Требование: о взыскании долга по договору на поставку энергии
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
13 сентября 2016 г. |
А73-300/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шевц А.В.,
судей Козловой Т.Д., Пичининой И.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Охотюк А.К.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Гержан В.А., представителя по доверенности от 04.02.2015 N 212/193,
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Маркиной А.С., представителя по доверенности от 10.06.2015 N 51/315,
от акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства": Солдатенко Д.А., представителя по доверенности от 07.06.2016 N 1297,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 15.07.2016
по делу N А73-300/2016
Арбитражного суда Хабаровского края,
принятое судьей Левинталь О.М.,
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания"
к Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании 271 473,47 рубля,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом", акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", акционерное общество "Славянка",
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, место нахождения: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 49, далее - АО "ДГК") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением о взыскании с акционерного общества "Славянка" (ОГРН 1097746264219, ИНН 7702707386, место нахождения: 129110, г. Москва, пл. Суворовская, д. 2, стр. 3, далее - АО "Славянка") 138 478,20 рубля задолженности по договору на отпуск тепловой энергии в горячей воде от 01.07.2011 N 3/1/02214/4472 за период август-октябрь 2015 года (с учетом заявленных истцом и принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнений).
Определением от 26.01.2016 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 18.03.2016 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определениями от 20.04.2016, 11.05.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Главное управление жилищным фондом" (место нахождения: 119021, г. Москва, Комсомольский пр-т, д. 18, стр. 3, далее - ООО "ГУ ЖФ"), Министерство обороны Российской Федерации (место нахождения: 119160, г. Москва, ул. Знаменка, д. 19, далее - Минобороны России), акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (место нахождения: 119021, г. Москва, пр. Комсомольский, д. 18, стр. 3, далее - АО "ГУ ЖКХ").
Определением от 08.06.2016 произведена замена ненадлежащего ответчика - АО "Славянка", надлежащим - Минобороны России, процессуальный статус АО "Славянка" изменен с ответчика на третье лицо.
Решением от 15.07.2016 уточненные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Минобороны России, не согласившись с принятым по делу судебным актом от 15.07.2016, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение отменить и принять новый судебный акт об отклонении исковых требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, у Минобороны России отсутствует обязанность оплачивать объем тепловой энергии, поставленной на спорные объекты, поскольку согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1476-р, спорные объекты на праве оперативного управления закреплены за Хабаровской КЭЧ; в материалах дела имеется договор безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за федеральным бюджетным учреждением - войсковая часть 45505.
Кроме того, Минобороны России полагает, что надлежащим ответчиком по делу является АО "ГУ ЖКХ", а также указывает на непредставление АО "ДГК" доказательств оказания спорных услуг.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу выразил согласие с оспариваемым судебным актом, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
АО "ГУ ЖКХ" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение от 15.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Минобороны России в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
В судебном заседании представители АО "ДГК" и АО "ГУ ЖКХ" указали на законность и обоснованность оспариваемого решения и на отсутствие оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители АО "Славянка" и ООО "ГУ ЖФ", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в разбирательстве по делу не принимали.
Как следует из материалов дела, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р, АО "ГУ ЖКХ" признано единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных, казенных, бюджетных и автономных учреждений.
Пунктом 2 указанного Распоряжения предусмотрено, что Минобороны России обязано обеспечить в установленном порядке передачу на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов АО "ГУ ЖКХ" объектов имущества, необходимого для осуществления функций единственного исполнителя осуществляемых Минобороны России закупок работ и услуг.
В рамках исполнения вышеуказанного Распоряжения между Минобороны России и АО "ГУ ЖКХ" 19.05.2015 заключен государственный контракт N 4-КЖФ (том 2, л.д. 69-80).
Согласно пункту 14.2 данного контракта услуги должны быть оказаны в срок с 01.07.2015 по 31.10.2016.
В целях исполнения названной сделки Минобороны России передало АО "ГУ ЖКХ" объекты недвижимого имущества во временное безвозмездное пользование по договорам от 01.11.2015 N 1-НИ (пер. Батарейный, д. 2), от 15.12.2015 N 3-НИ (объекты, расположенные по проспекту 60-летия Октября, д. 42).
В соответствии с заявлением АО "ГУ ЖКХ" от 23.11.2015 N 262 объекты, расположенные по адресу: г. Хабаровск пр. 60 лет Октября, д. 42, включены в договор теплоснабжения от 01.11.2015 N 3/1/02214/6040, заключенный между АО "ДГК" и АО "ГУ ЖКХ".
Счета-фактуры на оплату поставленной тепловой энергии на вышеуказанные объекты с 01.11.2015 выставляются АО "ГУ ЖКХ".
На основании заявления ФКУ "ОСК Восточного военного округа" от 01.12.2015 N 66/8341, объект в/ч 35471 инв. N 543 (3 и 4 этаж) с 01.01.2016 включен в контракт N 3/1/03311/5670.
С января 2016 года начисления на вышеуказанный объект производятся ФКУ "ОСК Восточного военного округа".
До 30.10.2015 счета-фактуры на оплату поставленной тепловой энергии на объекты, расположенные по адресам: г. Хабаровск пр. 60 лет Октября, д. 42, ДОС 1,2,3, выставлялись АО "Славянка", а с 01.11.2015 после передачи их в управление ООО "ГУ ЖФ" - последнему.
Поскольку на вышеуказанные объекты поставлялась тепловая энергия в горячей воде, которая не оплачена и по спорным объектам произошла смена управляющей компании, до ноября 2015 объекты новой управляющей компании не переданы, АО "ДГК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском к АО "Славянка".
Судом первой инстанции на основании заявления АО "Славянка" произведена замена ненадлежащего ответчика надлежащим - Минобороны России, являющегося собственником вышеуказанного имущества.
В ходе рассмотрения судом первой инстанции дела АО "ДГК", уточнив заявленные требования, просило взыскать 138 478,20 рубля задолженности за период с августа по октябрь 2015 года.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу Указа Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Минобороны России в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт "ж" вышеуказанного постановления Правительства).
Как следует из материалов дела, передача объектов, расположенных по пер. Призывной, д. 13а, а также 3-ий, 4-ый этаж общежития войсковой части 35471, АО "ГУ ЖКХ" состоялась по договору безвозмездного найма (временное безвозмездное пользование) в ноябре и декабре 2015 года.
Таким образом, Минобороны России в нарушении положений Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089, осуществило передачу объектов по истечении длительного периода времени с момента заключения с АО "ГУ ЖКХ" государственного контракта от 19.05.2015 N 4-КЖФ.
Следовательно, Минобороны России, как собственник имущества, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В нарушении статьи 65 АПК РФ Минобороны России не представлено доказательств выбытия спорных объектов из распоряжения последнего ранее ноября 2015 года.
Факт поставки АО "ДГК" тепловой энергии на объекты, находящиеся в распоряжении Минобороны России, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами: счетами-фактурами от 31.08.2015 N 3/1/1/302146, от 30.09.2015 N 3/1/1/324485, от 31.10.2015 N 3/1/1/352266, а также расчетными ведомостями потребления тепловой энергии за соответствующие периоды времени.
С учетом вышеприведенных норм права, в силу фактически сложившихся взаимоотношений между АО "ДГК" и Минобороны России по передаче тепловой энергии, с учетом того, что последнее несвоевременно исполнило обязанность по передаче АО "ГУ ЖКХ" спорных объектов в управление, у ответчика возникла обязанность по оплате задолженности за потребленный коммунальный ресурс за период с августа по октябрь 2015 года в размере 138 478,20 рубля.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Минобороны России обязанности оплачивать объем тепловой энергии, поставленной на спорные объекты, со ссылкой на распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 08.04.2004 N 1476-р и договор безвозмездного пользования объектами недвижимого и движимого имущества, закрепленными на праве оперативного управления за войсковой частью 45505, подлежат отклонению на основании статьи 210 ГК РФ.
Также судебной коллегией не принимается довод Минобороны России о том, что надлежащим ответчиком по делу является АО "ГУ ЖКХ", поскольку материалами дела подтверждено и не опровергнуто заявителем апелляционной жалобы передача спорных объектов в управление АО "ГУ ЖКХ" в ноябре и декабре 2015 года. До ноября 2015 года спорные объекты новой управляющей компании не передавались, следовательно, АО "ГУ ЖКХ" не имело возможности оказывать надлежащим образом услуги по заключенному государственному контракту от 19.05.2015 N 4-КЖФ.
Ссылка апелляционной жалобы о непредставление АО "ДГК" доказательств оказания спорных услуг противоречит материалам дела и представленным доказательствам в обоснование исковых требований.
В полном соответствии с имеющимися доказательствами судом первой инстанции определены фактические обстоятельства дела.
Нарушений в правильности применения норм материального права, а также нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого судебного акта судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.07.2016 по делу N А73-300/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.В. Шевц |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-300/2016
Истец: АО "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ", АО "ДГК"
Ответчик: АО "СЛАВЯНКА"
Третье лицо: АО "Главное упарвление жилищно-коммунального хозяйства", АО "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", Министерство обороны РФ, ООО "Главное управление жилищным фондом", ФГКУ ''ДВ Территориальное управление имущественных отношений "