151 в государственном кадастре недвижимости не установлены, площадь указанного участка не соответствует площади участка, указанной в договоре аренды, что не позволяет идентифицировать указанный участок как предоставленный по договору аренды от 26.04.2002 (т.2, л.10-11, т.1, л.165).
Отсутствие события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ исключает возможность привлечения общества к административной ответственности (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
В связи с изложенным, судом первой инстанции правомерно признано незаконным и отменено постановление управления от 09.03.2016 N 08-23-33-38/2016.
Доводы жалобы о том, что предписание должностного лица государственного органа не подлежит обжалованию в порядке рассмотрения дел об административных правонарушениях, получили оценку суда первой инстанции, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
В соответствии с частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 130 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, при этом заявитель вправе соединить в одном заявлении несколько требований, связанных между собой по основаниям возникновения или представленным доказательствам.
В данном случае общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, состоящим из отдельных требований об оспаривании различных актов административного органа - предписания и постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение земельного законодательства в рамках одного судебного дела.
Требования об оспаривании предписания и постановления административного органа о привлечении к административной ответственности связаны между собой по основаниям возникновения и представленным доказательствам (основаны на результатах одной проверки). При этом в качестве основания привлечения общества к административной ответственности административный орган ссылался на те же нарушения обществом земельного законодательства, на установление которых указано и в оспариваемом предписании Управления.
Таким образом, связанность заявленных требований обусловлена одним и тем же фактом нарушения земельного законодательства в оспариваемых предписании и постановлении административного органа, что позволяет рассматривать их в рамках одного судебного дела.
В связи с не доказанностью фактов противоправной деятельности общества при осуществлении ремонта линии электропередачи 10 кВ "Медвежье" у административного органа не имелось оснований для вынесения предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 02.03.2016.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие выводы суда, изложенные в обжалуемом решении.
Дело рассмотрено судом первой инстанции без нарушения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Основания для отмены решения суда отсутствуют, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07 июня 2016 года по делу N А13-3832/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.В. Мурахина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-3832/2016
Истец: ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице производственного отделения "Череповецкие электрические сети" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" Вологдаэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Вологодской области
Третье лицо: Администрация Шекснинского муниципального района, ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", СПК "Русь", Шекснинский отдел Управления Федеральнй службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области