город Омск |
|
11 мая 2016 г. |
Дело N А46-7761/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 мая 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смольниковой М.В.,
судей Рожкова Д.Г., Семёновой Т.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Запорожец А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2234/2016) Федерального агентства железнодорожного транспорта на определение Арбитражного суда Омской области от Омской области по делу N А46-7761/2015 (судья Климшина Н.В.), вынесенное по заявлению Федеральной налоговой службы о включении требования кредитора в реестр требований кредиторов должника в размере 20 818 321 руб. 59 коп., в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Омсктранспроект" (ИНН 5501111920, ОГРН 1085500001674),
при участии третьего лица: Федерального агентства железнодорожного транспорта,
при участии в судебном заседании представителей:
от Федерального агентства железнодорожного транспорта - Савин Д.Г. по доверенности N 07/16/УУП от 13.01.2016, сроком действия один год, служебное удостоверение;
от Федеральной налоговой службы - Ананьева С.В. по доверенности N 01-17/03950 от 30.03.2016, сроком действия один год, служебное удостоверение;
установил:
определением Арбитражного суда Омской области от 16.11.2015 по делу N А46-7761/2015 в отношении общества с ограниченной ответственностью "Омсктранспроект" (далее - ООО "Омсктранспроект", должник) введена процедура наблюдения сроком на четыре месяца, временным управляющим должником утвержден Косыгин Александр Сергеевич.
Публикация сообщения о введении в отношении должника процедуры наблюдения состоялась в официальном печатном издании - газете "Коммерсантъ" N 220 от 28.11.2015.
25.12.2015 Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением в порядке статьи 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) о включении в реестр требований кредиторов ООО "Омсктранспроект" требования в размере 20 818 321 руб. 59 коп., из которых 10 621 591 руб. 99 коп. - основной долг (непогашенный аванс по государственному контракту N 532д от 05.10.2009), 10 196 729 руб. 60 коп. - пени за нарушение срока сдачи работ по государственному контракту N 532д от 05.10.2009.
Определением Арбитражного суда Омской области от 30.12.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета заявленного спора, привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор).
Определением Арбитражного суда Омской области от 04.02.2016 по делу N А46-7761/2015 в удовлетворении заявления ФНС России отказано.
Не согласившись с определением суда, Росжелдор в апелляционной жалобе просит его отменить и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что в силу положений статьи 2 Закона о банкротстве и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 257 от 29.05.2004 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" (далее - Постановление Правительства РФ N 257 от 29.05.2004) ФНС России является уполномоченным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Настоящее требование возникло из обязательств перед Российской Федерацией и, соответственно, уполномоченный орган наделен полномочиями по обращению в арбитражный суд с требованием о включении имеющейся задолженности в реестр требований кредиторов должника.
Временный управляющий ООО "Омсктранспроект" Косыгин А.С. в письменном отзыве на апелляционную жалобу, представленном в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ), поддерживает позицию подателя жалобы.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2016 по делу N А46-7761/2015 указанная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в судебном заседании на 05.05.2016.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Росжелдор поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить определение суда первой инстанции.
Представитель уполномоченного органа считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, обжалуемое определение - отмене.
Иные лица, участвующие в настоящем обособленном споре по делу о банкротстве, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого определения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Росжелдором (государственный заказчик), Федеральным государственным унитарным предприятием "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" (далее - ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта", заказчик-застройщик) и ООО "Омсктранспроект" (проектировщик) заключен государственный контракт N 532д от 05.10.2009 (далее - государственный контракт от 05.10.2009 N 532д), по условиям которого государственный заказчик поручает, а проектировщик обязуется в соответствии с техническим заданием на разработку проектной документации объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках реализации инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии" (приложение N 1) выполнить инженерные изыскания, разработать проектную документацию, получить положительные заключения федерального государственного учреждения "Главгосэкспертиза России" на результаты инженерных изысканий и проектную документацию объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках комплексного инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", а заказчик-застройщик обязуется принять выполненные работы и оплатить их результат.
Согласно пункту 3.6 государственного контракта от 05.10.2009 N 532д оплата работ производится на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.08.2007 N 1082-р "О перечне инвестиционных проектов, по которым разрабатывается проектная документация за счет бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Российской Федерации" и инвестиционного соглашения от 05.06.2009 N А7-25-с/09 "О реализации комплексного инвестиционного проекта "Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта "Комплексное развитие Южной Якутии", реализуемого при государственной поддержке за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации" (далее - инвестиционное соглашение от 05.06.2009 N А7-25-с/09).
В соответствии с пунктом 6.1.1 государственного контракта от 05.10.2009 N 532д государственный заказчик обязан осуществлять финансирование заказчика-застройщика для оплаты выполненных работ в порядке и сроки, предусмотренные в пункте 4 настоящего контракта с учетом доведения лимитов бюджетных обязательств.
31.12.2013 между ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" и должником подписан акт взаимных расчетов, согласно которому сумма непогашенного аванса по государственному контракту от 05.10.2009 N 532д составила 10 621 591 руб. 99 коп.
Письмом от 22.12.2015 Росжелдор уведомило ФНС России о необходимости предъявления требования по обязательствам перед Российской Федерации в деле о несостоятельности (банкротстве) на основании пункта 2 Постановления Правительства РФ N 257 от 29.05.2004, что и явилось основанием для обращения уполномоченного органа в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении заявления ФНС России, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 223 АПК РФ, пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам АПК РФ с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Согласно пункту 1 статьи 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 и пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, ФНС России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
В силу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 29.05.2004 N 257 по запросу уполномоченного органа таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов, федеральные органы исполнительной власти, которые имеют требования к должнику об уплате обязательных платежей или требования по денежным обязательствам, участвуют в судебных заседаниях по рассмотрению обоснованности требований по обязательным платежам или денежным обязательствам и оснований для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.
Согласно приложению N 2 к Положению о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о банкротстве и в процедурах банкротства, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 N 257, к числу органов, требования которых представляет уполномоченный орган в делах о банкротстве, отнесены:
1. Министерство финансов Российской Федерации;
2. Федеральное агентство по государственным резервам;
3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом;
4. Федеральная таможенная служба;
5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
6. Орган местного самоуправления по месту государственной регистрации должника (в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве);
7. Фонд социального страхования Российской Федерации;
8. Федеральная служба судебных приставов;
9. Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397, Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Вместе с тем, в настоящем случае требование в размере 20 818 321 руб. 59 коп., из которых 10 621 591 руб. 99 коп. - основного долга, 10 196 729 руб. 60 коп. - пени основано на обязательственных отношениях, существующих между Росжелдором, ФГУП "Единая группа заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта" и ООО "Омсктранспроект". В этой связи, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что ФНС России является неуполномоченным лицом на подачу заявления в части включения в реестр требований кредиторов должника требования вытекающего из государственного контракта от 05.10.2009 N 532д.
Кроме того, для оплаты работ заключено инвестиционное соглашение от 05.06.2009 N А7-25-с/09 и для обеспечения эффективности капитальных вложений при проведении работ заключен государственный контракт от 05.10.2009 N 533д, должник сторонами которых также не является.
Поскольку требование о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 20 818 321 руб. 59 коп. заявлено лицом, не являющимся стороной обязательственного правоотношения, на котором основано заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного ФНС России требования.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого определения суда, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области Омской области от 04.02.2016 по делу N А46-7761/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Смольникова |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-7761/2015
Должник: ООО "Омсктранспроект"
Кредитор: ЗАО "Восточно-Сибирских транспортных проектировщиков"
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Советскому административному округу г. Омска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, ОАО "СГК-трансстройЯмал", ООО "НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МОСТОВИК", ООО "Научно-производственное объединение "Мостовик", ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", Управление Федеральной налоговой службы по Омской области, Управление Федеральной налоговой службы России по Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, участник ООО "Омсктранспроект" общество с ограниченной ответственностью "НПО "Мостовик", Федеральная налоговая служба России, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, в/у Косыгин А. С., ГОСТЕХНАДЗОР ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, Межрайонный отдел государственного технического осмотра и регистрации автомототранспортных средств ГИБДД УМВД России по Омской области, НП "Саморегулируемая организация независимых арбитражных управляющих "Дело", Отдел адресно-справочной работы УФМС по Омской области, Федоров А. Е., ФКУ "Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий по Омской области"
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7007/16
04.08.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1277/16
11.05.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-2234/16
05.05.2016 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-7761/15
12.04.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4624/16
12.04.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4688/16
05.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1277/16
17.03.2016 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-3097/16
18.02.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14689/15
18.02.2016 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1105/16
16.11.2015 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-7761/15