Требование: о признании незаконным акта органа власти в связи с железнодорожными перевозками
Вывод суда: решение суда первой инстанции отменено
г. Хабаровск |
|
18 октября 2016 г. |
А73-18330/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Федерального агентства железнодорожного транспорта: представитель не явился;
от Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта: Рыбкис В.А., представитель по доверенности от 20.07.2016 N 66/2016;
от третьего лица: открытого акционерного общества "Российские железные дороги": Долганов С.В., представитель по доверенности от 25.04.2014 N 88-ДЮ;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства железнодорожного транспорта
на решение от 30.06.2016
по делу N А73-18330/2015
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по иску (заявлению) Федеральное агентство железнодорожного транспорта
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
о признании незаконным постановления, представления
третье лицо: открытое акционерное общество "Российские железные дороги"
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство железнодорожного транспорта (далее - Росжелдор, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее - УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление Ространснадзора по ДФО, Управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325 ХБР, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Кроме этого, заявитель просит признать недействительным представление Управления Ространснадзора по ДФО от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325/1ХБР об устранении причин административного правонарушения, и условий, способствовавших его совершению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта Верховного Суда Российской Федерации по кассационному производству N 303-АД16-5900 по делу N А73-15001/2015 и опубликования судебного акта в полном объеме на сайте суда.
Решением от 30.06.2016 суд отказал в удовлетворении заявленных требований ввиду доказанности совершенного правонарушения, законности выданного представления.
Не согласившись с решением суда, Росжелдор обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции ввиду неправильного применения норм материального права. В обоснование жалобы указал, что Росжелдор не является субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, и не разрабатывал План ОТБ ОТИ.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
Представитель Управления Ространснадзора по ДФО в представленном отзыве и в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая решение суда законным и обоснованным.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал позицию заявителя, просил отменить решение суда первой инстанции.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционная инстанция установила следующее.
Из материалов дела следует, что 10.09.2015 Комсомольской-на-Амуре транспортной прокуратурой проведена проверка железнодорожного вокзала станции Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной региональной дирекции железнодорожных вокзалов - структурного подразделения Дирекции железнодорожных вокзалов - филиала ОАО "РЖД", расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Магистральная, 2, на предмет исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности.
В ходе проверки установлено, что в нарушение статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности", пункта 2.6 приказа Минтранса России от 08.02.2011 N 43, на железнодорожном вокзале Комсомольск-на-Амуре План ОТБ ОТИ (приложение N 13) границы зоны транспортной безопасности, перевозочного и технологического секторов и критических элементов ОТИ, не соответствует утвержденным результатам оценки уязвимости N ЖВД 604306 от 09.04.2012 (приложения N 2), дополнительная оценка уязвимости, учитывающая такие изменения, не проводилась.
Установлено, что при разработке плана ОТБ ОТИ вокзала ст. Комсомольск-на-Амуре, субъектом транспортной инфраструктуры изменены установленные ранее границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного сектора и критического элемента ОТИ, которые были утверждены Росжелдором, по результатам рассмотрения результатов оценки уязвимости данного ОТИ 09.04.2012.
Постановлением УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от 09.10.2015 N П-ТБ-ЖТ-09/10/2015/299 ХБР ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 руб.
В ходе рассмотрения дела в отношении ОАО "РЖД" Управлением Ространснадзора по ДФО установлено, что Железнодорожный вокзал станции Комсомольск-на-Амуре включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры 30.05.2011 за N ЖВД604306; объекту присвоена 2 категория; оценка уязвимости объекта утверждена Росжелдором 09.04.2012. План обеспечения транспортной безопасности, разработанный субъектом транспортной инфраструктуры с нарушением Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 (далее - Порядок разработки планов ОТБ, Порядок), утвержден Росжелдором решением от 19.01.2015. При этом в заключении Росжелдора указано, что план разработан в соответствии с Порядком разработки планов ОТБ.
Установив в действиях Росжелдора событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, административным органом в отношении Федерального агентства железнодорожного транспорта 09.11.2015 составлен протокол об административном правонарушенииN ТБ-ЖТ-09/11/2015 N 325ХБР.
Постановлением от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325 ХБР Федеральное агентство железнодорожного транспорта привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Кроме этого, в адрес Росжелдора внесено представление от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325/1 ХБР, которым Росжелдору предложено принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, а именно, утвердить План обеспечения транспортной безопасности объекту транспортной инфраструктуры - вокзал станции Комсомольск-на-Амуре - в соответствии с требованиям Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности и транспортных средств" и приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2011 N 43 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта". О принятых мерах сообщить в течение месяца со дня получения представления.
Несогласие заявителя с постановлением административного органа, а также с выданным представлением послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом состава вмененного Росжелдору административного правонарушения, суд апелляционной инстанции не может согласится с такими выводами суда первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ нарушение правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, порядка аккредитации юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности и требований к подразделениям транспортной безопасности, порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности и порядка аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, совершенное по неосторожности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области установления порядка и правил по обеспечению транспортной безопасности. Объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) нарушающие порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Субъектами данного правонарушения, в соответствии с пунктом 9 части 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", являются субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с Административным регламентом Федерального агентства железнодорожного транспорта утвержденного приказом Минтранса России от 06.03.2013 N 74 утверждение планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры является государственной услугой.
Государственная услуга предоставляется субъектам транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта и метрополитена, представивших на утверждение в Росжелдор план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры метрополитена.
Государственная услуга предоставляется в срок, не превышающий 30 дней с момента принятия заявления о предоставлении государственной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является несоответствие содержания Плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности, установленным нормативными правовыми актами.
Судом установлено, что при разработке плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ вокзала ст. Комсомольск-на-Амуре, субъектом транспортной инфраструктуры - ОАО "РЖД", изменены установленные ранее границы зоны транспортной безопасности, ее перевозочного сектора и критического элемента ОТИ, которые были утверждены Росжелдором, по результатам рассмотрения результатов оценки уязвимости данного ОТИ, 09.04.2012.
Из обжалуемого постановления о назначении административного наказания следует, что в нарушение действующих нормативных актов Росжелдор утвердил План, который не соответствует ранее утвержденной зоне транспортной безопасности и критических элементов ОТИ в утвержденной оценки уязвимости, чем совершил административное правонарушение предусмотренное частью 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 11.15.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Росжелдор План не разрабатывал.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив представленные в дело доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Росжелдор, в данном случае, не является субъектом правонарушения и в его действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 9 части 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" субъектами данного правонарушения, являются субъекты транспортной инфраструктуры в данном случае ОАО "РЖД", которое было привлечено к административной ответственности, наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 11.15.2 КоАП РФ, подтверждено состоявшимися по делу N А73-15001/2015 судебными актами.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем доказательства того, что Росжелдор является субъектом ответственности по вмененному административному правонарушению, заявителем в материалы дела не представлены.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, постановление от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325 ХБР является незаконным.
Поскольку постановление о привлечении Росжелдор к административной ответственности признано незаконным, поэтому подлежит признанию недействительным и представление Управления Ространснадзора по ДФО от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325/1ХБР об устранении причин административного правонарушения, и условий, способствовавших его совершению.
С учетом изложенного апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда отмене.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.06.2016 по делу N А73-18330/2015 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325 ХБР, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к штрафу в размере 50 000 рублей.
Признать недействительным представление Управления Ространснадзора по ДФО от 30.11.2015 N ТБ-ЖТ-30/11/2015/325/1ХБР об устранении причин административного правонарушения, и условий, способствовавших его совершению.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-18330/2015
Истец: Росжелдор, УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора
Ответчик: Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Третье лицо: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" филиал ДВЖД