Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2016 г. N Ф03-6191/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
11 октября 2016 г. |
А73-7096/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края: Клочкова В.П., представитель по доверенности от 28.09.2015 N 1-13/1617;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Черкасова Е.Д., представитель по доверенности от 11.05.2016 N 1-07/5950;
от Министерства финансов Хабаровского края: Ткаченко О.А., представитель по доверенности от 30.08.2016 N 19-14-400;
от общества с ограниченной ответственностью "Лазоэнерго": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края
на решение от 05.08.2016
по делу N А73-7096/2016
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Лазаревой И.В.
по иску общества с ограниченной ответственностью "Лазоэнерго"
к Администрации Муниципального района имени Лазо Хабаровского края; Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании солидарно 6 964 150 руб. 28 коп.
третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лазоэнерго" (далее - ООО "Лазоэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее-Администрация, ответчик), Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края), о взыскании солидарно 6 165 134 руб. 98 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Хабаровского края.
Решением суда от 05.08.2016 заявленное исковое требование удовлетворено, с Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края за счет казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лазоэнерго" взыскана задолженность в размере 6 165 134 руб. 98 коп., в иске к Министерству ЖКХ Хабаровского края отказано.
Не согласившись с судебным актом, Администрация оспорила его в апелляционном порядке.
В обоснование жалобы ссылается на то, что возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством Хабаровского края, в связи с чем, на основании пункта 1 части 2 статьи 4 Закона N 222 органы государственной власти края при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать органы местного самоуправления необходимыми финансовыми и материальными средствами.
Ссылается на то, что перечисленных денежных средств из краевого бюджета недостаточно для возмещения теплоснабжающим организациям убытков в разнице тарифов, о чем в Министерство ЖКХ направлялись заявки на выделение денежных средств. Однако дополнительные денежные средства Министерством не выделялись.
Кроме того указывает, что субвенции для возмещения теплоснабжающим организациям убытков в разнице тарифов перечисляются по кодам бюджетной классификации, так по КБК 4414 из краевого бюджета перечисляются субвенции для организаций, которые осуществляют централизованные поставки топлива; по КБК 4402 из краевого бюджета перечисляются субвенции для организаций, которые осуществляют децентрализованные поставки топлива. Средства, поступившие на КБК 4402 за 2014-2015 были распределены между организациями, участвующими в децентрализованных поставках топлива. До 10.09.2014 денежные средства на КБК 4402 в Администрацию не поступали.
Министерство финансов Хабаровского края представило отзыв, в котором отразило свою позицию по доводам жалобы Администрации. В частности указало на то, что в соответствии с Законом Хабаровского края от 31.10.2007 N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее-Закон края N 150) государственные полномочия Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, переданы, в том числе органам местного самоуправления муниципального района имени Лазо.
Кроме того указывает, что дополнительное кодирование к КБК 044 05 02 080030П120 530 в виде двух дополнительных кодов 4402 и 4414 введено приказом министерства финансов N 8 края от 16.01.2015 в целях организации исполнения краевого бюджета и осуществления контроля за расходами средств краевого бюджета, имеющими целевое назначение.
Таким образом, дополнительное кодирование не может менять и не меняет общее целевое назначение краевых средств по КБК 044 05 02 080030П120 530, и в первом и во втором случае средства краевого бюджета направляются на возмещение ресурсоснабжающей организации убытков от применения регулируемых тарифов по теплоэнергии. Кроме того, указывает на то, что администрацией не была исполнена обязанность по возврату в доход бюджета не использованных мэжбюджетных трансфертов по окончании 2013 и 2014.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Администрации на доводах жалобы настаивал, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявленного требования.
Представитель Министерства финансов Хабаровского края в своих возражениях на жалобу доводы последней отклонил, просил решение суда оставить в силе, как законное и обоснованное.
Представитель Министерства ЖКХ Хабаровского края поддержал позицию Министерства финансов Хабаровского края, просил оставите решение суда первой инстанции без изменения, жалобу без удовлетворения.
ООО "Лазоэнерго" надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, участия в судебном заседании апелляционного суда не принимало, отзыва не направило, в связи с чем, жалоба рассмотрена в отсутствие представителя истца в соответствии со статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, ООО "Лазоэнерго" является ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по отоплению, горячему водоснабжению на объекты жилищного фонда в п. Переяславка (котельные ПМК и Застава), с. Черняево и с. Соколовка.
В период с октября 2014 по апрель 2016 ООО "Лазоэнерго" из-за разницы между предельными тарифами на тепловую энергию для населения, установленными губернатором Хабаровского края, и тарифами на данный энергоресурс, установленными Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, ООО "Лазоэнерго" недополучило полную стоимость отпущенного ресурса.
Всего за период с октября 2014 по апрель 2016 разница между экономически обоснованными тарифами, установленными комитетом и предельно максимальным тарифом для населения всего составила 14 569 126 руб. 72 коп.
Ввиду частичной оплаты Администрацией указанной разницы, убытки ООО "Лазоэнерго" составили 6 165 134 руб. 98 коп.
Поскольку Администрацией в добровольном порядке обязательство по перечислению субсидии не исполнено, истец обратился с иском в арбитражный суд, который удовлетворяя исковое требование, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Положениями статей 16, 1069 ГК РФ предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон N 222) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Пунктом 1 статьи 4 указанного закона установлено, что определение размера возмещения убытков осуществляется с учетом экономически обоснованного тарифа, предельного максимального тарифа, норматива потребления тепловой энергии на отопление, отапливаемой площади жилищного фонда, норматива расхода тепловой энергии на горячее водоснабжение, численности населения, потребляющего горячую воду.
Право истца на возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами, установленными комитетом и предельно максимальным тарифом для населения, равно как и размер понесенных истцом убытков, спорными не являются, однако между сторонами имеются разногласия относительно лица, за счет которого подлежат возмещению причиненные истцу убытки.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочего, относится организация в границах городского округа теплоснабжения населения.
Возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей (населения) и экономически обоснованным тарифом теплоснабжающей организации является неизбежным следствием государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с позиции поддержания баланса экономических интересов названных сторон посредством установления предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями.
Наличие межтарифной разницы предполагает необходимость возмещения теплоснабжающей организации понесенных ею экономических потерь путем восполнения реальных затрат на производство тепловой энергии, заложенных в экономически обоснованный тариф.
Согласно подпунктам 55, 67 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществление контроля за их применением, в том числе в сфере теплоснабжения согласно ФЗ "О теплоснабжении" относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств соответствующих бюджетов.
Вопросы возмещения разницы в тарифах на территории Хабаровского края регламентированы нормами Закона N 222, Закона Хабаровского края от 31.10.2007 N150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (далее - Закон N150), постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр и утвержденными им Порядком расчета возмещения убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Порядок возмещения убытков) и Правилами предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению (далее - Правила предоставления субвенций).
Исходя из пункта 2.3 Правил предоставления субвенций, если на отчетную дату нормативный объем тепловой энергии превышает фактический объем отпущенной населению тепловой энергии, то размер субвенции на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, определяется исходя из фактического объема тепловой энергии, отпущенной населению.
Из совокупности изложенных правовых норм следует, что истец вправе получить полное возмещение неполученных сумм от образовавшейся межтарифной разницы при обеспечении потребителей (населения) тепловой энергией.
В соответствии с пунктами 2.2, 5.3 Правил предоставления субвенций, расчет субвенции осуществляется органом местного самоуправления, который несет ответственность за целевое использование субвенции и достоверность представляемых в Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края сведений.
В пунктах 3.1, 3.2 Порядка возмещения убытков расчет фактической суммы возмещения убытков осуществляется отдельно по каждой организации. Порядок перечисления организациям средств на возмещение убытков определяется органами местного самоуправления.
Соответственно органы местного самоуправления, в том числе Николаевского муниципального района самостоятельно осуществляют расчет и возмещение убытков теплоснабжающим организациям района. Министерство жилищно - коммунального хозяйства Хабаровского края непосредственно не осуществляет расчеты с теплоснабжающими организациями.
Согласно имеющихся в материалах дела актов сверки между министерством и администрацией муниципального района имени Лазо за 2014, задолженность по предоставлению субвенций из краевого бюджета на возмещение убытков, перед администрацией муниципального района имени Лазо отсутствует, за 2015 по состоянию на 01.01.2016 имелась задолженность в размере 2 743 981,76 руб. С учетом отрицательного сальдо на конец 2015, в январе 2016 администрации из краевого бюджета перечислено 64 212 560 руб.
Таким образом, обязательства краевого бюджета перед бюджетом муниципального района имени Лазо по предоставлению субвенций на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, выполнены в полном объеме.
Ссылки Администрации на недостаточность перечисления денежных средств на счет 4402 - субвенции для организаций, которые осуществляют децентрализованные поставки топлива, правомерно отклонены судом первой инстанции поскольку, перечисление Администрацией поступивших субвенций иным организациям, участвующим в централизованном завозе топлива, не освобождает ответчика от исполнения принятых обязательств по возмещению истцу затрат, связанных с производством тепловой энергии, за счет средств краевого бюджета, поступающих в виде субвенций.
Более того, администрация обладает возможностями, позволяющими ей разделять, получаемые ею денежные средства по дополнительным кодам бюджетной классификации (4402 и 4414), поскольку применение упомянутых дополнительных кодов не может менять и не меняет общее целевое назначение краевых средств по КБК 044 05 02 080030П120530, и в первом и во втором случаях средства краевого бюджета направляются на возмещение ресурсоснабжающей организации убытков от применения регулируемых тарифов по теплоэнергии.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бремя возмещения разницы между тарифами, отражающими реальные затраты исполнителя по оказанию потребителям услуг по теплоснабжению, и тарифами, установленными для потребителей, непосредственно поселением, возложено на Администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края.
На основании изложенного оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы, по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.08.2016 по делу N А73-7096/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-7096/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 декабря 2016 г. N Ф03-6191/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Лазоэнерго"
Ответчик: Администрация Муниципального района имени Лазо Хабаровского края, Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
Третье лицо: Министерство финансов Хабаровского края