Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2017 г. N Ф03-506/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
01 декабря 2016 г. |
Дело N А51-18757/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 01 декабря 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 декабря 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу департамента земельных и имущественных отношений Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-8899/2016
на решение от 17.10.2016
судьи Е.Г. Клеминой
по делу N А51-18757/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 21.06.2007)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.12.2004)
третье лицо: Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал",
об оспаривании решения N 25/001/007/2016-6224 от 10.05.2016,
при участии:
от департамента земельных и имущественных отношений Приморского края: представитель Хан Е.С. по доверенности от 18.11.2016 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: представитель Норкина А.Ю. по доверенности от 11.01.2016 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
от КГУП "Приморский водоканал": представитель Болтик А.К. по доверенности от 18.07.2016 сроком до 31.12.2016, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края обратился в арбитражный суд (далее - заявитель, Департамент) с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - заинтересованное лицо, Управление) об оспаривании решения N 25/001/007/2016-6224 от 10.05.2016 о возврате без рассмотрения документов, поданных на государственную регистрацию.
Определением суда от 22.08.2016 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено КГУП "Приморский водоканал" (далее - Предприятие, третье лицо).
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя решение суда Департамент просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, поскольку из буквального толкования пункта 1 статьи 16 Федерального закона "122-ФЗ следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ заявитель как орган государственной власти освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении за совершением юридически значимого действия, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. Обращение с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения к таким исключительным случаям не относится.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента доводы жалобы поддержал.
Представитель Росреестра на доводы апелляционной жалобы возразил, обжалуемое решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель КГУП "Приморский водоканал" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 163, 184, 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд объявил перерыв в судебном заседании до 01.12.2016.
Из материалов дела коллегией установлено, что на основании распоряжения Департамента от 04.10.2013 N 431-ри "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за краевым государственным унитарным предприятием "Приморский водоканал" в редакции распоряжения от 31.12.2015 N 715-ри "О внесении изменений в распоряжение Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 04.10.2013 N 431-ри "О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за краевым государственным унитарным предприятием "Приморский водоканал"", за КГУП "Приморский водоканал" закреплены объекты имущества казны Приморского края, в том числе объект недвижимости - канализация хозяйственно-бытовая, расположенная по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Бурачка, 7, 9.
10.05.2016 Департаментом через КГАУ "МФЦ Приморского края" подано заявление на государственную регистрацию права хозяйственного ведения Предприятия на указанный объект, о чем в книге учета входящих документов N 25/001/007/2016 внесена запись N 6224.
12.05.2016 Департамент через КГАУ "МФЦ Приморского края" поданы дополнительные документы, необходимые для регистрации права, о чем в книге учета входящих документов N 25/001/007/2016 внесена запись N 6349.
Уведомлением от 26.05.2016 N 25/001/007/2016-6224 Управление приняло решение о возврате заявителю документов без рассмотрения в связи с отсутствием документа об уплате государственной пошлины за регистрацию права хозяйственного ведения.
Не согласившись с решением Управления Росреестра по Приморскому края от 26.05.2016 N 25/001/010/2015-6078 о возврате документов без рассмотрения, Департамент обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что, несмотря на то, что заявление о государственной регистрации права было представлено в Управление представителем Департамента, КГУП "Приморский водоканал" должно было уплатить государственную пошлину в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, за государственную регистрацию права хозяйственного ведения предприятия.
Коллегия считает решение суда ошибочным, принятым с нарушением норм материального права по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
Пунктом 4 статьи 16 Закона N 122-ФЗ предусмотрено, что документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются, если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах либо документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
На основании положений абзацев 2 и 3 пункта 2 статьи 333.18 НК РФ в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.
В случае если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с главой 25.3 Кодекса. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) законом от уплаты государственной пошлины.
В силу пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации (в редакции, действующей с 1 декабря 2015 года) в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких прав, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующих органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
Из буквального толкования пункта 1 статьи 16 Закона о регистрации следует, что именно орган государственной власти выступает заявителем при обращении в регистрирующий орган за государственной регистрацией прав на недвижимое имущество в случае, если такое право возникло на основании акта этого органа.
Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующего права по собственной инициативе.
Из материалов дела следует, что заявление на государственную регистрацию права хозяйственного ведения подано Департаментом, третье лицо за регистрацией права не обращалось.
Следовательно, размер государственной пошлины за государственную регистрацию данного права хозяйственного ведения зависит от правового статуса обращающейся стороны.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса.
Обращение с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения к таким исключительным случаям не относится.
Анализ приведенных норм налогового законодательства во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации, предусматривающей возможность обращения с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на основании заявления органа государственной власти, позволяет сделать вывод о том, что в случае обращения органа государственной власти за совершением действий по государственной права хозяйственного ведения, плательщиком государственной пошлины должен выступать орган государственной власти, который освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение указанного действия.
Оснований для признания плательщиком государственной пошлины КГУП "Приморский водоканал", которое с заявлением о регистрации не обращалось, не имеется.
Поскольку Департамент в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права хозяйственного ведения, а КГУП "Приморский водоканал" с заявлением о регистрации не обращалось, Управление необоснованно не приняло документы к рассмотрению.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, решение Управления N 25/001/007/2016-6224 от 26.05.2016 о возврате документов без рассмотрения является недействительным.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться, в том числе, указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с требованиями пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ коллегия обязывает Управление принять к рассмотрению заявление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 25/001/007/2016-6224 от 10.05.2016.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 17.10.2016 по делу N А51-18757/2016 отменить.
Признать незаконным решение управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю N 25/001/007/2016-6224 от 26.05.2016 о возврате документов без рассмотрения.
Обязать управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю принять к рассмотрению заявление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края N 25/001/007/2016-6224 от 10.05.2016 о регистрации права хозяйственного ведения Краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" на объект недвижимости - канализация хозяйственно-бытовая, расположенный по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул. Бурачка, 7,9, кадастровый номер 25:28:000000:17526.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-18757/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 10 марта 2017 г. N Ф03-506/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: КГУП "Приморский водоканал"